Понятие современного предприятия
Тема 1
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие современного предприятия
Рыночная среда предприятия
Классификация предприятий
Формы институционального объединения предприятий
Регистрация и ликвидация предприятия
Понятие современного предприятия
На всех этапах развития экономики основным ее звеном является предприятие. В условиях рыночной экономики ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.
Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица и осуществляющее производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли или дохода. Современное предприятие должно быть способно гибко реагировать на изменения рыночной ситуации. Организация работы современного промышленного предприятия должна быть основана на трех основных направлениях:
-научная организация производства – создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии (надежная и эффективная техника, технологии, упорядоченные технико-организационные связи работников);
-научная организация труда – система мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда (однако возможности научной организации труда ограничены технико-технологическим состоянием предприятия и его финансовыми и экономическими активами);
-научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистему предприятия.
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
-самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов (свобода принятия решений в рамках правовых норм);
-экономическую заинтересованность – получение максимально возможной прибыли (это же способствует и достижению личных интересов);
-хозяйственный риск и ответственность.
Эти признаки предпринимательства тесно друг с другом взаимосвязаны и действуют одновременно. Для формирования предпринимательской среды необходимы следующие условия:
-экономические – представляют собой предложение товаров и спрос на них; виды товаров; объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели; избыток (недостаток) рабочих мест и т.п.;
-социальные – стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным потребностям (на различных этапах эти потребности могут меняться под влиянием социально-культурной среды, нравственных и религиозных норм и т.д.);
-правовые – определяются наличием законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для его развития (условия открытия и регистрации предприятия, механизм налогообложения, защита прав собственности и т.д.).
Структурапредприятия – это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненность и взаимодействие между ними. Структура промышленного предприятия включает:
-подразделения основного производства;
-подразделения вспомогательного производства;
-обслуживающие, побочные и подсобные подразделения;
-управляющие службы и подразделения.
Функции управления предприятием | Функции организации на предприятии |
-учет и статистика; -анализ; -планирование; -принятие решений и их реализация; -мотивация; -контроль исполнения; -регулирование | -нормирование; -координация и оперативное планирование; -разделение и кооперирование труда; -ресурсообеспечение и материализация предметов труда; -планирование рабочих мест; -создание благоприятных условий труда; -реализация готовой продукции и выявление резервов |
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и собственный или временно используемый товарный знак (марку). Каждое предприятие осуществляет следующие процессы:
-инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), внедрение новшеств…);
-производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента);
-коммерческая деятельность предприятия на рынке – маркетинг (комплексное исследование рынка, организация и стимулирование сбыта произведенной продукции и услуг, реклама);
-материально-техническое обеспечение (МТО), включающее поставку сырья, материалов, комплектующих изделий; обеспечение предприятия всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, услугами производственного и непроизводственного характера и т.д.);
-экономическая деятельность – планирование, ценообразование, учет и отчетность, организация и оплата труда…;
-социальная деятельность – обеспечение нормальных условий труда, создание собственной социальной инфраструктуры предприятия и т.п.
Для осуществления предпринимательской деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности, либо полного хозяйственного владения. Источником имущества предприятия являются:
-денежные и материальные взносы учредителей предприятия;
-доходы от реализации продукции, работ и услуг;
-ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
-капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;
-безвозмездные и благотворительные взносы;
-пожертвования организаций, предприятий и граждан;
-выкуп имущества государственных предприятий путем конкурса, аукциона, тендера;
-выкуп имущества государственного предприятия путем акционирования;
-иные источники, не запрещенные законодательством.
Ресурсы предприятия – это все то, что необходимо для производства продукции и оказания услуг. Они подразделяются на следующие виды:
-материальные ресурсы – капитал (основной и оборотный), земельные и энергетические ресурсы;
-нематериальные ресурсы – ресурсы, не имеющие материально-вещественной формы, но участвующие в производстве продукции и способствующие получению прибыли: авторские права, торговые марки, патенты, программное обеспечение, ноу-хау и т.п.;
-трудовые ресурсы – характеризуются количеством и профессиональной квалификацией персонала;
-предпринимательская способность – это особый вид деятельности, связанный с реализацией коммерческих идей, направленных на достижение успеха в условиях риска;
-финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия (не являются экономическими). Финансовые ресурсы могут быть собственными (уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд и т.п.), привлеченными (эмиссия ценных бумаг, акций векселей и т.п.), заемными (кредиты, облигации и др.), полученными в порядке перераспределения (страховые возмещения, поступления из государственного бюджета, дивиденды по ценным бумагам и т.п),
Каждое предприятие формирует собственный состав необходимых ресурсов, исходя из цели предприятия, его возможностей и состояния внешней среды. Ресурсы оцениваются, прогнозируются и планируются по стоимости, значимости, срокам привлечения, окупаемости и т.д.