Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду.

Банковская система

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк и кредитные организации.

Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.

Типыбанковской системы:

· распределительная централизованная банковская система;

· рыночная банковская система;

· система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки.Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Признаки банковской системы:

· включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

· имеет специфические свойства;

· способна к взаимозаменяемости элементов;

· является динамической системой;

· выступает как система «закрытого» типа;

· обладает характером саморегулирующейся системы;

· является управляемой системой.

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции. но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения. образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

На практике функционирует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

По форме собственностивыделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки.

По правовой форме организациибанки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности.

По функциональному назначениюбанки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

По характеру выполняемых операцийбанки делятся на универсальные и специализированные.

По числу филиаловбанки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

По сфере обслуживаниябанки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные.

По масштабам деятельностиможно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.

В банковской системе действуют также банки специального назначенияи кредитные организации (не банки).

Кредитные организации.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов и только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять операции с ценными бумагами.

Кредитная организация обязана раскрывать по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

1) ежегодно - годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом;

2) ежеквартально - промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2014 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 923, из них только - 418 (45,3%) можно твердо отнести к крупным или соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков на начало 2014 года - 489 банков, или 53 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,4 млн. человек получается, что на каждые 21.3 тысяч населения столицы приходится один банк.

Количество банков на 01.01.2014 года составило 923, то есть за прошедший год сократилось еще на 33 банка (956 - 923). А количество банков за последние 6 лет (с 2007 по 2014 годы) сократилось уже на 213 банков (1136 - 923) что составляет 18,8 %, и что самое печальное, что быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам. Если так пойдет и дальше, то региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть.

Динамика общего количества банков России, в том числе в разрезе Федеральных округов, за последние 7 лет выглядит так:

Количество действующих банков России На 01.01.2008 г. На 01.01.2009 г. На 01.01.2010 г. На 01.01.2011 г. На 01.01.2012 г. На 01.01.2013 г. На 01.01.2014г. снижение (-)/рост (+) к 01.01.2013 г.
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - 17
г.Москва - 5
2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
4. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - - - - 7
5. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - 4
6. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - 2
7. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - 2
8. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - 1
  Всего по Российской Федерации 1 136 1 108 1 058 1 012 - 33

Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период, а ведь основные богатства России находятся именно на этих территориях страны.

Исходя из статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с дополнениями) следует, что:

· Минимальный размер уставного капитала банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

· Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей.

· Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой не банковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

А действующие банки, размер собственных средств (капитала) которых не соответствует этим нормам, будут вправе продолжать свою деятельность только при соблюдении следующего требования:

· с 1 января 2010 года капитал должен быть не менее 90 миллионов рублей,

· с 1 января 2012 года их капитал должен составить не менее 180 миллионов рублей,

· с 1 января 2015 года капитал должен быть не менее 300 миллионов рублей.

Теперь давайте посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного уставного капитала банка:

Размер уставного капитала (млн.руб) Количество банков на 01.01.2008 г. Уд. вес (%) Количество банков на 01.01.2009 г. Уд. вес (%) Количество банков на 01.01.2010 г. Уд. вес (%) Количество банков на 01.01.2011 г. Уд. вес (%) Количество банков на 01.01.2012 г. Уд вес (%) Количество банков на 01.01.2013 г. Уд вес (%) Количество банков на 01.01.2014 г. Уд вес (%)
От 10 млрд. руб. и выше - - - - 2,0 2,2 2,2 2,4 2,7
От 1 до 10 млрд. руб. - - - - 12,1 13,1 14,6 16,1 17,4
От 500 млн. до 1 млрд. руб. - - - - 10,3 10,2 11,7 12,9 12,6
От 300,0 и выше/От 300 до 500 млн. руб. 26,6 30,62 33,1 9,7 10,3 9,9 12,96
От 150,0 до 300,0 21,8 22,9 23,8 24,7 26,9 28,9 27,2
От 60,0 до 150,0 18,2 17,5 19,3 21,9 20,3 17,6 15,5
От 30,0 до 60,0 14,2 12,6 11,1 9,7 6,3 4,8 3,9
От 10,0 до 30,0 10,6 8,9 6,7 4,5 4,2 4,3 4,9
От 3,0 до 10,0 5,4 4,6 3,6 2,3 1,8 1,6 1,6
До 3,0 3,3 2,8 2,5 1,7 1,5 1,6 1,6
Всего

Итак, на 01.01.2014 года только 418 банков (25+161+116+116) имеют уставный капитал, который соответствует требованиям ЦБ, и 251 банк, чей уставный капитал находится в досягаемой близости к этому критерию, что соответственно составляет 45,3 % и 27,2 % от общего количества банков. А с учетом ещё и всех основных показателей деятельности банков, Банк России ежемесячно определяет список 30 крупнейших банков.

