Я,(1) можно сказать,(2) благодарность ему оказывать должен,(3) а ты говоришь — бросить...

Так и живут вместе — старый дед Ларион,(4) его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Напишите ответ цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Леса стояли сухие,(1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Смерть настигала деда,(1) хватала его за плечи,(2) и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,(3) что они у зайца обгорели.

13. Среди предложений 16—20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 142

(1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и во дворах? (2) Читают книги, чинно беседуют о судьбах мира? (3) Нет, они играют в футбол. (4)Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них было даже выгоднее, потому что улицы здесь ещё только намечались и каждый пустырь мог служить футбольным полем…

(5)Однажды в воскресенье Фёдор Михайлович повёл Боя гулять, и Антон пошёл с ними. (6) Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7)За домом был пустырь, а на нём орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8)В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.

(9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.

(12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:

— (13)Что?.. (14)Собака?.. (15)Какая там собака!.. (16)Медведь бешеный... (17)В милицию надо позвонить...

(18)Фёдор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:

— (19)Бой, ко мне! (20)Дай мяч! — (21)Мяч шлёпнулся на требовательно подставленную ладонь. — (22)Идём, хулиган.

(23)Они вышли на середину пустыря.

— (24)Что же вы попрятались? (25)Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26)Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол.

— (27)Ну да, рассказывайте...

— (28)Вот увидите. (29)Становитесь в круг и пасуйте друг другу. (30)А главное — не бойтесь…

(31)Фёдор Михайлович поддал ногой мяч – Бой метнулся за ним. (32)Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33) Бой заметался по кругу. (34)Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35)Они боялись и потому часто промахивались. (36)Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и, победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.

(37)Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38) Бой бросался мячу наперерез, а если тот шёл поверху, подпрыгивал и отбивал носом.

(39)Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

(По Н. Дубову)*

*Дубов Николай Иванович — русский советский писатель первой половины 20 века. Автор пьес «У порога», «Наступает утро», повестей «На краю земли», «Огни на реке», «Небо с овчинку» и других, романа «Горе одному». В основном его произведения освещают острые проблемы, переломные события в жизни молодых людей, чаще всего – подростков.

2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

1) (10) Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря.

(38) Бой бросался мячу наперерез, а если тот шёл поверху, подпрыгивал и отбивал носом.

2) (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.

(39) Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга.

3) (24) Что же вы попрятались?

(25) Не бойтесь, ребята, он зря не трогает.

4) (29) Становитесь в круг и пасуйте друг другу.

(30) А главное — не бойтесь…

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему хозяин назвал огромного ньюфаундленда Бой, то есть, в переводе с английского, «мальчик»?» Это говорит о том, что …

1) собака по характеру была похожа на обыкновенного мальчишку.

2) хозяину приходилось постоянно выручать собаку из неприятных ситуаций.

3) собака была непослушной, как обыкновенный мальчишка.

4) хозяин завёл собаку для того, чтобы играть с ней в футбол, как с мальчишкой.

Как автор относится к возникшей на пустыре ситуации?

1) Автор, симпатизируя своим героям, подмечает в возникшей ситуации и серьёзные, и смешные стороны.

2) Автор в этой ситуации оказывается на стороне родителей, возмущённых появлением огромной собаки среди ребят.

3) Автор жалеет ребят, испугавшихся огромного и грозного ньюфаундленда.

4) Автор не видит в возникшей ситуации ничего сколько-нибудь примечательного.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему появление собаки на пустыре вначале так испугало и взрослых, и ребят?»

1) Собака вела себя агрессивно, и это заставило всех почувствовать опасность.

2) Люди обычно боятся и избегают животных чёрной масти, связывая с ними дурные приметы.

3) Собака проявляла признаки бешенства, и это ужаснуло и взрослых, и ребят.

4) Внешность незнакомой собаки казалась угрожающей, а нрава пса окружающие ещё не знали.

Как характеризует Фёдора Михайловича информация, заключённая в предложениях 18—30?

1) Фёдор Михайлович — большой знаток и любитель футбола, хорошо владеющий техникой игры.

2) Фёдор Михайлович — строгий человек с резким характером, он не терпит неповиновения и всегда стремится подчинить себе окружающих.

3) Фёдор Михайлович — человек, с уважением относящийся и к людям, и к животным и благодаря этому умеющий разрешить сложную ситуацию.

4) Фёдор Михайлович привык в любой ситуации, даже вопреки справедливости, отстаивать правоту тех, кто ему близок.

3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнение?

1) (6) Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез.

2) (8) В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.

3) (9) Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть?

4) (34) Ребята старались как можно дальше отбить мяч.

4. Из предложений 11—12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5. Из предложений 12—17 выпишите слово, в котором правописание Н/ННопределяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.

6. Замените разговорное слово ОРАВА в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание КЛЫКАСТАЯ ПАСТЬ в предложении 9, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 17.

9. Среди предложений 18—24 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 31—35 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Наши рекомендации