Спортивные федерации Канады, получившие от КОА наибольшие субсидии в 1989—1992 гг

Виды спорта Сумма (тыс. дол.)
Легкая атлетика
Плавание
Хоккей на траве
Хоккей с шайбой
Фигурное катание
Гимнастика спортивная
Конный спорт
Лыжи горные
Лыжные гонки
Синхронное плавание

Финансирование национальных спортивных федераций. В период олимпийского цикла 1989 — 1992 гг. дотации спортивным федерациям по ли­нии Национального олимпийского комитета Канады (КОА) составили 12 млн. долларов (табл. 4).

При определении суммы субсидий федерациям учитывались прежде всего результаты, показанные представителями данного вида спорта на Олимпийских играх 1988 г. в Калгари и Сеуле, а также от числа олимпийцев, которых федерация должна была подготовить к Олимпийским играм 1992 г. в Альбервиле и Барселоне. Причем федерации, чьи виды спорта входят только в программу Панамериканских игр, получили меньшие дотации.

Программы помощи спортсменам. С 1983 г. Министерство по делам спорта Канадыразработало программу помощи олимпийцам своей страны и стало регулярно выделять средства для ее реализации.

Если в 1983 г. по этой программе финансовую поддержку от правительства мог получить 61 спортсмен, то в начале 90-х годов их число возросло примерно в 2,5 раза. Все спортсмены распределены по трем категориям: «А», «В» и «С». В категорию «А» включены спортсмены, входящие в восьмерку сильнейших в мире в своей дисциплине, и они получают ежемесячно по 650 долларов; в категорию «В» —спортсмены, занимающие в мировой «табели о рангах» места с 9-го по 16-е (получают ежемесячно по 550 долларов); в кате­горию «С» — те члены национальных сборных Канады, которые занимают в мировом списке сильнейших места ниже 16-го (ежемесячное пособие каждого из них составляет 450 долларов).

В конце 1987 г. в Канаде было принято решение об учреждении фонда в размере 4 млн. долларов, предназначенного для выплаты стипендий канад­ским спортсменам и тренерам. Управление фондом осуществляет КОА. Стипендии предназначаются, главным образом, студентам колледжей и универ­ситетов — членам сборных команд Канады, причем размер стипендий для обучающихся в колледжах — 1000, а в университетах — 2000 долларов. Сти­пендии также предоставляются и тренерам (по 8000 долларов). Правда, число таких стипендий ограничено (не более десяти в год). На них имеют право тре­неры, которые хотят расширить свои знания в аспирантуре или на курсах по­вышения квалификации. Этот фонд финансируется компанией «Петро-Кэнада». За период с 1988 по 1992 гг. по данной программе получили финансовую поддержку 274 спортсмена и 30 тренеров — на общую сумму 750 000 долла­ров. Помимо выплаты стипендий, фонд ежегодно выделяет 50000 долларов действующему при КОА центру, занимающемуся социальным обеспечением канадских олимпийцев.

Маркетинг и спонсорство. Спортивные федерации Канады часто прово­дят самостоятельные кампании по сбору средств. Здесь, как правило, преуспева­ют те из них, которые имеют спонсорские соглашения. Горнолыжникам, напри­мер, с помощью фирм-спонсоров в 1991 г. удалось собрать дополнительно 4 млн. долларов. Компания «Петро-Кэнада» выплатила в течение трех последних лет 625 тыс. долларов бобслеистам и саночникам, которые от других спонсоров до­полнительно получили еще 450 тыс. долларов. Лыжникам за этот же период уда­лось собрать 500 тыс. долларов. В то же время кампания по сбору средств для прыгунов на лыжах с трамплина принесла лишь 36 тыс. долларов.

Среди спонсоров выделяются такие крупнейшие пивоваренные компании Канады, как «Карлинг О'Киф» и «Лабатт». Компания «Карлинг О'Киф» еще в 1973 г. создала спортивный фонд и выделила 1 млн. долларов на разви­тие олимпийского спорта в стране. Перед Играми XXI Олимпиады 1976 г. эта компания перечислила в упомянутый фонд уже 3 млн. долларов. С тех пор она тесно сотрудничает с КОА в развитии национального олимпийского дви­жения, выделяя значительные суммы для нужд олимпийского спорта и ис­пользуя последний для рекламы своей продукции.

Ежегодные взносы компании «Лабатт» на нужды Канадского студенческого спортивного союзаисчисляются суммой в 100 тыс. долларов. Но наибо­лее плодотворно «Лабатт» сотрудничает с федерацией хоккея Канады. Сегод­ня эта компания — главный спонсор олимпийской сборной Канады по хоккею, а также отдельных ее игроков.

Примечательно, что «Лабатт», несмотря на широкий размах своей спонсорской деятельности, не останавливается на достигнутом: недавно эта ком­пания заключила соглашение с высшей канадской баскетбольной лигой. «Лабатт» также помогает в организации и проведении выставок «ЭКСПО» в Монреале, где особенно подчеркивается вклад компании в осуществление различных государственных программ, в том числе и в области спорта.

С 1988 г. «Лабатт» реализует так называемую «родительскую программу», цель которой — оказание разносторонней помощи родителям спортсменов-олимпийцев. Это первая подобная программа в мире. В 1991 г. «Лабатт» подпи­сала долгосрочное соглашение с КОА о совместной деятельности в области люби­тельского спорта и олимпийского движения. Такая широкомасштабная деятельность по оказанию финансовой поддержки канадскому спорту справед­ливо вызывает уважение у канадцев, что, по мнению руководства «Лабатт», яв­ляется гарантией коммерческого успеха этой компании в будущем.

Ориентируя спортивные организации на более тесные контакты с частными фирмами, правительство Канады в то же время осуществляет довольно жесткий контроль за спонсорством. Так, в 1985 г. оно издало специальный до­кумент, в котором излагаются основы спонсорских взаимоотношений фирм и корпораций со спортивными организациями. В разделе «Принципы», в част­ности, говорится: «Участие корпораций в спонсорстве различных спортивных мероприятий и программ через национальные спортивные организации явля­ется важным элементом финансирования любительского спорта в Канаде. Федеральное правительство поддерживает усилия заинтересованных сторон в развитии такого сотрудничества. Спортивные организации несут ответствен­ность за соблюдение спонсорских соглашений в своих видах спорта. На них возлагается обязанность по защите спорта от чрезмерного проникновения в него коммерции».

Следует отметить, что среди других западных стран только правительство Канады так жестко контролирует спортивное спонсорство. В упоминав­шемся выше документе в разделе «Политика спонсорства» говорится о том, что правительство запрещает национальным спортивным организациям получе­ние финансовой и другой помощи от табачных компаний. В случае наруше­ния этого положения федеральное правительство вправе конфисковать сред­ства, поступившие от этих фирм.

Для того чтобы более полно представить особенности финансовой политики Канадской олимпийской ассоциации, приведем информацию, характе­ризующую доходную и расходную части ее бюджета, которые за четырехлет­ний олимпийский цикл (1988 — 1992 гг.) выглядели следующим образом (табл. 5; 6).

Таблица 5

Наши рекомендации