Крупнейших банков России


В список 30 крупнейших банков России на 1 января 2014 года входят:

№п/п Наименование банка Субъект Российской Федерации Номер лицензии
ОАО “АК БАРС” БАНК Республика Татарстан
ОАО “АЛЬФА - БАНК” г. Москва
О.АО “Банк “Санкт - Петербург” г. Санкт-Петербург
ОАО “Банк Москвы” г. Москва
ЗАО "Банк Русский Стандарт" г.Москва
ОАО “БИНБАНК” г. Москва
Банк “Возрождение” (ОАО) г. Москва
ОАО КБ "Восточный" Амурская область
ОАО Банк ВТБ г. Санкт-Петербург
ВТБ 24 (ЗАО) г. Москва
ГПБ (ОАО) г. Москва
ОАО “МДМ-Банк” Новосибирская область
ОАО "МИнБ" г.Москва
ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" г. Москва
“НОМОС-БАНК” (ОАО) г. Москва
ОАО "Нордеа Банк" г. Москва
ОАО Банк “Петрокоммерц” г. Москва
ОАО “Промсвязьбанк” г. Москва
ЗАО “Райффайзенбанк” г. Москва
ОАО АКБ “РОСБАНК” г. Москва
ОАО “Россельхозбанк” г. Москва
ОАО "АБ "РОССИЯ" г. Санкт-Петербург
Сбербанк России ОАО г. Москва
ОАО АКБ "Связь-Банк" г. Москва
ЗАО КБ “Ситибанк” г. Москва
НБ "ТРАСТ" (ОАО) г. Москва
ОАО “УРАЛСИБ” г. Москва
ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК Тюменская область
ООО "ХКФ Банк" г.Москва
ЗАО ЮниКредит Банк г. Москва

Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала - количество таких процессов резко увеличится. Кроме того банки закрываются и в связи с нарушениями законов.

Так, только с 1 октября по 13 декабря 2013 года Банк России сообщил о прекращении деятельности ряда банков, у которых отозваны лицензии в связи с их ликвидацией. Так, например, лицензии отозваны у таких банков, как:

· АКБ "БРР" (ОАО) г. Владикавказ - наличие капитала ниже 2 процентов;

· КБ "КБЦ" (ООО) г. Тверь - за нарушение законов.

· КБ "Национальный Республиканский Банк" (ООО) г. Москва - нарушение законов и нормативных актов

· КБ "Мастер-Банк" (ОАО) г. Москва - проведение крупномасштабных сомнительных операций, нарушение законов и нормативных актов

· АКБ "Инвестбанк" (ОАО) (г. Москва) - неисполнение федеральных законов и нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных.

Кроме того, полным ходом идет реорганизация некоторых кредитных организаций, что также сокращает общее число банков в России. Так, например:

· 22 октября 2013 года Банк России сообщил о том, что в соответствии с требованиями ч. 5 статьи 23 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" началась процедура реорганизации Открытого Акционерного Общества "БИНБАНК" в форме присоединения к нему Инновационного строительного банка "Башинвест" Закрытое акционерное общество. После завершения реорганизации из 2 банков получится 1.

· 14 января 2014 года Банк России сообщил о том, что в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 начата процедура реорганизации Акционерного коммерческого банка «Абсолют Банк» (открытое акционерное общество) в форме присоединения к нему КИТ Финанс Инвестиционного банка (Открытое акционерное общество).

По прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Как я уже говорила, что многие эксперты ожидают значительное сокращение количества действующих банков (до 500), но сколько банков останется фактически, твердо сказать никто не может и будет ли это плохо или хорошо для России будет видно спустя некоторое время.

Мировой опыт однако показывает, что если банк нашел и устойчиво занял определенную нишу по банковским услугам, то не важно – крупный это или мелкий банк, главное, чтобы он умел работать без нарушения законодательства и нормативов. Пример небольшой Швейцарии, где мирно сосуществуют крупные и мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть – показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нужен и к месту. А по данным Федеральной корпорации страхования вкладов (FDIC) в США на конец третьего квартала 2013 года работало банков - 6 891.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2014) предусмотрена обязанность Банков уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Участие в системе страхования вкладов в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательно для всех банков. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 рублей.

Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

· эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

· банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

· банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

· главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

· органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

Кредит

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Отличия кредитных от денежных отношений:

первым отличием кредитных от денежных отношений является различие состава участников.Деньги как всеобщий эквивалент становятся таковыми в результате отношений между продавцом и покупателем, между получателем денег и их плательщиком. Стоимость совершает при этом встречные движения: товар переходит от продавца к покупателю, деньги - от покупателя к продавцу. В кредитной сделке участвуют другие субъекты, а именно кредитор и заемщик. Именно потому, что в сделке качественно изменился состав ее участников, имеющих специфические интересы, возникают новые, особые отношения - отношения по поводу возвратного движения стоимости. Стоимость при этом не совершает встречного движения: она переходит от кредитора к заемщику и по истечении определенного времени вновь возвращается к своему владельцу [1].

Второе отличие кредита от денег наблюдается при отсрочке платежа за тот или иной товар.В этом случае участвуют и кредит, и деньги в функции средства платежа. Тем не менее если деньги проявляют свою суть в акте рассрочки платежа в момент самого платежа (именно поэтому данная функция денег и называется функцией средства платежа), то платеж в кредитной сделке - только элемент движения стоимости на началах возвратности. Кредит как экономическая категория проявляет свою сущность не в платеже по истечении отсрочки, а в самом факте отсрочки платежа.

Третье отличие кредита от денег связано с различием потребительных стоимостей.Если деньги как всеобщий эквивалент в своей потребительной стоимости обладают способностью превращения в продукт любого вида овеществленного труда, то для участников кредитных отношений, для кредитной сделки не это выступает существенным моментом. Кредитор и заемщик проявляют заинтересованность в предоставлении и получении стоимости на определенное время. Кредит удовлетворяет временные потребности участников кредитной сделки.

Четвертое отличие кредита от денег прослеживается в их движении.Кредит может предоставляться как в денежной, так и товарной формах. Товар становится деньгами только в том случае, если он выделился из общего товарного мира и стал всеобщим эквивалентом. В кредит необязательно предоставлять товар, ставший всеобщим эквивалентом; во временное пользование может быть предоставлен обычный товар, имеющий стоимость и потребительную стоимость.

Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду.

Наши рекомендации