Русская правда – один из важнейших памятников права Древнерусского государства, первый писанный свод обычного права. Время и место ее создания являются до сих пор спорными. 6 страница
203.А будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долгу вскоре не мощно, потому что он в убожество впал и изволением божиим от огненаго запаления, или животы его какими мерами потонули, или его розбойники, или тати, или иные какие лихие, или воинския люди разорили, и животы его розграбили, и таким должником во всяких долгех давати сроку по разсмотренью на год и на два или на три, а больши трех лет в таких долгех сроку не давати. И в тех долгех имати по них поручные записи в том, что им те долги тем людем, кому они должны, заплатить на указные сроки, безо всякого переводу, и никуды не збежать, и не изменить, ни в которые в ыные государьства не отъехать, а порутчиков по нем в том велеть в поручную запись писать людей добрых, которым бы в том мощно было верить, и по тем поручным записям велеть тем должником долги платить тем людем, кому они чем должны, на указные сроки, безо всякого переводу, без росту. А будет которой должник на указной срок того долгу не заплатит, и в лицах его не будет, и тот долг взяти на его попутчиках, и отдать тому, кому тот должник чем должен, без росту же. А будет которой должник, дав по себе поруку в том, что ему не изменить, да изменит, отъедет в ыное государьство, и та его изменничья вина и долг на порутчиках же его. А будет тот должник до указнаго сроку умрет, а в поручной записи будет написано, что ему тот долг заплатить на срок, а не заплатит того долгу на срок, и тот долг по кабале или по записи заплатить порутчиком его. И после умершаго заимщика тот долг платить жене его и детем. А будет чего на жене и на детех взять будет нечего, и тот досталной долг взять на порутчиках его, кто будет в лицах.
204.А будет по таких должниках в таких долгах никто не ручается, а окупитися им нечем, и их за такия долги отдавати исцом до искупу, опричь дворян и детей боярских. А на правеже дворян и детей боярских бити до тех мест, покамест с должники розделается.
205.А будет по ком порутчики ручаются до сроку в статье, а после того тот, по ком ручалися в статье, умрет до сроку, и до порутчиков его по такой поручной записи дела нет потому, что они ручалися по нем в статье, а не в долгах.
206.А будет кто у кого возмет денег в займы, или чего нибудь для торговли, и тот долг истеряет своим безумием, пропьет, или проворует каким нибудь обычаем, а сыщется про то допряма, а окупитися ему будет нечем, и его отдати исцу головою до искупу же.
207.А будет кто кому учинит какое насильство, или бой или раны, или какие нибудь убытки и обиды, и будут на него в том челобитчики, и с суда про то его насильство сыщется допряма, а он в том в ыску не розделався умрет, а после его останутся вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена и дети, и исцом велеть иск их доправити того умершаго на жене и на детех.
208.А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с некошеных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрил потравленого его хлеба, или лугов. Да будет тот человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми, потравленого его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленой хлеб или траву ему заплатит, и ему ту животину, которую он ис того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать тому, чья та животина, все вцеле. А будет тот, чья та животина, на досмотр потравленого хлеба или лугов не пойдет, и ему животину его держати у себя, а на него в потравленом хлебе и в лугах бити челом государю и искати судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб или луга потравлены тою животиною, которую животину он к себе загнал, и на том, чья та животина, велети ему тот потравленой его хлеб и луга, сметя по сыску, доправити сполна; да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той животины прокорм сметя же, да на том же виноватом велети за его насильство доправити с суднаго дела государевы пошлины вдвое.
209.А будет кто чюжую животину загнав к себе на двор или своего хлеба, или с лугов учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем доправити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у исца та лошадь, или ину какую животину напередь того кто торговал, и давал денег больши того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену, что купцы давали.
(…)
255.А правити заемные денги по кабалам и по духовным на заимщиках исцом истину, а росту на те заемныя денги не правити потому, что по правилом Святых Апостол и Святых Отец росту на заемныя денги имати не велено.
