Когда вы уже начали выигрывать, дилер обычно «заводится» сам
В огромном зале площадью в тысячи квадратных метров забываешь о времени и обо всем. Погружаешься в совершенно необычную атмосферу, которая воздействует, подобно наркотику. Помню, как в первый раз я подошел к игральному автомату и выиграл за час около 1 000 долларов, правда, потом все их проиграл. И только первые 3 — 4 посещения казино я мечтал о выигрыше, неожиданной удаче, а потом раз и навсегда успокоился. Потом казино было для меня, в первую очередь местом, где можно преодолевать свой характер и свои эмоции. Хотя сначала, помню, забывал обо всем. Я помню, как во второй раз я с одним знакомым приехал в Атлантик-сити. Пошли в казино <Цезарь>. Я за полчаса проиграл все, что было. Выклянчил у своего спутника сначала 20 долларов, а затем еще 10. Потом он подвел меня к автоматам, где жетоны по 5 центов, дал 3 доллара в руки и сказал: «Упражняйся». Я сидел и несколько часов остервенело дергал за ручки автоматов. Позже, когда мы проиграли все деньги, пошли гулять по набережной. Я посмотрел вокруг и сказал ему:
— Теперь понимаю почему я так быстро все проиграл.
— Почему? — поинтересовался тот.
— Так начал мечтать о выигрыше, что забыл про остальное, — ответил я и показал пальцем вниз.
Он посмотрел на мои ноги и ухмыльнулся. У меня на ногах были туфли разного цвета. Когда желание застилает глаза, на выигрыш лучше не надеяться.
«У карт один ритм, а у наших желаний — другой, подумал я, — и чем больше для нас значат наши желания тем меньше мы чувствуем окружающий мир и ритм жизни».
С.Н. Лазарев
В то время, когда я вставляю эту цитату, по телевизору, идет фильм, скорее всего американский. И там кто-то произносит такой текст:
— «Я тебе покажу свои магазины, у меня сеть магазинов, я им посвятил всю свою жизнь».
Наверно она была горда собой в этот день. И он наверно тоже будет этим горд. В день своей смерти. Или позже.
Сколько я потом ни анализировал любую игру в карты, я убеждался в одном — в карты выигрывает тот, кто умеет не подчиняться своим страстям. Если Вы хотите проверить себя, то сделать это очень просто. Придите в казино ровно на два часа, и когда они истекут, не зависимо от ситуации, покидайте стол с рулеткой, карточный стол или автомат.
Если 2 — 3 раза Вы сумеете встать, не протянув лишней минуты, значит, играть Вам можно и можете даже надеяться на выигрыш. Если же Вы позволили себе просидеть чуть-чуть дольше, не носите больших сумм в казино и ориентируйтесь на проигрыш, легче будет. Но, в основном, люди едут в игорный дом, чтобы получить неприятности и проиграть.
С.Н. Лазарев
Вот еще одно описание механизма азартной игры. И ее опасности.
Игрок — настоящий игрок — не встанет из-за стола, пока не выиграет. Он должен настоять на своем, доказать свою силу, утвердиться. И на пути к этой цели он готов идти на все, поставить что угодно; он ставит последнее... В апофеозе борьбы (даже если не выдает себя ни чем) он переживает невероятный эмоциональный подъем, а если еще и риск велик — это сродни состоянию полета.
Не правда ли — очень похоже на вдохновение?
Это и не удивительно: азарт стремится, пытается, делает невероятные усилия, чтобы смочь использовать формулу вдохновения — выйти на траекторию гиперболы, траекторию успеха. И случается, что игроку удается разорвать синусоиду; но лучше б он этого не делал. Потому что его ведет не задача, его ведет цель, и чем бы ни закончилась для него эта игра (подчеркнем: на высочайшем эмоциональном подъеме, на предельной концентрации всех жизненных сил) — в конце его ждет поражение. Когда гиперболический полет иссякнет, он обнаружит себя глубоко внизу не с яблоком — с пустыми руками. Проигрыш зачеркнет его как личность: после такого падения ему нечем будет жить. Выигрыш — сколь угодно крупный выигрыш — тоже слабое утешение, потому что игрок за полеты платит собой. Не оборотным энергопотенциалом — своей жизнью. Он не осознает этого; он не знает, что произошло, только чувствует, что жизнь утратила вкус, стала неинтересной. Значит, единственная возможность опять ее — настоящую — ощутить это опять поставить все на карту. И так до тех пор, пока не проиграет окончательно.
Значит: 1) азарт — вернейший признак ущербного энергопотенциала (игрок заводит себя, ищет азарт для того, чтобы хоть на короткое время, взбугрив синусоиду, подняться на более высокий уровень энергопотенциала и ощутить настоящую жизнь — собственно говоря, ту, которой живем мы вами);
2) азарт пытается работать по схеме вдохновения, но дефицит энергопотенциала лишает его задачи; поэтому игрок подменяет творческую задачу доступной целью; поэтому же он провоцирует эмоции и насилует себя, вызывая искусственные взрывы — увы, тем самым он взрывает свою целостность; собирая себя потом по кускам, он обнаружит себя на уровне значительно ниже прежнего, что и неудивительно: целое всегда больше, чем сумма составляющих его частей;
3) азарт обречен на поражение.
