Сущность государственного бюджета 3 страница
По формам образования государственные доходы делятся на обязательные платежи (налоги и таможенные платежи) и добровольные платежи (плата за услуги, займы, лотереи и др.).
По принадлежности государственные доходы делятся на доходы центральных органов власти и управления, доходы субъектов федерации и муниципальные доходы.
2. Налоги как основа государственных доходов
Давно было замечено, что государство не может существовать без налогов. Для государства налоги представляют то же самое, что для рабочего — заработная плата.
Налог — это частьнационального дохода, принудительно взимаемая государством на содержание своего аппарата и финансирование выполняемых им функций.
Налоги обязательны к уплате и взимаются принудительно. Именно эта особенность налогов, их устойчивость, делает их основой государственных доходов.
Источником налогов выступают имущество и доходы. Соответственно объектом обложения выступают заработная плата, прибыль, рента и доход.
Для людей наемного труда налог выступает формой дополнительной эксплуатации (в дополнение к основной эксплуатации, осуществляемой на производстве). Учитывая особенность положения людей наемного труда в обществе (они являются собственниками важнейшей части воспроизводственного процесса — рабочей силы), налоги могут только ухудшить экономическое положение трудящихся, но не разорить их. Но иное влияние оказывает налоговая система на
промежуточные классы, получающие доход от работы не по найму (мелкие предприниматели, фермеры и т.д.) — с усилением налогового бремени они разоряются, пополняя ряды пролетариев. Бели вследствие этого увеличивается предложение рабочей силы, падает её цена, а это еще больше ухудшает положение рабочих, людей наемного труда.
Налоги обычно составляют до 90% доходной части бюджета, достигая 30—40% национального дохода. Они, как правило, делятся на федеральные и местные. В любом случае, виды налогов, их ставки и объекты обложения утверждаются центральными органами власти. В федеральном государстве может дополнительно участвовать в формировании бюджета и налоговая система субъектов федерации. Как правило, налоговая система субъектов федерации дублирует налоговую систему центра, участвуя в долевом распределении федеральных налогов. На этом уровне возможно сочетание федеральных и местных налогов. Наконец, возможно введение собственных налогов. Все зависит от конституции страны и раздела функций между центральной властью и субъектами федерации.
Учитывая, что функции государства расширяются с развитием общества, в обозримом будущем надо ожидать дальнейшего расширения и усложнения налоговой системы соответственно возрастанию сложности общественного производства.
Элементы налога
Элементы налога в совокупности дают характеристику не только отдельных налогов, но и всей налоговой системы.
Различают следующие элементы налога.
1. Субъект налога — физическое или юридическое лицо, непосредственно облагаемое налогом. Однако не всегда субъект налога платит налог со своего дохода. При капитализме (как и при предшествующих формациях) создаются условия
для переложения налога. При переложении налогов субъект налога не совпадает с его действительным носителем.
2. Носитель налога — окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.
3. Объект налога — имущество или доход, который облагается налогом. Например, заработная плата, прибыль, земля, гонорар и т.д.
4. Источник налога — то, из чего вносятся налоги. У рабочих это зарплата, у капиталистов — прибыль, у крестьян — доход.
5. Единица (масштаб) обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 доллар дохода и т.д.).
6. Ставке (квота) налога — размер налога, исчисленный на единицу обложения. Он устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Бе называют еще нормой налогового обложения.
7. Оклад налога—сумма налога, начисленная на весь объект налога в целом.
8. Налоговая система — совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения и взимания.
9. Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особое, привилегированное положение, от обязанности платить налоги. В настоящее время это дипломатический корпус.
10. Налоговый кадастр—опись объектов, подлежащих налоговому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта. Разновидность налогового кадастра — земельный кадастр (есть еще подомовой и промысловый кадастры).
11. Налоговый период (период обложения) — период времени, за который производится обложение налогом или сбором. Он не применяется к пошлинам.
Налоговая льгота.
