Классификация доходов и факторы, влияющие на их величину
Исходя из стандартов бухгалтерского учета в России, доходами предприятия признают повышение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, что приводит к увеличению его капитала (при условии, что величина вкладов его участников в капитал остается неизменной).
Не приводят к росту собственного капитала и, следовательно, не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц сумм:
ü Налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, экспортных пошлин и иных обязательных платежей в бюджетный фонд государства;
ü По договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.д.;
ü В порядке предварительной оплаты продукции (работ, услуг);
ü Авансов в счет оплаты продукции (работ, услуг);
ü Задатка;
ü В залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
ü В погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы предприятия исходя из характера, условия получения и направления деятельности систематизируют на :
ü Доходы от обычных видов деятельности;
ü Прочие доходы.
Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считают прочими поступлениями. Исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения, организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями.
Доходами от обычных видов деятельности считают выручку от реализации продукции (работ, услуг).
В компаниях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное владение и пользование своих активов по договору аренды, выручкой признают арендную плату.
В организациях, предметом деятельности которых считают предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, выручкой признают поступления от данной деятельности (лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности).
На предприятиях, предмет деятельности которых – участие в уставных капиталах других компаний, выручкой считают поступления от данной деятельности.
В бухгалтерском учете выручку отражают в сумме, определенной в денежном обращении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступлений покрывает лишь часть выручки, то выручку, принимаемую к бухгалтерскому учету, определяют как сумму поступлений и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлениями).
Величину поступления и (или) дебиторской задолженности определяют исходя из цены, зафиксированной в договоре между поставщиком и покупателем (заказчиком) или пользователем активами предприятия. При реализации продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставленного в виде отсрочки (рассрочки) оплаты, выручку отражают в бухгалтерском учете в полной сумме дебиторской задолженности.
Величину поступления и (или) дебиторской задолженности по договору, который предусматривает исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимают к бухгалтерскому учету по стоимости полученных или подлежащих получению товаров. Стоимость товаров, полученных или подлежащих получению предприятием, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых условиях обычно определяют стоимость аналогичных товаров.
В состав прочих доходов включают:
ü Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и пользование активов компании;
ü Поступления, относящиеся к предоставлению за плату прав, возникающих из интеллектуальной собственности;
ü Поступления (включая процентные доходы по ценным бумагам), связанные с участием в уставных капиталах других компаний;
ü Прибыль, полученную организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
ü Выручка от продажи основных средств и иного имущества;
ü Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этой кредитной организации;
ü Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
ü Возмещение причиненных предприятию убытков;
ü Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
ü Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
ü Суммы дооценки активов;
ü Прочие доходы.
К прочим доходам относят поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.); стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
В бухгалтерском учете и отчетности выручку от реализации признают при наличии следующих условий:
ü Организация имеет право на получение такой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное другим соответствующим образом;
ü Сумма выручки от реализации может быть определена;
ü Присутствует уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия (например, оно получило актив в оплату; отсутствует неопределенность в получении актива);
ü Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар перешло от продавца к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оплачена);
ü Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с данной операцией, могут быть достоверно установлены.
Если в отношении денежных средств и иных полученных компанией активов не исполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете и отчетности признают кредиторскую задолженность, а не выручку от реализации.
Метод определения выручки от реализации компания выбирает самостоятельно при принятии учетной политики на предстоящий финансовый год исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.
В налоговом учете выручка от реализации (доход) включает в себя:
ü Доходы от реализации товаров (продукции, работ, услуг);
ü Внереализационные доходы;
ü Доходы, не учитываемые при определении налога на прибыль (ст.251 НКРФ).
Доходы устанавливают на основании первичных документов и данных регистров налогового учета.
Объем выручки от реализации зависит от ряда факторов:
ü Ценовой политики;
ü Ассортиментной политики предприятия – изготовителя;
ü Объема реализации произведенной продукции;
ü Уровня нологообложения валовой выручки от реализации (ставок косвенных налогов – НДС и акцизов);
ü Емкости товарного рынка;
ü Уровня конкуренции между товаропроизводителями;
ü Форм расчетов за продукцию (товары, работы и услуги) и др.