Кстати, алкоголики и наркоманы живут по тому же принципу, что и игроки. А ведь им тоже хочется удовлетворения, хочется ощутить полноту жизни. Но рожденные искусственным путем эмоции не создают никакого продукта, который возвратил бы энергопотенциал. Поэтому они энергопотенциал они прожигают.
Алкоголикам и наркоманам недоступны чувства, требующие больших энергетических затрат. Поэтому они живут эмоциями и ради эмоций.
А это, как мы уже говорили, уровень животных.
Игорь Акимов, Виктор Клименко «О мальчике, который умел летать»
Видимо уже понятно к чему я веду. Чем меньше вы, как говорит Лазарев, зацеплены за деньги, и как вы понимаете, не только в казино, тем больше вероятность, что у вас они будут.
Богатые люди, как правило относятся к деньгам легко. Деньги — это навоз, сегодня нету, завтра воз.
Почему не стоит стремиться, во что бы то ни стало, сконцентрировать деньги именно у себя?
Но моя мысль идет дальше. Если мы являемся материализацией субстанции, которую я называю «суперполем», то это означает, что мы действительно детерминистичны лишь в нашем трехмерном мире, а в четырехмерности мы, люди, являемся единым энергетическим континуумом — «деревом», и, словно ветки и веточки, мы разделены на суперэтносы, этносы, народности, семьи и личности и проявлены все в этом трехмерном мире как топологические трехмерные сечения единых четырехмерных сущностей.
А. Мартынов «Исповедимый путь»
Еще цитата из книги Лазарева «Диагностика кармы» (4).
Самое главное — не отделять духовное познание мира от физического. Без постоянных духовных практик боевые искусства вырождаются. Я долго не мог понять, почему без достижения абсолютного внутреннего спокойствия невозможно значительное повышение уровня и достижение мастерства. На Востоке это состояние называлось «спокойная вода». Потому что не нужно думать, анализировать во время схватки. Это называлось «пустой ум».
По преданию, один мастер настолько останавливал сознание во время схватки, что потом, через некоторое время, не мог вспомнить, как называлось оружие, которым он пользовался и как зовут его самого. Для меня было необъяснимой загадкой, почему человек должен уподобляться животному.
Разве это искусство и развитие? Почему, для того чтобы победить, нужно отказаться от всех желаний, даже от желания победить.
С.Н. Лазарев
Чем выше в гору, тем легче должна быть поклажа, тем больше необходимо оставлять. С. Мосягин
Казалось бы для того, чтобы обеспечить справедливость, нужно отказаться от нее. Рецепт стар, как мир.
Что отдал, то твое.
Решение пришло изящно и неожиданно.
— Вы развращаете своих сотрудников высокой зарплатой.
Собеседник опешил.
— Это как же понимать?
— Если человек совершает ошибки и за это не наказывается, то растет его зацепленность за благополучную судьбу. И его душа становится гордой и агрессивной. Если человек получает высокую зарплату, сознавая, что не зарабатывает ее, и видя, что за тот же труд другие получают гораздо меньше, то это также повышает зацепку за благополучную судьбу. В данной ситуации остаться сбалансированным достаточно сложно. Творческим людям это удается легче. Обычному же исполнителю очень тяжело. Так вот, обращаюсь я к руководителю:
— Вы хотите добра своим сотрудникам, и в Вашем понимании — это отсутствие наказания при проступках и максимальные оклады, т.е. создание наибольшего духовного и физического комфорта для подчиненных. Так Вы все сильнее зацепляете их за благополучие и стабильность. Поэтому подсознательно они должны разрушить эту стабильность, чтобы выжить. В обычной ситуации они должны были развалить работу, т.е. источник опасности, но у вас хорошая интуиция и энергетика. Поэтому разваливается не столько работа, сколько судьбы подчиненных.
С.Н. Лазарев.
То, что можно привести колоссальный вред, казалось бы, делая добро, достаточно банальное утверждение.
Великого психоаналитика, Вильгельма Рейха, изучавшего детей и их проблемы, однажды спросили: «Что больше всего мешает и вредит детям? Что, по-вашему, является корнем всех их несчастий, проблем, отклонений от нормы?»
«Матери», — сказал он.
Наша беда в том что мы считаем что от нас многое зависит в жизни других, от нас, на самом деле, не зависит ничего.
Не считайте себя человеком, который способен дать или не дать. Каждый, так или иначе, получит именно то, что заслуживает. Когда вы определяете сумму вознаграждения своих подчиненных не забывайте, что вы «кассир», который выдает деньги или другие материальные ценности, а сумму в ведомости заработной платы ставит кто-то другой. Этот другой сам подчиненный.
