Функции и принципы банковского менеджмента
Функции банковского менеджмента:
Ø выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
Ø координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
Ø организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Принципы банковского менеджмента:
Ø учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
Ø учет нормативных требований центрального банка;
Ø ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;
Ø оптимизация доходности и рисков банковских операций;
Ø сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждыйбанк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.
Содержание процесса управления кредитной организацией:
Ø постановка целей;
Ø анализ управленческой деятельности;
Ø прогнозирование;
Ø планирование;
Ø организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
Ø мотивация деятельности персонала;
Ø мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента
Виды банковского менеджмента:
Ø стратегический (общий);
Ø финансовый;
Ø менеджмент персонала.
Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.
Финансовый менеджмент – управление финансово-экономической деятельностью банка.
Финансовый менеджмент включает:
Ø управление капиталом;
Ø управление активами и пассивами;
Ø управление ликвидностью;
Ø управление доходностью;
Ø управление банковскими рисками.
Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это система экономических денежных отношений по управлению денежными ресурсами, находящимися в распоряжении банка, в соответствии с концепцией развития банка.
Основные направления финансового менеджмента в банке:
Ø формирование политики коммерческого банка;
Ø управление собственным капиталом;
Ø управление ликвидностью;
Ø управление маркетингом;
Ø управление доходностью, прибыльностью;
Ø управление активами и пассивами;
Ø управление кредитным портфелем;
Ø управление банковскими рисками.
Объектами деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются анализ финансовых операций банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается:
Ø в разработке и использовании систем и методик рационального планирования;
Ø в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке – определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке – денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.
Каждый коммерческий банк самостоятельно выбирает приёмы и методы управления. Однако необходимым требованием для всех них является соответствие финансового менеджмента общей концепции развития банковского сектора.
Одной из особенностей финансового менеджмента в российских коммерческих банках является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся примеров ведения банковского дела.