В теории и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода:
1) твердые или равные ставки;
2) пропорциональные ставки;
3) прогрессивные ставки;
4) регрессивные ставки.
Твердые ставки имели большое распространение при феодализме. Они устанавливаются в твердой сумме на субъект, либо объект налога. На этом методе базировался основной налог феодализма — подушная подать. В настоящее время он применяется редко.
Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу либо стоимости имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения. Оклад налога вырастает с ростом объекта налога.
При прогрессивной ставке квота налога растет с ростом облагаемого дохода. Прогрессия бывает двух видов — простая и сложная. -
При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого дохода. При сложной прогрессии возросшая ставка относится только к определенной сумме, превышающей границы предыдущей ставки, т.е. весь объект налога разбивается на части и к каждой части применяется своя ставка. Исчисляемая по частям сумма в целом составляет оклад налога.
При простой прогрессии получаются большие скачки в обложении между границами перехода к новой ставке. Буржуазия поэтому предпочитает сложные ставки, если нельзя вообще отказаться от прогрессивных ставок. Наибольшее предпочтение буржуазия отдает регрессивным ставкам.
При регрессивных ставках с ростом облагаемого дохода • растет сумма налога, а ставка с единицы обложения снижается. Регрессивные ставки устанавливаются обычно не в процентах, а в твердых суммах.
Пример 1. Применение прогрессивных ставок
Ставки обложения | Облагаемый ДОХОД, ф.с. | Оклад налога, ф.с. | |
при простой прогрессии | при сложной прогрессии | ||
Облагаемый доход до 700 ф. с. 20% | 140+60=200 | ||
от 701 до 1000 30% | 140+90=230 | ||
от 1001 до 5000 35% | 350,35 | 239+0,35=230,35 | |
до 20000 80% | 230+1050=1280 | ||
свыше 20000 83% | |||
13630,83 |
Пример 2. Применение регрессивных ставок
Облагаемый доход, ф.с. | Оклад налога, ф.с. | Ставка налога, % |
10,0 | ||
7,5 | ||
6,67 |
4. Классификация налогов
По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе потребления товаров и услуг.
В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные налоги.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения.
Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Разнообразие реальных и личных налогов не имеет предела. Мы специально упоминаем не архаичные и экзотические налоги, а только наиболее часто встречающиеся.
По такому принципу личные налоги могут быть представлены следующими видами:
1) подоходный налог с населения (шедуллярный и глобальный);
2) поимущественный налог;
3) подушные налоги;
4) налог с наследства и дарений;
5) налог на прибыль с корпораций;
6) налог на сверхприбыль;
7) налог на прирост капитала и др. Косвенные налоги делятся на три группы:
1) акцизы;
2) фискальные монополии;
3) таможенные пошлины.
Все эти косвенные налоги имеют длительную историю. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные. Универсальный косвенный налог называют иначе налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Фискальные монополии делятся на полные и неполные.
Наиболее сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по четырем признакам:
1) по происхождению;
2) по целям;
3) по характеру взимания;
4) по характеру отношений.
По происхождению таможенные пошлины бывают внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).
По целям различают восемь видов таможенных пошлин: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преферен-циональные и статистические.
По характеру взимания (по ставкам) различают специфические, адвалорные и коммулятивные (смешанные) таможенные пошлины.
И, наконец, по характеру отношений пошлины делятся на конвенционные и автономные.
5. Характеристика прямых налогов
Прямые налоги исторически предшествуют косвенным налогам, ибо они наиболее просты и очевидны, т.е. при их обложении каждый класс точно знает, какую долю расходов государства он несет. Прямые налоги делятся на реальные и
личные.
Реальными называются прямые налоги, которыми облагаются отдельные имущественные объекты налогоплательщика. При этом не учитывается фактический доход от имущества, состояние этого имущества, положение субъекта.
Личными налогами называются налоги, объектом обложения которых является не имущество, а учтенный доход или часть дохода налогоплательщика.
Различия между личными и реальными налогами сводится к следующему.
