Вопрос 7. Логистические системы в России
Начало реформ:
- Первый этап (конец 80-х – 91 гг.): ликвидация всех ведомств. Произошла ликвидация функций управления (примитивизация экономики). Реакция экономики на ликвидацию: к 1991 году (за 1-2 года) образовалось примерно 500 структур (союзы, альянсы и т.п.), туда входили: 1) предприятия, связанные материальными потоками; 2) создали головную компанию; 3) научно-исследовательские организации; 4) свои банки. Были сохранены логистические системы, несмотря на ликвидацию министерств. То есть хозяйственные связи (поставки и т.д.) более инертны, чем формальные.
- Второй этап (1991-1995 г.) – массовая приватизация предприятий (30 000 государственных предприятий стали частными). Весь УК был разделён на акции, которые были переданы другим хозяйственным субъектам (не только государству, но и др. субъектам). Идея: смена государственной собственности. Борьба с монополиями (любая крупная структура). Запрет на приватизацию крупных структур, которые являлись основой логистических систем (каждое предприятие должно приватизироваться по отдельности). Крупных не должно быть вообще. На рынке появилось множество предприятий, не принадлежащих к крупным структурам (это атомистический тип экономике – множество предприятий (атомов), совершенная конкуренция). Произошла примитивизация экономике (потеря сложных технологий), выделение отдельных подразделений из состава предприятия. Фактически (не смотря на ликвидацию монополий), произошло разрушение логистических систем.
Не учтены следующие моменты:
· монополия – горизонтальная интеграция компаний. Разделение приводит к повышению конкуренций. А в РФ была вертикальная интеграция, поэтому конкуренция не повысилась, а просто произошло разрушение логистических цыпочек. Это не привело к повышению эффективности функционирования экономики;
· российские крупные структуры были далеко не так крупны как российские компании (по активам, персоналу, обороту).
Исключение: некоторые отрасли сохранили логистические системы: газовая (Газпром); энергетика (РАО ЕЭС), Министерство путей и сообщения (РЖД), связь (Связьинвест), нефть (ЛУКОЙЛ и др. компании). В результате предприятия стали юридически независимыми, но сохранили хозяйственную зависимость (контрольный пакет акций был передан головной компании) => Управляемые логистические системы (управление материальными, финансовыми, информационными потоками). Почему они так были приватизированы: 1) это стратегически важные отрасли; 2) естественные монополии. Но если можно было сохранить логистические системы в некоторых отраслях, то можно было сохранить их и во всех других.
Нефтяные компании: сначала их расформировали на отдельные компании, затем из них сформировали крупные компании (но формально они построили крупные концерны, но фактически отсутствовали рычаги оптимизации материальных потоков, так как предприятия привыкли работать отдельно
· Итог этапа: логистические системы были разрушены и сохранены только в некоторых отраслях.
- Третий этап (1995 – 98 гг.): Идея: крупные структуры – хорошо. 1995 год – закон о ФПГ, формирование ФПГ, они должны были решить все созданные проблемы. Было сформировано 90 ФПГ. Но они не стали логистическими системами.
Формирование ФПГ:
· добровольное объединение предприятий на основе долгосрочных контрактов. Причины: 1) мотив формирования таких групп – снижение налогов; 2) были очень слабые рычаги воздействия на предприятие;
· холдинговые структуры. Так как деньги были тогда только у банков, они и скупали предприятия. Но создавались фактически конгломераты, логистические системы так и не сформировались.
- Четвёртый этап (1998 г. – настоящее время): Кризис: девальвация рубля: 1) разрушена банковская система => новые направления использования финансовых ресурсов; 2) импорт стал не выгоден => стало выгодно развивать отечественное производство, появился экономический рост в некоторых отраслях промышленности (лёгкая промышленность (текстиль), пищевая, машиностроение, химическая, строительные материалы). Причины (почему эти отрасли): 1) высокая скорость оборачиваемости; 2) модернизация оборудования требует относительно небольшого объёма инвестиций. В результате, в этих отраслях стали аккумулироваться финансовые ресурсы, покупать предприятия и формировать логистические системы.
Итог: благодаря кризису были сформированы логистические системы.
(тоже относится к 1 вопросу 1 варианта )
Логистические системы в России на современном этапе.
Четвёртый этап (1998 г. – настоящее время): Кризис: девальвация рубля: 1) разрушена банковская система => новые направления использования финансовых ресурсов; 2) импорт стал невыгоден, => стало выгодно развивать отечественное производство, появился экономический рост в некоторых отраслях промышленности (лёгкая промышленность (текстиль), пищевая, машиностроение, химическая, строительные материалы). Причины (почему эти отрасли): 1) высокая скорость оборачиваемости; 2) модернизация оборудования требует относительно небольшого объёма инвестиций. В результате, в этих отраслях стали аккумулироваться финансовые ресурсы, покупаться предприятия и формироваться логистические системы.
Итог: благодаря кризису были сформированы логистические системы.
Логистика в России:
- Неоднородное развитие логистики. Предприятие можно разделить на 2 группы: 1) те, в которых присутствуют современные методы логистики (крупные оптовые фирмы, предприятия высоких технологий, предприятия, связанные с зарубежными партнёрами); 2) логистика сводится к транспортировки («старые» предприятия).
- Слабость теоретических наработок (учебники и пр.).
Неологистика (современная логистика) – 80-е гг. – по настоящее время:
· логистика принимает массовый международный характер (стандартизация транспортных средств, документов для перевозки, правил и т.д.);
· проникновение информационных технологий в логистику (как инструмент управления этими материальными потоками);
· появление специализированных компаний, оказывающих услуги в области логистики (повышение эффективности управления материальными потоками);
· логистика из одной из вспомогательной функциональной области предприятия (основные области: коммерческая, финансовая, производственная) становиться основной, при принятии важных стратегических решений голос логистики имеет не меньшее значение, чем голос одной из основных областей.