256.А давати по заемным кабалам суд в пятьнатцать лет, а сверх пятинатцати лет по кабалам суда не давать.
257.А будет которая заемная кабала и старее пятинатцати лет будет, а уплата по ней была, а в котором году та уплата была, и то на той кабале подписано имянно, и по той кабале в достальных в заемных деньгах и сверх пятинатцати лет суд давать, с того году, как был платежь за пятнатцать же лет.
258.А кто на ком учнет заемных денег искать по выданым кабалам, а кабалы из лет не вышли, и на кабалах будет подписано, что им те кабалы выданы за долг, или на те кабалы даны им даные, и по тем выданым кабалам исцом на заимщиках заемные денги велеть править без росту же. А будет та кабала, которую в суде истец положит, не подписана, и даные на ту кабалу у него, на чье имя та кабала писана, нет, и по той кабале суда не давать.
259.А кто кабалу полживит, и в том обличен будет, что кабалу лживил не делом, и за то долг взяти на нем исцу вдвое. А будет тот заимщик, на суде кабалу лживя, и не сходя с суда в том повинитца, что он тое кабалу лживил напрасно, и на нем долг взяти по кабале в однорядь за то, что он вину свою сам объявил.
260.А будет кто чем должен будет руским всяких чинов людем и чюжеземцем, и исцы руские люди и чюжеземцы того своего долгу учнут на нем искать судом, и тот должник, не хотя чюжеземцу долгу его заплатить, учнет отыматца от него тем, что он опричь того чюжеземца должен многим руским людем, и на таком должнике велеть долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским людем велеть на нем долг их правити после. Также будет на ком доведетца взяти что в государеву казну, а в тоже время на него учнут бити челом исцы о долгах, и начнем напередь взяти государево, а должником указати ему платити долги после.
261.А которые дворяне и дети боярские и всяких чинов люди в и(ы)сцовых в кабалных и бескабалных искех по судным делам будут обвинены, и им или людем их стоять на правеже во сте рублех месяц. А которые люди будут обвинены больши, или меньши ста рублев, и тем стоять против того же по росчету. А которые люди учнут бити челом о переводе, и им деньги перевесть и на другой месяц, а больши им того в и(ы)сцовых искех сроку не давать, чтобы в том исцом лишние волокиты не было.
262.А которые люди учнут на правеже отстаиватца, окупитца им будет чем, и у них велеть после указнаго месяца ценить дворы и животы, и отдавать в и(ы)сцов иск, или исцов иск велеть за них править в поместьях их и в вотчинах на людех их и на крестьянех.
263.А будет кому исцова иску заплатить будет нечем, а вотчина у него пуста, и тое вотчину оценя отдать исцу в платежь. А будет тое пустые вотчины истец взяти не похочет, и тое вотчину продать сторонним людем, кто ее купить похочет, и деньги отдать в платежь исцу. А будет та вотчина родовая, или выслуженая, а похотят ее взяти вотчичи за тое цену, чем ее оценят, и та вотчина за тое цену отдати вотчинам, и деньги взяв за тое вотчину, отдать в платежь исцу. А что за тое вотчину у кого денег взято будет сверх исцова иску, и те лишние деньги отдать тому, чья та вотчина будет продана. А будет за тое вотчину по продаже взято будет денег меньши исцова иску: и те деньги, чего в и(ы)сцов иск не дойдет, править на том, кто теми деньгами будет должен.
264.А будет кому служилым всяких чинов людем, опричь меньших чинов, с правежу окупитися будет нечем, и на них на самих и на людех их долговые деньги после указнаго месяца править безо всякия пощады, а головою исцом их не отдавать, опричь тех детей боярских, которые ходят в приставех.
265.А будет стрелцом заемных денег по кабалам или исцовых исков платить будет нечем, и их исцом и в и(ы)сцовых искех головою не выдавать, а платить за них исцом из государева денежнаго жалованья на год по четыре рубли. А покаместа они от долгов своих свободятся, и им служити с одного хлебнаго жалованья.