1. Реальные налоги не учитывают личное положение налогоплательщика, уровень долгов на имущество, фактиче-
ски приносимый доход, т.е. лица, владеющие одинаковым имуществом, платят одинаковый налог. При обложении личными доходами учитывается личное положение плательщиков — уровень дохода и члена семьи, сумма долгов и убытков и т.д.
2. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные — в прогрессивных.
3. Реальными налогами облагается валовой доход (нормативный, как правило), который приносит имущество. При личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.
4. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные — по фактическому дохо-ду.
В основе всех налогов лежит принудительность взимания. Это один из основных признаков налога. Другой признак налога — нет встречного движения стоимости, его неэквивалентность. Третий признак налога — он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируются объект, субъект и ставка налога.
Налоги делятся по методам взимания на окладные и раскладочные. Раскладочные — это те, которые устанавливаются в общей сумме, а затем эта сумма распределяется на отдельные территории общества, а внутри них и на отдельных плательщиков. Окладными налогами называются те, которые взимаются с каждого плательщика в строго установленном государством размере.
Налоговые системы различных государств складывались по-разному. Однако существуют общие черты, позволяющие рассматривать их в историческом аспекте.
Первоначальной формой налогов была дань в пользу победителей, переходящая в королевскую подать. Эти две формы нельзя отнести строго к реальным или личным. По форме они личные, но по существу они реальные, ибо исходят из имущественного положения, а не фактических доходов. В большинстве случаев объектом обложения служил двор.
Первой формой реальных налогов является поземельный налог. Во всех докапиталистических формациях и даже в первый период развития капитализма поземельный налог охватывал доходы практически всех членов государства, ибо земля была единственным источником богатства (исключение в виде ремесленников и купцов только подтверждают правило, ибо доходы и этих категорий зависели от доходов тех, кто кормился землей, т.е. подавляющего большинства населения).
Обложение основывалось на учете внешних признаков и размера земли. Первоначально в некоторых странах размер налога зависел только от размера земельного участка. В настоящее время поземельный налог устанавливается с учетом качества земли при помощи кадастра.
В России поземельный налог существовал до 1722 года, когда он был заменен подушным сбором. Однако это не поземельный налог в классическом виде. Архаичной формой налогов в России выступает дань, взимаемая сначала по числу дворов (дымов), а затем уже с каждого жителя (поголовно). При переходе на поземельный налог осталась в силе система взимания и по числу жителей. Новый налог стал называться посошною податью. Объект обложения СОХА включает в себя определенное количество земли и крестьянских дворов. Земельные меры переводились в дворовое число, ибо качество дворов было определено на определенной площади земли.
Точная величина сохи не устанавливалась—она могла быть разной в разных регионах. Обычно она составляла 400 десятин доброй земли, или 500 средней, или 600 десятин худой земли и 392 двора. Десятина = 2 чети = 60 сажен в длину и 40 в ширину. Выть = 12 четей хорошей земли, 13 средней и 16 худой.
Главное в посошном налоге — учет не только количество, но и качество земли.
Поземельный налог особенно тяжелым бременем ложился на мелких землевладельцев. Поскольку не учитывалось 129
количество едоков, в нем не было необлагаемого минимума. Крупные землевладельцы получали выгоды от того, что кадастры составлялись редко и быстро устаревали. Вложения капитала в улучшение земли приносили дополнительный доход, не облагаемый налогом до составления новых кадастров.
Различают парцеллярный и реальный кадастр. При парцеллярном кадастре отражается доходность каждой отдельной части земельной площади (пашни, луга, леса и т.д.). Реальный кадастр отражает совокупную доходность всей земли данного собственника. В России роль кадастра выполняли писцовые книги. Кадастры бывают трёх видов: поземельный, подомовой, промысловый.
