Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности

– см. на сайте www.nalog.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие, цели и задачи бизнес-плана

Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основ­ных разделов развития фирмы (организации) на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проек­тов.

Бизнес-план – это документ, который позволяет ответить ни вопрос «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства (капи­тал) в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация». Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.

Следовательно, бизнес-план – это экономически обоснован­ный аналитический документ, показывающий реальность плани­руемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает, как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, парт­неров.

Цель - планиро­вание хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Так же целями бизнес-плана могут быть:

- выяснение степени реальности достижения намеченных резуль­татов и «доказательство» целесообразность реорга­низации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван помочь решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и реализации продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадрового потенциала предприятия для достижения поставленных целей;

- проанализировать финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финан­совые ресурсы достижению намеченных целей;

- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре фун­кции:

1. Возможность использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необ­ходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2. Планирование. Позволяет оценить воз­можности развития нового направления деятельности, контро­лировать процессы внутри фирмы.

3. Возможность привлечения денежных средств – ссуд, кредитов. В современных условиях без кредит­ных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Проблема в получении кредита заключается в том, что возросла невозвратность взятых денежных средств. В этой ситуации банки принимают комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить тре­бования банковских гарантий, реального залога и другие. Ре­шающим фактором при предоставлении кредита является нали­чие проработанного бизнес-плана.

4. Привлечение партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них тех­нологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, от­ражающего курс развития компании на определенный период вре­мени.

Таким образом, бизнес-планирование является не­отъем-лемой частью любого предприятия, независимо от его раз­мера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое пред­ставление о том, каким образом компания намерена использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предпри­ятий, а также, для получения финансирования.

Характеристика разделов бизнес-плана

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Но, несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Предлагаемая далее структура бизнес-плана, является наиболее оптимальной.

Структура бизнес-плана

1. Концепция бизнеса (резюме).

2. Описание предприятия и отрасли.

3. Характеристика объекта бизнеса.

4. Исследование и анализ рынка сбыта.

5. Конкуренция и конкурентное преимущество.

6. План маркетинга.

7. План производства.

8. Организационный план.

9. Оценка потенциальных рисков проекта.

10. Финансовый план и финансовая стратегия.

1. Концепция бизнеса (резюме)

Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, ко­торые ставит перед собой предприятие либо предпринима­тель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией са­мого бизнес-плана, и, поэтому, может быть написана только после разработки всех разделов бизнес-плана. Резюме может иметь и само­стоятельное значение, трактоваться как рекламный доку­мент, использоваться при предоставлении заявки потенци­альному инвестору на начальное или дополнительное фи­нансирование.

Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование — простота и лаконичность изложе­ния, минимум специальных терминов. Объем данного раздела не дол­жен превышать 2-3 страниц.

Структура раздела:

- Суть проекта. Основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития.

- Цели и задачи бизнес-плана.

- Назначение бизнес-плана. Для потенциального инвестора или кредитора, возмож­ных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации), оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправле­ния.

- Сведения о фирме. Дата создания и расширения, организационно-правовая форма, структура капитала (количество разрешенных к вы­пуску акций, количество выпущенных и находящихся в об­ращении акций, номинальная их стоимость и биржевая цена), основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация и предыстория развития предприятия, имидж фирмы, основные потребители. Ресурсы предприятия, его текущее финансовое состоя­ние. Описание ситуации на рынке и в отрасли примени­тельно к исследуемому производству.

- Команда управления. Руководство фирмы, бухгалтер и юрист фирмы, основ­ные менеджеры, их квалификация, образование, стаж ра­боты и другие сведения. Организационная структура фир­мы с указанием основных организационно-производствен­ных и управленческих подразделений.

- План действий. Долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия.

- Финансирование.Потребности в инвестициях. Направления их использо­вания, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования.

- Планы возврата заемных средств. Срок гарантированного возврата кредита, условия ин­вестирования, форма, в которой инвестор получит желае­мую отдачу от вложенного капитала.

- Гарантии возврата инвестиций.

- Экономическое обоснование и эффективность проекта. Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя.

Наши рекомендации