III тур (финальное прослушивание с оркестром)
I Международный конкурс вокалистов имени М.П. Мусоргского
ПОЛОЖЕНИЕ
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения I Международного конкурса вокалистов имени М.П. Мусоргского
1.2. Конкурс разделён на два раздела: «Оперный раздел» и «Камерный раздел».
Конкурс каждого из разделов состоит из трех туров.
«Оперный раздел»
I тур - отборочный. I и II туры - в сопровождении фортепиано,
III тур в сопровождении оркестра.
«Камерный раздел»
I тур - отборочный. I , II III туры - в сопровождении фортепиано.
2. Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации
Уральская государственная консерватория (академия) имени М.П. Мусоргского
Правительство Свердловской области
Министерство культуры Свердловской области
3. Цели и задачи:
3.1. Выявление талантливых молодых певцов, отвечающих требованиям современного оперного и камерного исполнительства и продвижение их на сцены российских и зарубежных оперных театров и концертных залов;
3.2. Сохранение и развитие традиций исполнения произведений великого русского композитора М.П.Мусоргского;
3.3. Укрепление и распространение творческих принципов русской вокальной школы;
3.4. Активизация творческой деятельности вокалистов, обогащение их репертуара произведениями великих русских и зарубежных композиторов, а также современных авторов
4. Место и сроки проведения конкурса:
I Международный конкурс вокалистов имени М.П. Мусоргского состоится в Екатеринбурге с 17 по 23 октября 2014 года на лучших оперных и концертных сценах города Екатеринбурга.
5. Участники конкурса:
В конкурсной программе имеют право участвовать:
«Оперный раздел» - певцы и певицы в возрасте от 18 до 36 лет
(родившиеся не ранее 17 октября 1979 года);
«Камерный раздел» - певцы и певицы в возрасте от 18 до 40 лет
(родившиеся не ранее 17 октября 1974 года).
6. Подача заявок на конкурс:
6.1.Заявки на конкурс принимаются до 15 мая 2014 года (по почтовому штемпелю).
Список заявочных документов:
· Заявка на участие
· Ксерокопия паспорта (разворот с фотографией)
· Краткая творческая биография
· Одна фотография на глянцевой бумаге 4х6 см и одна фотография в электронном виде (формат jpg, jpeg, tif, bmp).
· DVD-диск с видеозаписью материала I тура (возможные форматы avi, mov, mpg, mp4).
· Копия квитанции, подтверждающая оплату вступительного взноса.
6.2.Подлинник квитанции предъявляется участником при регистрации, и будет являться допуском к участию в конкурсе
6.3.Заявки не комплектные или, присланные после указанного срока, приниматься не будут.
6.4.Документы могут быть отправлены заказным письмом и продублированы по электронной почте: [email protected]
6.5.Все допущенные к участию в конкурсе исполнители не позднее, чем за два месяца по электронному адресу, указанному в Заявочном листе получат официальные приглашения оргкомитета конкурса
6.6.Порядок проведения конкурсных прослушиваний раздела «Оперное пение»:
К I туру будут допущены не более 50 участников
Ко II туру будут допущены участники, набравшие не менее 18 баллов, не более 25 участников
К III туру будет допущено 12 участников II тура, набравших наибольшее количество баллов.
6.7.Порядок проведения конкурсных прослушиваний раздела «Камерное пение»:
К I туру будут допущены не более 40 участников
Ко II туру будут допущены участники, набравшие не менее 18 баллов, не более 20 участников
К III туру будет допущено 10 участников II тура, набравших наибольшее количество баллов.
6. Программные требования:
Оперный раздел
I тур
1. Ария из оперы, кантаты или оратории XVII-XVIII вв. следующих композиторов:
И.С.Бах, Й. Гайдн, Г.Ф.Гендель, К.В. Глюк, Г. Перселл, В-А. Моцарт, Перголези,А.Вивальди.
2. Большая ария из опер одного из следующих композиторов XIX-XX вв.: М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.И.Танеев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Г. Доницетти, В.Беллини, Дж.Россини, Дж.Верди, Ш. Гуно, Л.Делиб, К.Сен-Санс, Ж.Бизе, Р. Леонковалло, Дж. Пуччини, П. Масканьи.
3. Романс или песня М.П.Мусоргского.
II тур
1. Два обязательных камерных вокальных произведения М.П.Мусоргского:
а) «Сиротка »(2-я редакция) - для всех голосов (в транспорте в зависимости от характера голоса);
б) «Но если б с тобою я встретиться могла »(«Юные годы», №9) - для сопрано:
«Гопак»(1-я редакция) - для меццо-сопрано:
«Где ты звездочка?»(«Юные годы», №1) - для тенора: «Ой, честь ли то молодцу лён прясти?»- для баритона: «Видение»- для баса.
2. Народная песня страны, республики, которую представляет исполнитель.
3. Романс или песня зарубежного композитора XIX-XX вв.
4. Одна обязательная ария.
Для сопрано
Н.А.Римский - Корсаков - ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок»;
Ария Царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане»;
М.И.Глинка .Рондо Антониды из оперы «Жизнь за царя»;
М.П.Мусоргский - Думка Параси из оперы «Сорочинская ярмарка»; Н.А.Римский - Корсаков - Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством»; Н.А.Римский - Корсаков - Ария Сервильи из оперы «Сервилия»; Н.А.Римский - Корсаков - Ария Марфы из оперы «Царская невеста»; П.И.Чайковский-Ариозо Наташи из оперы «Опричник»; А.П.Бородин - Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь»; Н.А.Римский - Корсаков - ария Февроньи («Милый, Как без радости прожить») из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»;
М.И.Глинка-Ария Гориславы из оперы «Руслан и Людмила».
Для меццо-сопрано
М.П.Мусоргский - Сцена Хиври из оперы «Сорочинская ярмарка» (в клавире издательства «Музыка». Москва, 1970, с.72-87 от цифры 35 по 6-й такт цифры 64 включительно) ; Монолог Саламбо из оперы «Саламбо»(2-я редакция, II акт, клавир под редакцией П.Ламма. с. 38-46, изд. 1939); М.П.Мусоргский - Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина»; М.П.Мусоргский - Сцена Марины Мнишек из оперы «Борис Годунов»;
Н.А.Римский – Корсаков-Сцена и ария Любаши из оперы «Царская невеста» I действие.
Для тенора
Н.А.Римский - Корсаков - Песня Индийского гостя из оперы «Садко»; Н.А.Римский - Корсаков - Песня Левко из оперы «Майская ночь»; Н.А.Римский - Корсаков - Ария Тучи из оперы «Псковитянка»;
М.П.Мусоргский-Монолог Голицина из оперы «Хованщина» (в клавире издательства «Музыка», Ленинградское отделение, 1976, с. 126-134,с 5-го такта 143 цифры по 9-й такт 156-й цифры включительно);
Н.А.Римский-Корсаков- Песня Вакулы из оперы «Ночь перед Рождеством» («Где ты,сила моя…»);
П.И.Чайковский-Ария Германа из оперы «Пиковая дама».
Для баритона
Н.А.Римский - Корсаков - Сцена и ариетта Ивана Королевича из оперы «Кащей Бессмертный»;
Н.А.Римский - Корсаков - Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»;
Н.А.Римский - Корсаков - ария Грязного из оперы «Царская невеста»;
М.П.Мусоргский - Монолог Мато из оперы «Саламбо»(I картина, IV акт, с.172-183);
А.С.Даргомыжский - Монолог Клода из оперы «Эсмеральда»;
М.П.Мусоргский - Ария Шакловитого из оперы «Хованщина»;
П.И.Чайковский- Баллада Томского из оперы « Пиковая дама»;
П.И.Чайковский- Ария Елецкого из оперы « Пиковая дама».
Для баса:
М.П.Мусоргский - Рассказ Пимена, сцена смерти Бориса из оперы «Борис Годунов»(в клавире издательства «Музыка», Ленинградское отделение, 1974, с.83-87, от цифры 33 до 41-й);
Монолог Мато из оперы «Саламбо» (I картина, IV акт, с.172-183).
5. Ария из оперы, оратории или кантаты современного российского композитора второй половины XX века:
Г.В.Свиридов,В.А.Гаврилин,Р.К.Щедрин,Т.Н.Хренников,С.М.Слонимский,И.Ф.Стравинский, А.Э.Спадавеккиа
III тур (финальное прослушивание с оркестром)
1. Ария из оперы русского композитора
2. Ария из оперы по выбору участника (со своей партитурой и голосами для оркестра)
Примечания:
а) Арии, отрывки из опер М.П.Мусоргского исполняются только в редакции П. А. Ламма;
б) Каждое произведение исполняется только в одном туре, наизусть и на языке оригинала;
в) Желательно наличие собственного нотного материала (партитуры для голосов оркестра);
г) Порядок исполнения произведений во всех турах по желанию участника конкурса;
д) Жюри имеет право остановить выступление конкурсанта в I и II турах, в обоих разделах конкурса.
Камерный раздел
I тур
1.Ария из оперы, кантаты или оратории XVII-XVIII вв. следующих композиторов:
И.С.Бах, Й.Гайдн, Г.Ф.Гендель, Г. Пёрселл, В-А. Моцарт, А.Вивалбди, Перголези, Глюк.
2.Романс или песня М.П.Мусоргского.
3.Романс русского композитора.
II тур
1.Три обязательных камерных произведения М.П.Мусоргского:
а) «Спи, усни, крестьянский сын» (2-я редакция, «Юные годы», № 16а) и
« Что Вам слова любви» («Юные годы», № 7) - для голосов в зависимости от характера голоса;
б) «Но если бы с тобою я встретиться могла» («Юные годы», № 9) – для сопрано;
«Гопак» (1-я редакция) - для меццо-сопрано;
«Где ты, звёздочка» ( «Юные годы», № 1) – для тенора;
«Ой, честь то молодцу лён прясти» - для баритона ;
«Видение» - для баса.
2. Народная песня страны, республики которую представляет исполнитель.
3. Вокальный цикл (или часть цикла ) русского или зарубежного продолжительностью не более 15 минут.