266.А казаков, и пушкарей, и затиньщиков, и иных меньших чинов служилых и тяглых всяких людей, которым с правежу окупитися будет нечем, после указного месеца выдавати исцом головою до искупу. А работати им, мужескому полу за пять рублев по году, а женскому полу за полътретья рубли по году. А кому они выданы будут, и по тех взяти порука з записью, что их не убити ни изъувечити. А как те выданые люди урочныя лета отработают, и их поставити в приказе.
267.А будет такие выданые люди от кого збежат, и тем людем, от кого они збежат, о том явити в том приказе, ис которого приказу ему кто кому будет выдан.
268.А будет кто на кого учнет бити челом, что выданого человека убил до смерти, и про то сыскати, а сыщется про то допряма, и за то смертное убойство, что государь укажет.
269.А которые тяглые люди разных сотен и слобод, и в городех торговые и всякие посадские люди учнут стояти на правеже в и(ы)сцовых искех от беломесцов по заемным кабалам и по судным делам, а окупитися им будет нечем, а дворы и лавки у них есть, и те их дворы и лавки продавати в окуп исцова иску тяглым же людем, а беломесцом тех их дворов и лавок в и(ы)ск не отдавати и не продавати.
270.А которых людей з грабежным поличным приведут в приказ, и по поличному исцом давати на тех приводных людей суд, а с суда чего доведется.
271.А которых приводных людей дадут держати приставом до указу, а приставы тех приводных людей упустят, а исцы на тех приставов учнут бити челом государю о указе, что они тех приводных людей отпустили, и приставов давати на поруки з записьми, и велети им тех приводных людей сыскивати, и в сыску давати указныя сроки, что им тех приводных людей сыскав поставити в приказе. А будет в указныя сроки тех приводных людей приставы не сыщут, и исцовы иски правити на тех приставех и на их порутчиках, а в колодничье побеге тех приставов не пытать. А будет на тех приставех и на их порутчиках доправити исцова иску нечего, и тех приставов отдавати исцом головою до искупу, а по тех исцах взяти поручныя записи в том, что им над ними никакова дурна не учинити и не изувечити.
272.А будет кто мастеровой человек возмет у кого узорочныя товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд, или лал, или иной какой камень для олмаженья, или гранити, или печати резати, и небрежением тот камень розломит, или какую нибудь поруху учинит, и в том на него будут челобитчики, и на нем за тот камень взяти цену, чем сторонния люди оценят.
273.А будет кто у кого возмет к которому нибудь времени на ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то платье мышми истравит, или чем испортит, и в том на него будут челобитчики, и за то изъеденое платье исцом взяти на них цену, а платье им отдати.
274.А будет кто у кого возьмет в наем лошадь, или иное что, да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что он то наемное испортил, и исцом велеть на нем за то наемное взяти цену по оценке сторонних людей, а то, что он испортит, отдати ему.
275.А будет кто у кого наймется стеречь двора, или лавки, или чего нибудь, и том по себе даст поруки, а после того за его сторожею что будет покрадено, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что покрадено за его сторожею, и то покраденое велеть на том стороже и на порутчиках доправити. А будет ему и порутчиком его того покраденаго заплатити будет нечем, и их исцу за иск отдати головою до искупу.
276.А будет кто учнет с кем торговати сложася, и один из них товарыщь поедет куды з деньгами или с товары для торговли в отъезд, и на дороге его воры розобьют, и товары и деньги поемлют у него без остатку, а товарыщь его тех товаров и денег своей половины учнет на нем искати судом и с суда будет сыщется про то допряма, что его розбойники розбили и товары и деньги поимали без остатка, и товарыщу его тех товаров и денег на нем править не велеть потому, что ему такое разграбление учинится по невольному случаю. А будет сыщется, что розбойники на него приезжали, а животов ничего не взяли, и тот иск на виноватом доправить и отдати исцу.
