Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:
I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0
где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты
Отсюда находим критический объем:
Q ' = F / (p-v)
где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
S = F * p /(p - v) = Q' * p
где S — критический объем производства и реализации продукции.
Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:
Q" = F / p
где Q" — точка закрытия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Пример
Производственная мощность предприятия 1000 шт.
Цена изделия (р) 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) В 20000 тыс.руб
Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб
Переменные расходы на единицу продукции (Ь) 12 тыс. руб
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12000 тыс.руб
Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс.руб
Маржа покрытия (МП = В — Зпер) 8000 тыс.руб
Доля маржи покрытия в выручке (Дмп) 0,4
Ставка маржи покрытия (Смп) 8 тыс.руб
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 13.2). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Рис. 13.2. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий — 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 13.3). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии х точку критического объема продаж.
В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед., или 10 млн руб. Получен тот же результат, только более простым способом.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, гак как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Нередко ставится задача определения объема реализации продукции для получения требуемой суммы прибыли:
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750 : 500). При этом нужно произвести и реализовать 500 ед. продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. — для получения 2000 тыс. руб. прибыли.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям: