Основные стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС).
Основные законодательные акты.
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации «О стандартизации».
Положения закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимости от формы собственности, а также общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.
Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы) и к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Кроме закона Российской Федерации «О стандартизации», отношения в области стандартизации в России регулируются в соответствии с ним актами законодательства РФ, например:
Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации»,
«Об обеспечении единства измерений»,
«О сертификации продукции и услуг» (1995 г);
Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнении Закона «О стандартизации»,
Приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утверждён «Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией».
Закон «О стандартизации» регламентирует:
1. Организацию работ по стандартизации.
2. Содержание и применение нормативных документов по стандартизации.
3. Информационное обеспечение работ по стандартизации.
4. Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
5. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору.
6. Стимулирование государственных стандартов.
7. Ответственность за нарушение Закон «О стандартизации».
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести:
Насыщение рынка безопасными потребительскими товарами
Установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров.
Тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
Основные стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС).
В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации.
Положения стандартов ГСС применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, в том числе технические комитеты (ТК) по стандартизации.
Методологические вопросы её организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов, который называется «Государственная система стандартизации Российской Федерации».
Новая редакция этого комплекса введена в действие с 1 апреля 1994 г.
Данный комплекс включает документы:
1. ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
2. ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов».
3. ГОСТ Р 21.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных сообществ и других общественных объединений. Общие положения».
4. ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
5. - ГОСТ Р 1.8 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;
6. - ГОСТ Р 1.9 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;
7. ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».
Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии:
- единый технический язык,
- унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции,
- систему строительных норм и правил,
- типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий машиностроения и строительства,
- систему классификации технико-экономической информации,
- достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функцияпозволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причём в чёткой и удобной форме.
При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их.
В области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование.
Стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара.
Стандартизация технологических процессов с одной стороны, способствует повышению качества продукции, а с другой стороны – повышению эффективности управления производством.
Однако есть и ещё одна сторона стандартного технологического процесса:
возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.
Социальная функциястандартизации заключается в том, что необходимо включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологической утилизации продукта.
Коммуникативная функциясвязана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий. Символы, единые правила делопроизводства.
Финансирование государственной стандартизации.Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положением Закона «О стандартизации». В нём выделены те направления деятельности, которые финансирует государство, и приведены источники финансирования.
Государственное финансирование предусмотрено для:
1. Разработки стандартов, содержащих обязательное требование к объекту стандартизации в соответствии с законодательством России.
2. Работ, связанных с созданием общероссийских классификаторов технико-экономической информации, публикацией информации об издании этих документов.
3. Формирования и ведения федерального фонда государственных стандартов и Государственного реестра продукции и услуг, которые прошли сертификацию на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов.
4. Научных работ, связанных с важными проблемами стандартизации, имеющими общегосударственное значение.
5. Деятельности в международных организациях по стандартизации.
6. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов.
Источниками денежных поступлений для реализации данного законодательного положения должны быть:
- реализация изданных (или переизданных) государственных стандартов,
- реализация общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
- реализация каталога сертифицированных продукции и услуг;
- часть сданных штрафов, взимаемых при госнадзоре.
Государство оказывает поддержку не только тем организациям, которые создают нормативные документы по стандартизации, но и тем субъектам хозяйственной деятельности, которые производят продукцию или предлагает услуги, маркированные знаком соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, что подтверждено посредством сертификации.
Особая экономическая поддержка предназначена для тех предприятий, которые выпускают новые перспективные виды продукции в соответствии с предварительными (перспективными) требованиями стандартов.
Органы и службы по стандартизации.
Деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации.
Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Ими могут быть органы власти, фирмы и учреждения.
Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях.
Основные функции такого органа – разработка и утверждение нормативных документов. Однако он может выполнять немало других функций.
Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Раньше вместо него было Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Госстандарт России - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Председатель Госстандарта является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.
В его ведении находятся:
- государственные инспекторы,
- центры стандартизации,
- центры метрологии и сертификации,
- предприятия,
- учреждения,
- учебные заведения и иные организации.
Функции Госстандарта России.
1. Координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии.
2. Взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, метрологии и сертификации.
3. Направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов.
4. Подготавливает проекты законов и других правовых актов.
5. Устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации.
6. Принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
7. Осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов.
8. Руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации.
9. Осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации.
10. Представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Международном совете СНГ.
11. Сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран.
12. Руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах.
13. Осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.
14. Участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации.
15. Устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций, учитывая международные договоры и соглашения с другими государствами.
16. Определяет организационно-технические правила при разработке госстандартов, а также формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с госорганами управления, которые будут включены в нормативный документ.
17. Организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.
В области строительства координацией работ в области стандартизации руководит Госстрой России. Другие органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их компетенции, создавая в своей оргструктуре необходимые службы.
Для реализации большого объёма работ в оргструктуре Госстандарта предусмотрены:
- 19 научно-исследовательских институтов,
- 13 опытных заводов, Издательство стандартов,
- 2 типографии,
- 3 учебных заведения,
- более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).
На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации (более 500) и испытательные лаборатории (более 2000).
Все работы по госстандартизации планируются. Составление таких планов находится в ведении Госстандарта и Госстроя, которые являются основными заказчиками.
Заказчиками могут быть также отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества (в том числе и общества по защите потребителей).
Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по госстандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хоздеятельности и разрабатывают годовые планы по госстандартизации.
Приоритетными заданиями считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными нормативными документами, а также задания по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей.
Финансирование выполнения планов производится из госбюджета.
Технические комитеты по стандартизации (ТК).
ТК специализируются в зависимости от объекта стандартизации.
Основные функции ТК:
1. Определение концепций развития стандартизации в своей области.
2. Подготовка данных для годовых планов по стандартизации.
3. Составление проектов новых стандартов и обновление действующих.
4. Оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы.
5. Привлечение потребителей через общества потребителей.
По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, способствуют принятию государственных стандартов РФ в качестве международных.
Закон «О стандартизации) разрешает участие в работе ТК представителей зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России).
Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. Сюда же входят и научно-исследовательские институты Госстандарта
Правовой основой для создания ТК служат решения Госстандарта. Общества потребителей имеют право участвовать в работе ТК по определению требований к качеству объекта стандартизации и разработке новых стандартов.
Участие в деятельности ТК всех заинтересованных сторон добровольное.
Порядок разработки стандартов.
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта от государственных органов, общественных объединений, научно-технических обществ, предприятий, фирм, предпринимателей.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа. Желательно приложить разработанный заявителем проект стандарта. На основании этих заявок Госстандарт формирует годовой план госстандартизации России.
Этапы разработки Госстандарта.
В техническом задании определяют:
- сроки выполнения каждой стадии,
- содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований,
- список заинтересованных потребителей этого стандарта.
В дальнейшем организациям будет отправлен проект стандарта для отзыва или согласования.
Заказчик может выделить особые или дополнительные предложения и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки или содержанию стандарта.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с размещением задания в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, ТК стремится обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии.
1) Вначале создаётся первая редакция.
Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии более высокого научно-технического уровня и прогрессивности этих документов.
Важный момент первой стадии – определение патентной чистоты объекта стандартизации (вдруг кто-то, где-то уже запатентовал стандарт на этот объект). Для этого необходимо провести соответствующие исследования.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть на специальном заседании, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам и выявленным ранее заинтересованным лицам.
2)Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию.
Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами госконтроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта. Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия.
3)Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ.
Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 ГСС. Стандарт принимается большинством голосов, после чего устанавливается дата его введения в действие.
Срок действия стандарта, обычно, не определяется.
Далее принятый стандарт подлежит регистрации, и информация о нём публикуется в ежемесячном Информационном указателе.
Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ.
Чтобы стандарт не стал тормозом для развития экономики (т. к. срок его действия не устанавливается), необходима постоянная работа членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление принятого стандарта с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.
4)При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает:
- либо проект изменения,
- либо проект пересмотра,
- либо предложения по отмене действующего стандарта и вносит предложение в Госстандарт РФ.
Изменения должны касаться более прогрессивных требований к продукции, но не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновлённому стандарту, с продукцией, выпускаемой по действующему стандарту.
5)Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают её совместимость и взаимозаменяемость.
6)Отменастандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены.
Причиной служит прекращение выпуска продукции, которая производилась по данному стандарту (снятие с производства), либо принятие нового стандарта.
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене государственных стандартов принимает орган, утвердивший данный стандарт.
Принятие окончательного решения, а также публикация об этом в Информационном указателе находится в ведении Госстандарта РФ.
Контрольные вопросы к лекции № 3. «Организация работ по стандартизации».