277.А будет кто учнет у себя на дворе ставити хоромы блиско межи соседа своего, и ему тех своих хором на меже соседа своего не ставити, а будет кто на меже хоромы поставит и в том на него будет челобитье, и тому хоромы велеть с межи отнесть.
278.Также и печи и поварни на дворе к стене соседа своего никому не делати. А будет кто на дворе у себя зделает печь или поварню и к стене соседа своего, и в том на него от соседа его будет челобитье, и у него ту печь и поварню от стены соседа его отломать, чтобы соседу его от тоя его поварни и печи никакова дурна не учинилося.
279.А будет у кого на дворе будут хоромы высокия, а у соседа его блиско тех высоких хором будут хоромы поземныя, и ему из своих высоких хором на те ниския хоромы соседа своего воды не лить и copy не метать, и иныя ни которыя тесноты тому своему соседу не делать. А будет он на те соседни ниския хоромы учнет воду лить, или сор метать, или иную какую пакость чинить, а с суда сыщется про то допряма, и ему те свои высокия хоромы от тех соседних хором велеть отнесть, а будет он тех своих хором от соседних хором не отнесет, и тесноту тому своему соседу учнет делать по прежнему, и у него те хоромы велеть отломати, чтобы впредь соседу его от него никакова насильства не было.
280.А будет кто с кем побраняся назовет кого выблядком, и тот кого он назовет выблядком, учнет на него государю бити челом о бесчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок, и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправити бесчестье вдвое безо всякия пощады. А будет про того челобитчика в сыску скажут, что он прямой выблядок, прижит он у наложницы до законыя жены, или и при законной жене, или после законной жены, и таким выблядком в бесчестьях отказывати, и к законным детям того, кто его у наложницы приживет, не причитать, и поместей и вотчин того, кто его беззаконно прижил, ему не давати. А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил, на той наложнице и женится, и ему того выблядка в законныя дети не причитати же, и поместий его и вотчин тому его выблядку не давати потому, что он того выблядка прижил у наложницы своей беззаконно до женитбы.
281.А будет кто на кого пустит собаку нарочным делом, и та его собака того, на кого ея пустит, изъест, или платье издерет, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на нем велети исцу доправити бесчестье и увечье и убытки вдвое. А будет про то сыскати будет нечим, и им в том с суда дати вера, крестное целование.
282.А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом, и на нем по сыску велеть за ту собаку, доправя указную цену, отдати исцу.
283.А будет кто собаку убьет ручным боем не из ружья, бороняся от себя, и ему за ту собаку цены не платить, и в вину ему того не ставити.
284.А будет у кого собака на люди мечется, или животина корова, или бык, или козел, или боран людей или животину бьет, а он такия собаки на привези держати и животины беречь не учнет, и его небрежением от той его собаки или от животины кому какое дурно, или убытки учинятся, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и на нем те все убытки велеть доправя отдати исцу. А о том приказати ему накрепко, чтобы он впередь ту собаку держал на привези, а животину в запоре, чтобы от той его животины впередь никому никакова дурна не было. А будет он ту свою собаку на привези и животины в запоре держати не учнет, и от той его собаки или от животины кому какое дурно учинится, и в том на него будут челобитчики, и на нем велеть тем челобитчиком иски их правити по их скаскам бес суда, и ту животину взяв у него отдати челобитчиком.
285.А будет кто на ком учнет искати свиней, или кобыл, и коров, или овец, или иныя какия животины, или пчел с приплодом на прошлые годы, лет на пять и больши или менши, и по суду и по сыску в том своем иску истец будет прав, и ему за свиньи и за кобылы, и за коровы, и овцы, или за иную какую животину, и за пчелы править то, чем у него кто завладеет, а в приплоде отказать, для чего он того всего на нем не искал в том году, как у него кто чем завладел.
286.А кто на ком учнет искать сенных покосов десятинами, и тех сенных покосов доищетца, и ему на ответчике за десятину сенных покосов велеть править по десяти алтын.
