Схема № 4. Создание прав по договору РЕПО

1) Получение в обеспечение контрольного пакета акций/долей компании (51-100%), которой принадлежат активы по договору РЕПО по заниженной цене.

2) Создание условий для документально зафиксированной просроченной задолженности.

3) Расторжение договора.

4) Смена генерального директора в компании, акции которой служили обеспечением.

5) Реализация активов, находящихся на балансе компании по заниженной цене.

В условиях дефицита ликвидности у большинства компаний и отсутствия возможности перекредитоваться в короткие сроки на приемлемых условиях данные схемы становятся эффективным способом захвата ликвидных активов. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения числа локальных корпоративных сговоров между банками: заемщику отказывают в предоставлении кредита, если он является клиентом одного из банков, вступивших в сговор, и в отношении него реализуется одна из схем по отъему собственности. Наиболее широкое применение данная стратегия имеет на региональном уровне.

Действия по реализации различных схем отъема собственности у заемщиков банков могут быть инициированы не только сотрудниками банка, но и извне - недобросовестными представителями государственных органов, в том числе представителями правоохранительных органов (схема № 5). Также в банках или при банках могут формироваться специализированные смешанные по составу группы, которые будут выбирать из кредитного портфеля банка «пригодные» активы и реализовывать их захват по указанным схемам при поддержке банка.

При этом лиц из числа ответственных сотрудников банка, реализующих такие схемы, практически невозможно привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, т.к., на первый взгляд, действия со стороны банка выглядят законно, а для возбуждения внутренней или административной проверки, как правило, не хватает первичных оснований. Кроме того, сам по себе финансовый кризис зачастую служит «очевидным оправданием» таких действий, что позволяет возложить практически любую ответственность на сторону заемщика. Такая мотивация, при наличии неформальных отношений с государственными органами, позволяет обосновать целесообразность принятия административного решения по организации проверок, фактически не вовлекая сотрудников государственных органов в прямые коррупционные схемы.

Кроме того, до последнего времени одним из сдерживающих от злоупотреблений факторов была забота о поддержании репутации банка, однако в настоящий момент многие, особенно мелкие банки, больше не боятся приобрести репутацию банка-рейдера, т.к., в крайнем случае, можно сменить название банка.

Таблица 7.1 – Функции представителей государственных органов в незаконном захвате собственности с участием банков

Орган Функция в схеме захвата собственности по схемам № 1-4
Центральный банк РФ Отсутствие реакции на жалобы клиентов банков по фактам нарушения процедур с целью создания искусственной просроченной задолженности по выполнению кредитных обязательств
Инспекция Федеральной налоговой службы Осуществление давления методом: · организации проверок, стимулированных неправовым путем (проверки по информации, предоставленной банком); · блокирование счетов
Правоохранительные органы · Давление (необоснованные проверки и возбуждение уголовных дел на заемщиков по любым основаниям, в том числе по заявлению банка); · отсутствие реакции на заявления заемщиков о незаконных действиях представителей банков; · блокирование счетов.

Продолжение таблицы 1

Суд · Легализация обращения взыскания на залог по заниженной цене; · нарушение временных регламентов принятия решения (фактическое ускорение)
Служба судебных приставов · Легализация обращения взыскания на залог по заниженной цене; · нарушение временных регламентов (фактическое ускоренное реализации процедуры); · блокирование счетов
Федеральная регистрационная служба Скорость перерегистрации права собственности с предметом залога по сделке, совершенной на торгах
Федеральная служба по финансовому мониторингу Приостановка операций по счету*

Данное действие реализуется по заявлению банка на основании Федерального Закона № 115-ФЗ.

Таблица 7.2 – Функции представителей государственных органов в защите собственности от незаконного захвата с участием банков

Орган Функция в защите собственности от захвата с участием банков
Центральный банк РФ Наказание банков за искусственное создание просрочек и прочие злоупотребление своим положением
Правоохранительные органы · Защита от давления (возбуждение уголовного дела по ст. 179, 163); · блокирование реализации имущества по заниженной цене
Суд · Блокирование реализации залога/предмета лизинга/актива компании, акции которой являются обеспечением по заниженной цене; · определение справедливой цены на имущество
Служба судебных приставов Реализация имущества с торгов по справедливой цене

Схемы по захвату собственности с участием банков существовали и ранее, однако не имели массового распространения. Используя в качестве прикрытия ажиотажные и панические настроения, связанные с финансовым кризисом, бенефициары и менеджеры банков (в ситуации снижения доходов от обычной деятельности) идут на правонарушения с целью как компенсировать потери, так и получить дополнительные дивиденды.

Ввиду сравнительной технической простоты реализации указанных схем захвата собственности с учетом создавшихся благоприятных условий, в настоящее время мы можем констатировать значительный рост случаев рейдерских захватов собственности, совершаемых при непосредственном активном участии банков. Данное явление, расцветающее на фоне практически еженедельного отзыва лицензий Банком России и приостановки платежей, рушит доверие к финансовым институтам и заставляет потенциальных клиентов отказываться от пользования банковскими услугами. В сложившейся ситуации «лучше» и «безопаснее» становятся расчеты наличными и прочие «инструменты» теневой экономики.

Приведенные выше схемы в полной мере попадают под определение незаконного захвата собственности (рейдерства), приведенного в докладе НАК «Предложения по повышению эффективности борьбы с рейдерством (незаконным захватом собственности)», а именно: рейд - это действия, направленные на завладение чужим имуществом против воли собственника с минимальными затратами, путем применения уголовно наказуемых деяний, с легализацией прав на приобретенное таким способом имущество и перепродажей его по рыночной цене.

Наши рекомендации