Ценовая политика – один из ключевых методов управления выручкой от реализации. Она обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия. Ценовая политика непосредственно влияет на результаты его операционной (текущей) деятельности, формирование маркетинговой стратегии и финансовое состояние. Кроме того, ценовая политика способствует укреплению позиций продавца на товарном рынке.
Планирование (прогнозирование) выручки от реализации продукции
Цель планирования выручки от реализации – определение конечного финансового результата в форме прибыли, составление оперативных финансовых планов (бюджета доходов и расходов, налогового бюджета), оценка стоимости компании при доходном подходе.
Информационной базой для планирования выручки от реализации служат:
ü Разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (работ, услуг) на квартал, полугодие, год;
ü Разработанная ценовая политика;
ü Принятая ассортиментная политика;
ü Оценка и прогноз конъюнктуры товарного рынка;
ü Расчет плановой величины выручки от реализации;
ü Разработка мероприятий по выполнению запланированного объема выручки от реализации.
Общая модель расчета плановой величины выручки от реализации (ВР) имеет вид:
ВР = О1+Т – О2,
Где О1 и О2 - остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало и конец расчетного периода по себестоимости; Т – выпуск продукции по плану предприятия в ценах реализации.
В бухгалтерском учете входные остатки нереализованной продукции показывают по себестоимости. Для ее оценки в ценах реализации используют коэффициент пересчета (Кпер.):
Для определения товарного выпуска продукции (Т) используют формулу:
Где плановое количество изделий вида; - цена реализации изделия вида; n – число видов (групп) изделий (i=1,2,3…n).
Расчет выручки от реализации товаров прямым методом приведен в табл.13.1.
Таблица 13.1 Расчет выручки от реализации на предстоящий финансовый год по акционерной компании
В ряде случаев выручку от реализации определяют не по каждому изделию (группе изделий), а по всей продукции в целом – исходя из прогнозного объема товарного выпуска в рыночных ценах и изменения остатков нереализованной продукции на конец расчетного периода (табл.3.2)
Таблица 13.2 Сводный расчет выручки от реализации по акционерной компании на предстоящий финансовый год
№ п/п | Показатели | Сумма, тыс.руб |
1. | Остатки нереализованной продукции на начало расчетного пери ода | |
2. | Прогноз товарного выпуска в прогнозном периоде | |
3. | Остатки нереализованной продукции на конец расчетного периода | |
4. | Валовая выручка от реализации на предстоящий год (стр1+2-3) | |
5. | Налог на добавленную стоимость | |
6. | Чистая прибыль от реализации (стр4-стр5) | |
7. | Полная себестоимость реализованной продукции | |
8. | Валовая прибыль (стр6-стр7) | |
9. | Рентабельность реализованной продукции (стр8:стр7х100)=25,11% | - |
Система мер по обеспечению выполнения плана по выручке от реализациивключает следующие мероприятия:
1. Проведение разумной ценовой политики, обеспечивающей современной поступление выручки от покупателей в достаточном объеме;
2. Использование благоприятной конъюнктуры товарного рынка для продажи больших партий изделий платежеспособным покупателям;
3. Предоставление коммерческого кредита и ценовых скидок покупателям для стимулирования сбыта товаров;
4. Повышение уровня сервисного (после продажного) обслуживания клиентов;
5. Развитие рекламной и информационной деятельности на товарном рынке;
6. Доведение разработанных оперативных планов (бюджетов) до центров финансовой ответственности (ЦФО) за доходы и прибыль, а также контроль за их исполнением.
Специалисты службы финансового директора обязаны содействовать выполнению плана по выручке от реализации продукции. В этих целях они обязаны осуществлять оперативный контроль за:
ü Производством товаров (путем установления структурным подразделением плановых бюджетов и плановой потребности в оборотных средствах);
ü Отгрузкой продукции;
ü Предупреждением выпуска изделий, пользующихся ограниченным спросом у потребителей;
ü Своевременным осуществлением денежных расчетов за отгруженную продукцию, т.е. за состоянием дебиторской задолженности.
Данные направления контрольной работы позволяют увеличить объем поступившей выручки от реализации (в денежной форме) и обеспечить тем самым стабильность финансового положения организации.
В оперативной работе финансовая служба тесно взаимодействует с другими отделами и службами предприятия (ПЭО, отделом сбыта, бухгалтерией и др.), что повышает результативность ее деятельности.