287.А кто на ком учнет искать кошенаго сена покопенно, волоковых копен, и доищетца, и ему на ответчике кошенаго сена велеть править за копну по алтыну.
Текст извлечен по изданию: Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – С.56-96.
Казусы по тексту Соборного уложения
1. Истец Гаврюшин, проиграв дело в суде, подал царю челобитную, обвиняя судью в неверном ведении дела, так как ответчик Семенов был судье зятем. Будет ли пересмотрено дело?
2. Купец Гранин решил передать взятку судье для успешного решения своего иска. Но передачу денег осуществлял через посредника Иванова, который знал дьяка Сидорова. Сидоров взял деньги для судьи, уверив, что тот в курсе дела. Судья ничего об этом не знал, решение принял не в пользу Гранина. Гранин начал возмущаться, требовать с судьи деньги назад. Это слышали посторонние люди, которые и донесли на Гранина и судью. Кто и какое наказание понесет за передачу взятки?
3. Купец Найденов, подав дело на рассмотрение дьяку, месяц не интересовался его результатами, а потом подал жалобу, что дьяк не рассмотрел его дело, так как ожидал взятку. Какое решение будет принято по жалобе купца?
4. Купец Нестеров, в первую неделю великого поста, решил подать жалобу на своего соседа, который его оскорбил. Но жалобу не приняли так, как приказ быль закрыт. Нестеров подал челобитную государю, обвиняя приказного дьяка в нежелании выполнять свои служебные обязанности. Какое решение по челобитной будет принято?
5. На суде Смирнова обвиняли в краже соседской коровы, но он все отрицал, спорил с истцом Ивановым, пререкался с судьей, а затем, воспользовавшись заминкой судьи, подскочил к Иванову, нанес ему смертельный удар ножом и сбежал. Через два дня его поймали. Какое наказание понесет Смирнов?
6. Истец купец Оськин не явился на рассмотрение дела в суд в назначенный срок, но послал челобитную, в которой указывал, что он болен, сам приехать в суд не может, а послать вместо себя ему некого. Судья проигнорировал эту челобитную, отпустил ответчика, лишил истца иска, мотивируя это тем, что он не явился в назначенное время в суд. Правомочны ли действия судьи?
7. Боярин Семенов предъявил иск боярину Кузнецову и был назначен день судебного разбирательства. Судья подтвердил правоту Семенова, но Кузнецов внезапно скончался, не успев выполнить своих обязательств. Означает ли это, что Семенов теперь ничего не получит?
8. В угодьях боярина Комова неизвестные регулярно вырубали ценные деревья. Комов заподозрил соседа Вырубова, подал на него иск в суд и привел, в качестве свидетелей, своих крестьян, чтобы их допросили. Вырубов заявил, что они не могут выступать свидетелями, так как все равно подтвердят все, что пожелает хозяин. Учтет ли отвод свидетелей суд?
9. Кузькин утверждал, что Фомкин нанес ему ущерб на 20 рублей, но тот от своей вины отказывался. Кузькин привел в суд 10 свидетелей, среди которых была жена Фомкина, не любившая своего мужа. Свидетели единогласно подтвердили вину Фомкина. Судья отказался принимать решение по делу. Прав ли судья ?
10. Купец Рябушкин взял в долг у купца Тимохина 20 рублей, а в залог оставил кольцо. Займ был оформлен документально, но когда пришло время уплатить долг, Рябушкин этого не сделал. Тимохин продал кольцо за 40 рублей. Рябушкин подал в суд, требуя вернуть ему разницу в сумме займа и стоимости проданного кольца. Какое решение примет суд?
11. Крестьянин Петухов внезапно услышал шум из амбара и когда вбежал туда, то увидел, что несколько человек складывают в мешки его вещи. Один из воров замахнулся на Петухова ножом, но Петухов схватил вилы и заколол его. Какую меру наказания за убийство понесет Петухов?