С развитием городов стали получать доход от сдачи жилья в наем, что вызвало появление подомового налога (налог с застроенной земельной собственности). Этот налог возник в период раннего средневековья. Его формы весьма разнообразны. Первоначально он взимался по внешним признакам — по числу печных труб, печей (очагов), затем по числу окон и дверей, а также по числу комнат.
Кадастры составляются для каждого города. Внутри город разбивается на районы. Типовой дом для каждого .района служит основой для определения налога с 1 квадратного метра жилья. Переходной формой реального обложения был налог с недвижимого имущества, замененный постепенно подоходным и поимущественным налогами. В России этот налог был введен в 1910 году в городских местностях.
Промысловый налог был введен в средние века как сбор за разрешение заниматься определенным промыслом. Широкое развитие получил на ранней стадии капитализма. Взимался по внешним признакам — число рабочих, число и характер станков, полезная площадь здания и т.д. Устанавливались различные налоговые ставки для объектов разных разрядов и категорий. Доходность каждого разряда и категории предприятий определялась по кадастру.
В России этот налог был введен в конце XVIII века в виде гильдейского сбора с купцов. Отнесение купцов к определенной гильдии производилось по декларациям самих купцов. В 1865 году он был заменен патентным сбором за право ведения торговли и промыслов.
Промысловый кадастр составлялся следующим образом. Вся страна делится на районы по уровню развития промышленности. Внутри района предприятия группируются по числу рабочих, силовой мощности и т.д. Для каждой группы исчисляется фиксированный доход, который и является объектом обложения.
Промысловый кадастр делил Россию на 5 разрядов, каждый из которых делился на 10 групп.
Налог на ценные бумаги существует во многих странах и выступает в трех видах:
1) налог с эмиссии акций, облигаций и других ценных бумаг;
2) налог на сделки с ценными бумагами, взимаемый при переходе права собственности на них;
3) налог на доходы от денежного капитала.
В последнем случае обложению подлежат дивиденды и проценты от акций и облигаций, проценты на вклады в банки, выигрыши ло займам и т.д. Это скорее личный, чем реальный, налог.
Реальные налоги носили повсеместный характер до стадии империализма. Налоговые системы периода империализма характеризуются преобладанием среди прямых налогов личных.
Основные причины перехода от реальных налогов к личным заключаются в следующем.
1. При системе реальных налогов широкие массы трудящихся не могут быть обложены прямыми налогами, так как они не имеют имущества, приносящего доход. Они платят только косвенные налоги. Чтобы увеличить налоги с рабочих, буржуазия старается перейти к взиманию с них и прямых налогов. Но так как это нельзя сделать при помощи реальных налогов, вводит личные налоги.
2. Буржуазии невыгодны реальные налоги, так как они не учитывают обремененность имущества долгами. Личные налоги лишены этого недостатка.
3. При системе реальных налогов банковский капитал не облагался. Торговый и промышленный капитал не заинтересован в этой привилегии.
4. Мелкая буржуазия и рабочий класс выступали за прогрессивное обложение буржуазии. При системе реальных налогов этогодостичь нельзя. Прогрессивное обложение возможно только при введении подоходного налога.
Личные налоги наибольшее развитие получили в эпоху империализма. Однако отдельные формы личных налогов появились значительно раньше.
Подушный налог (в России подушная подать) является одним из древнейших. В Китае он действует с XII века до нашей эры. Он применялся в Вавилоне, Персии, Древней Греции, Риме. В средине века вводится в военное время в Англии, Германии, Франции. В России подушная подать была введена Петром I в 1722 году и взималась начиная с переписи 1724 года (ревизорские книги). Всего было проведено 10 ревизий для уточнения количества податного населения (лиц мужского пола). Подушная подать действовала в европейской части России до 1887 года, а в Сибири до 1899 года. Ставки налога были одинаковы для всех плательщиков. Иммунитетом обладали дворяне, духовенство и чиновники.
Такой же архаичной формой личных налогов был поимущественный налог. Им облагалось имущество кустарей, ремесленников (не цеховых) и крестьян. Облагались движимое имущество (оборудование, товарные запасы, ценные бумаги) и недвижимость, либо то и другое. Этот налог близок к реальным. Вместе они не действуют.
Сейчас он применяется в ряде стран как местный налог (в США он составляет около 80% местных налогов, в Англии — 25%). Иммунитет у дворян и духовенства. В России он не был введен. Этот налог пропорционален.
Остальные формы личных налогов возникли уже на стадии капитализма.
Налог с наследства и дарений взимается при переходе имущества от одного лица к другому. Некоторые теоретики представляют этот налог как метод борьбы с концентрацией капитала (его ставка доходит до 50%). На самом деле налог с наследства дает незначительные суммы поступлений в бюджет, поскольку существуют различные способы сокрытия имущества. Налог либо один, либо отдельно с наследства и отдельно с дарений (например, в США он раздельный). Он взимается с доли каждого наследника (Германия, Франция) либо с общей суммы наследства по прогрессивным ставкам (в России).
Налог на сверхприбыль (в России в 1916 году был введен налог на процент прибылей) устанавливается на часть прибыли, превышающую средние размеры. Он вводился в период первой и второй мировых войн рядом стран. Ставка его достигала 90%.
Налог с корпораций взимается в большинстве стран по пропорциональным ставкам, что выгодно крупным акционерным компаниям. Существуют различные способы уклонения от уплаты налога. Налог был введен под нажимом Прогрессивных сил.
Аналогичен и налог на прирост капитала.
Самой развитой и распространенной формой личного обложения является подоходный налог. Он проникает в финансовую систему различных государств в разное врема В Англии подоходный налог окончательно вводят в 1842 году, в Германии — в 1892, в США — в 1913, во Франции и России — в 1916 году.
Первоначально подоходный налог был введен в Англии в 1803 году по шедуллам Аддингтона. Шедулл означает опись. В Англии все доходы были разбиты на 5 шедулл. По шедулле А облагались доходы ленд-лордов, т.е. собственников земель. По шедуллам В облагались доходы фермеров, С — доходы от денежных капиталов, т.е. проценты или дивиденды, В — доходы промышленности и торговли; Е — доходы от заработков (заработная плата, пенсии, жалованье чиновни-
ков). По каждой шедулле ежегодно, при утверждений бюджета устанавливаются пропорциональные ставки (не в процентной, а в абсолютной сумме с дохода в фунтах стерлингов).
Глобальный подоходный налог был установлен в Германии. Им облагается совокупный доход налогоплательщика. К совокупному доходу применяется прогрессивная ставка.
В 1910 году в Англии в дополнение к шедуллярному подоходному налогу вводится глобальный. Первоначально доходы до 3 тысяч фунтов стерлингов облагались по шедуллам, а если совокупный доход превышал эту сумму, то к нему применялся глобальный налог по прогрессивным ставкам.
Одним из признаков подоходного налога является необлагаемый минимум, т.е. сумма дохода, которая не облагается налогом. Это можно рассматривать как налоговый иммунитет бедноты. На самом деле сбор налогов с мелкйхГдоходов обходится дороже, чем эти поступления. Кроме того, беднейшие слои продолжают платить косвенные налоги, значит, об иммунитете не может быть и речи.
Особенностью подоходного налога является и то, что на капиталистов он начисляется в начале года, а уплачивают они его в конце года, следовательно, им на пользу инфляция денег. Рабочий же платит налог сразу при выплате зарплаты. Да и эта сумма какое-то время остается в распоряжении капиталиста и используется им в обороте своего предприятия. И еще одно преимущество-у капиталистов — они платят не с реальных доходов, а согласно декларации, которую трудно проверить из-за действия положения о коммерческой тайне.
В настоящее время подоходный налог обеспечивает основную массу налоговых поступлений почти во всех государствах. Его доля в доходах бюджетов доходит до 40—50%.
