Организация маркетинговых исследований на предприятии
Маркетинговое исследование — это квалифицированный сбор и преобразование данных в полезную бизнес-информацию.
Они охватывают:
-комплексный анализ состояния и динамики отрасли;
-определение конкурентной ситуации на рынке;
-изучение цен в целевом секторе рынка;
-изучение товаров или услуг в конкретной отрасли;
-определение новых и перспективных рыночных ниш;
-определение предпочтений потребителей;
Маркетинговое исследование состоит из нескольких этапов:
Маркет иссл-ния складываются из нескольких этапов:
1) Выявление проблемы и постановка цели исследования. Например проблема ухудшения сбыта. Важно правильно поставить цель.
3 цели маркетинговых иссл-ний:
- цель описательного хар-ра (описание всех сторон рынке т.е. конкурентов, потр-лей)
- экспериментальная цель (на ск-ко вырастет сбыт, если снизить цену)
- поисковая цель (фирма ищет ответ на один или неск-ко вопросов «почему уменьшился сбыт?»)
2) Опред-ние источников инфо (особ-ть маркет исслед-ии в наличии фактов)
Информация бывает вторичная (готовая, собранная, обработанная для др целей):
- внутренняя (отчетные данные по п/п-тию)
- внешняя (данные, кот м/ получить из периодич печати, Интернета, данные Госкомстата, коммерч инфо, кот торгуют агентства деловой инф-ции)
А бывает первичная – собирается впервые для дан исслед-ия.
3) Сбор первичных дан. Методы сбора дан:
- наблюдение;
- постановка эксперимента;
- проведение опроса
Формы опроса: опрос по телефону, опрос по системе Интернета, опрос по почте (минимальная вероятность ответа), опрос в виде интервью (например, анкетирование).
Анкеты бывают открытые (на вопросы можно ответить произвольно) и закрытые (с вариантами ответов). Анкеты д/ быть небольшие, а остальную информацию можно узнать из разговора. Выборки выбираются исходя из требуемой точности.
4) Обработка собранных дан и анализ рез-тов. Здесь прибегают к услугам программистов.ис-ся спец программы
5) Представление полученных рез-ов. Исследование,резюме
выявление проблемы и постановка цели исследования.
поиск информации
сбор первичной информации (при необходимости)
обработка собранных данных и получение результатов. Методами анализа информации являются: ковариационный, факторный, совместный, дискриминантный, дисперсионный.
представление готовых результатов в 2х частях: резюме и отчет.
Методы сбора информации
- Уличные интервью
- Телефонные интервью
- Сбор информации о ценах и дистрибуции марок
- Аудит продаж в розничной торговле
- Наблюдение в местах продаж
Информация бывает первичной и вторичной (которая уже использовалась, где-то имеется).
Сбор первичной происходит:
Определяем выборку
Где А – размер выборки
Z – Нормированное отклонение, определяемое по таблице мат.стат. исходя из доверительного интервала.
P – Показатель вариации, который определяется эмпирическим путем (либо берется за 50)
Q = 100 - Р
E – Стандартная ошибка, которая определяется заказчиком (степень точности)
Способы сбора данных: наблюдение, эксперимент, опрос (телефон, почта, Интернет, интервью)