Представьте, что вы являетесь акушеркой, вы помогаете рождению кого-то другого, делайте добро без показухи и суеты. Облегчайте то, что происходит, а не то, что, как вы считаете, должно происходить. Если вы должны взять на себя ответственность, лидируйте так, как акушерка помогает матери: успокаивайте и будьте за старшего.
Когда ребенок родится, мать скажет: «Мы сделали это сами!» И это совершенно верно.
Джон Хейдер «Дао лидера».
Милтон Эриксон также передает инициативу другому.
Вы создаете пациенту ситуацию, а он должен найти решение — если, конечно, он ее вообще осознает.
Милтон Эриксон
Для того, чтобы получить то, что он хочет, человек всегда имеет ресурсы, о которых он и не подозревает. Нужно только дать возможность этим ресурсам проявиться. Если человеку это по настоящему необходимо, он получит все, что ему нужно, достаточно просто не мешать.
Вот одна из историй Милтона Эриксона
В этой связи он рассказал историю о лошади, которая забрела во двор его дома, когда он был молодым человеком. У лошади не было характерных примет, по которым ее можно было опознать. Эриксон предложил вернуть лошадь хозяевам. Чтобы сделать это, он просто сел на нее верхом, выехал на дорогу и предоставил лошади самой выбирать путь. Он вмешивался только тогда, когда лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям. Когда лошадь, наконец, пришла во двор соседа, жившего в нескольких милях пути, сосед спросил Эриксона: «Как вы узнали, что лошадь пришла отсюда и что он она наша?»
Эриксон ответил: «Я не знал, а вот лошадь знала. Все, что мне нужно было сделать, так это не дать ей сойти с дороги.
Сидней Розен «Мой голос останется с вами»
Есть нечто в человеке, что всегда знает правильный путь, нужно только дать возможность этому нечто идти по этому пути.
Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее в последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, (он) не осуществляет их сам; создавая не обладает (тем, что создано); приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая (что-либо), не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.
Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин»
И еще несколько стихотворных строк, они вряд ли добавят что-нибудь к пониманию справедливости, но я думаю, что вы не будете против того, что прочитать пару четверостиший Омара Хайяма.
В час, когда совершилось начало начал,
Рад был каждый и большего не ожидал.
Спор о большем всегда становился лишь ссорой -
Вот мораль, чтобы жадным ты в жизни не стал.
Омар Хайям
Не таи в своем сердце обид и скорбей,
Ради звонкой монеты поклонов не бей.
Если друга ты вовремя не накормишь,
Все сожрет без остатка наследник - злодей.
Омар Хайям
Эта притча Стивенсона из книги с длинным названием «Мумонкан. Застава без ворот. Сорок восемь классических коанов дзена с комментариями» по праву заслуживает завершить эту главу.
Однажды пожарник ворвался в горящий дом и увидел в нем больного.
— Не спасай меня, — сказал больной. — Спасай здоровых.
— Будь добр, скажи мне, почему я не должен спасать тебя? — спросил пожарник, ибо был он вежливым и любознательным человеком.
— Нет ничего понятнее, — сказал больной. — Здоровых следует предпочитать во всех случаях, потому что от них больше пользы миру.
Пожарник задумался на некоторое время, ибо был он в некотором смысле философом.
— Предположим, что это действительно так, — сказал он в конце концов, когда часть горящей крыши провалилась в комнату. — Но скажи на милость, в чем ты усматриваешь роль здоровых людей в свершении дел этого мира?
— Ничто не может быть проще, — ответил больной.
— Я усматриваю роль здоровых людей в том, чтобы помогать больным и немощным.
Пожарник снова погрузился в размышления, ибо этот прекрасный человек никогда не спешил.
— Я могу простить тебе то, что ты болен, — сказал наконец пожарник, когда часть горящей стены упала рядом с кроватью. — Но я не могу простить тебе то, что ты глуп. — И с этими словами он высоко поднял свой топор и ударил им больного, ибо был он прежде всего справедлив.
Стивенсон
Эта глава принесла мне больше всего трудностей, вы наверное заметили, что приводя все разные и разные высказывания, я пытаюсь за чужими цитатами уйти все-таки от вопроса, так что же такое справедливость и как ее обеспечить. И не прошло и шести месяцев с того момента, как я начал эту главу, как пришел неожиданно простой и сразу интуитивно кажущийся очень верным ответ:
Веданта учит: морально для человека то, что ведет к его духовному росту, и так же можно трактовать добро для него. Существенным здесь является то, что вышесказанное — единственный критерий добра для человека, и только с этой точки зрения следует рассматривать все действия, на него направленные.
...Теперь о материальных благах. Они являются благодеянием для человека только тогда, когда ведут к его духовному росту или устраняют препятствия к нему. В большинстве же случаев материальные блага этой роли не выполняют, но ведут к фиксации внимания на определенных удовольствиях, т.е. препятствуют духовному росту.
А. Тихомиров «Трактаты».
Притча о перевернутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?
В.Г. Кротов