Контрольная закупка: новое или еще не забытое старое.
§ С 1 января 2017 года контролирующие органы применяют новый вид внеплановой проверки — контрольная закупка.
§ Государственный контроль (надзор) — это одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции. В то же время госконтроль не должен быть избыточным, ведь в противном случае бизнес или «свернется», или будет вынужден направлять деньги не в дело, а… на адвокатов. В результате пострадает и бюджет.
§ С той целью, чтобы оградить предпринимателей от излишнего внимания со стороны контролирующих органов, был принят Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ в названный закон № 294-ФЗ внесены изменения, которыми введен новый вид контроля — контрольная закупка.
§ Суть такого мероприятия состоит в приобретении того или иного товара для того, чтобы его проверить на соответствие установленным стандартам, включая не только технологию процесса его изготовления, но и элементарно проверить срок годности на момент реализации.
Однако это далеко не все, что может требовать «контрольного» вмешательства. Ведь к определенным товарам, работам, услугам законодательством установлены специальные требования: нельзя продавать табак и алкоголь несовершеннолетним, лечить людей, не имея на то лицензии, и т.д. Соответственно, и проверки такие должны проводиться не только ради удовлетворения любопытства, но и для предупреждения и устранения.
§ Новая статья — 16.1 «Контрольная закупка» определяет, что контрольная закупка — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом госконтроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юрлицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
§ Основания для проведения контрольной закупки. Проводить контрольную закупку разрешается только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов госконтроля (надзора).
Основания для проведения контрольной закупки те же, что и для проведения внеплановых выездных проверок. К ним отнесены:
ü истечение срока исполнения юрлицом или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения — обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
ü поступление в орган госконтроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юрлица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение такой проверки предусмотрено правилами получения соответствующего статуса, разрешения и т.д.;
ü мотивированное представление должностного лица органа контроля.
§ Основание выносится по итогам анализа результатов «заочных» мероприятий по контролю, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, компаний, информации от органов госвласти и из СМИ о следующих фактах:
ü о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ü об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ü о нарушении прав потребителей (при условии, что потребитель предварительно сам пытался урегулировать проблему, но ему в этом было отказано либо его требование не было удовлетворено);
ü выявление соответствия или отклонения параметров деятельности юрлица или ИП от индикаторов риска;
ü приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля (надзора), он должен быть издан в соответствии с поручениями Президента или Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
ü по заданию руководителя (его зама) в зависимости от отнесения деятельности юрлица (ИП) и используемых им объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
§ Процедурные моменты.
ü Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юрлиц и ИП, что вполне логично. При этом если она проводится по названным «внеплановым» основаниям, то она должна быть согласована с прокуратурой.
ü «Подставной» покупатель должен будет представить свое служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа госконтроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
ü Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей. Как альтернатива предусматривается ведение видеозаписи мероприятия. При необходимости во время проведения контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
ü По итогам контрольной закупки составляется акт, он подписывается должностным лицом госоргана, проводившего проверку, и свидетелями. Если в ходе ревизии будут обнаружены те или иные нарушения, акт дается на подпись и компании (ИП) — нарушителю. Если представители компании отказываются поставить на нем свою подпись, то соответствующая отметка ставится непосредственно в акте. В любом случае экземпляр акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, вручается юрлицу (ИП) незамедлительно после его составления.
ü Информацию о контрольной закупке и результатах ее проведения должностные лица обязаны внести в единый реестр проверок.
ü Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нововведения вступили в силу с 1 января 2017 г. Очень важен факт, что информация о контрольных закупках будет отражаться в реестре проверок, тем самым "лишние" проверки будут исключены.
Закон N 294-ФЗ распространяется на проверки, проводимые далеко не всеми контролирующими органами. В частности, из-под его сферы действия выведены:
· контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
· госконтроль за экономической концентрацией;
· контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
· налоговый контроль;
· валютный контроль;
· таможенный контроль и т.д.
Известно, что налоговики не прочь "ловить" нарушителей, что называется, "на живца". Так что говорить о том, что процедура проведения контрольной закупки полностью регламентирована, пока преждевременно.