12. Крестьянин Фомкин решил построить на улице печь, но для удобства пристроил ее к стене соседского дома. Сосед Кошкин стал жаловаться, что вся сажа и копоть летят к нему в дом. Фомкин печь убирать отказался, тогда Кошкин начал его ругать, оскорблять и, в конце концов, сильно Фомкина ударил. В ответ Фомкин ранил Кошкина в голову. Кошкин подал в суд, требуя убрать печь и возместить ущерб за увечье. Что решит суд?
13. Купец Веревкин взял взаймы деньги у купца Савкина для приобретения товара, но растратил их на дорогие подарки своей жене. Савкин потребовал возвращение долга. Какое решение примет суд?
14. Крестьяне боярина Хомкина поймали на его лугу соседскую корову, которая потоптала и попортила траву. Хомкин приказал загнать корову в свой хлев, пока хозяин не приедет и не восстановит ущерб. Хозяин коровы к Хомкину не приехал, да еще и подал на него в суд, обвиняя в краже животного. Какое решение примет суд?
15. Купец Крякин назанимал денег и у иноземных купцов и у своих товарищей по гостиной сотне. Когда иноземный купец Вольф пришел за долгом, Крякин его не отдал, мотивируя это тем, что он должен вернуть еще деньги своим товарищам. Но и им он доли не вернул. Вольф и русские купцы подали в суд на Крякина, требуя возмещения убытков. Как решит дело суд?
16. Стрелец Афанасьев занял деньги у купца Жучкина, но в назначенный срок вернуть их не сумел. Жучкин потребовал отдать ему Афанасьева в холопы (выдать с головой). Удовлетворит ли суд требование Жучкина?
17. Ювелир Кукушкин взял у боярина Печкина изумруд для изготовления кольца. Во время огранки изумруд раскололся. Печкин оценил камень в 100 рублей, но Кукушкин платить отказался, заявляя, что цена слишком велика. Печкин подал в суд. Подтвердит ли суд правомерность требований Печкина?
18. Умер боярин Крохин, оставив после себя двух сыновей. Младший сын потребовал равного наследства, но старший отказался наследство делить, заявив, что младший незаконнорожденный. Младший обиделся, так как хоть и был прижит от наложницы еще при жизни жены купца, но после смерти жены купец вступил с наложницей в брак. Младший сын подал в суд на старшего за оскорбление и отказ выдать ему половину вотчины. Какое решение примет суд?
19. Поспорили два купца, Быков и Вдовин. Быков, рассердившись, напустил свою собаку на Вдовина и собака порвала на Вдовине одежду. Вдовин убил собаку. Собака оказалось ценной породы и, поэтому, была очень дорогой. Быков подал в суд и решением суда был очень удивлен. Какое решение принял суд?
АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ
(26 АПРЕЛЯ 1715 ГОДА)
Артикул воинский – своеобразный уголовный кодекс эпохи Петра I, сыгравший большую роль в развитии уголовного и процессуального законодательства России.
По сравнению с предыдущим законодательством Артикул, несомненно, стоит на более высокой ступени по уровню юридической техники. Это первый в истории русского права уголовный кодекс. Он делится на главы, главы – на статьи (артикулы) со сквозной нумерацией. Всего в документе 209 статей. Законодатель старался расположить статьи по определенной системе, а многие из них были снабжены толкованиями, разъясняющими или дополняющими смысл статьи. В оборот вводились терминологические новшества, многие термины «дожили» до наших дней.
Основная направленность Артикула военная. Поэтому считается, что Артикул воинский не заменил Соборного Уложения1649 г., а действовал параллельно с ним до создания Свода законов Российской империи (1832 г.). Статьи Артикула, прежде всего, должны были применяться военными судами, но положения о преступлениях общеуголовных и политических предопределили их использование в судах общей юрисдикции.
Характерно обилие иноязычных слов. Петр активно использовал опыт военно-уставного творчества на Западе, но выбирал из него то, что подходило к условиям России. Поэтому Артикул не следует считать механическим переводом иностранного устава.
АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ
(Извлечение)
…
Глава четвертая