Характерной особенностью подоходного налога является увеличение числа лиц, привлекаемых к его уплате. Это происходит вследствие снижения суммы необлагаемого дохода. Так в США в 1913 году необлагаемый минимум составлял 3 ты-
сячи долларов; с вступлением в первую мировую войну необлагаемый минимум был установлен в 1 тысячу долларов для одиноких и 2 тысячи долларов — для семейных. Во время второй мировой войны необлагаемый минимум был доведен соответственно до 500 долларов и 1 тысячи долларов. Одновременно были повышены налоговые ставки с 4 до 23%. Число плательщиков налогов в 1939 году составляло 3 миллиона человек, а в 1975 году — 70 миллионов человек. Учитывая инфляцию в 1973 году, необлагаемый минимум в США был повышен до 750 долларов, но цены выросли за это время более чем в 2 раза.
В то же время максимальные ставки подоходного налога имеют тенденцию к снижению. До 1964 года в США ставки налога имели прогрессию от 20 до 91% для дохода выше 1 миллиона долларов. В 1965 году максимальная ставка была установлена в 70%, в 1971 — 60%, в 1972 — 50%. На рубеже века в США подоходное обложение было на уровне 30—50% с достаточно высоким необлагаемым минимумом — до 6 тысяч долларов.
В ФРГ после войны Контрольный совет ввел прогрессивное обложение прибыли. Максимальная ставка налога была 95% с дохода более 600 тысяч марок, но постепенно монополии добились ее снижения до 53%.
Формальное провозглашение равенства всех перед налогом не может устраивать класс буржуазии. Практикуются многочисленные способы уклонения от налогов и переложения их на плечи трудящихся.
1. Наиболее апробированным способом переложения прямых налогов является включение в цену продукции суммы налога. Границы применения этого метода диктует закон стоимости и конкурентной борьбы.
2. Таким же старым способом является усиление эксплуатации рабочих. В этом случае при сохранении прежней платы рабочего заставляют производить больше продукции. При неизменной цене на продукцию и при сокращении издержек на единицу продукции растут доходы капиталиста, которыми он покрывает налоги. То есть налоги уплачиваются не из
прибыли капиталиста, а из дополнительного дохода, создаваемого за счет недоплаты рабочим за более интенсивный труд.
3. Точно таков механизм переложения налогов и в случае роста производительности труда вследствие технического прогресса. Сокращение издержек производства не сопровождается снижением цены продукции. Разница идет частично на оплату налога.
4. Государство в разных формах приходит на помощь капиталистам, списывая с них долги по налогам, снижая сумму налога для отдельных корпораций, закупая у них продукцию по повышенным ценам и продавая сырье по заниженным и т.д.
5. Приобретение капиталистами облигаций местных органов власти, доходы от которых не облагаются налогами.
6. Перевод капиталов в страны с большими налоговыми льготами.
7. Распределение акций компаний (а следовательно, и доходов) между членами семьи и доверенными лицами, что снижает возможность применения максимальных ставок.
6. Характеристика косвенных налогов
Исторически косвенные налоги появились позднее прямых, однако уже в Древней Греции и Риме они существовали в виде налога на соль. В средние века большое распространение получают таможенные пошлины, что было вызвано фискальными соображениями многочисленных мелких княжеств и самостоятельных городов.
Косвенный налог всегда включается в цену товара и выплачивается потребителем этого товара. Косвенным он называется потому, что покупатель товара налог не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Но покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Косвенные налоги — самые несправедливые налоги. Чем богаче чело-
век, тем меньше он платит из своих доходов косвенных налогов, ибо он относительно меньше потребляет этот товар. В современном обществе косвенные налоги платят даже безработные, живущие на посо'бие, — в цене товаров первой необходимости. Косвенный налог представляет собой классический пример несовпадения субъекта и носителя налога. Юридически его платят капиталисты, производящие или реализующие товар. Уплаченный ими налог возвращается после реализации товара, т.е. происходит его переложение на плечи трудящихся, что значительно уменьшает реальную зарплату рабочих и доходы крестьян.
Государство предпочитает косвенное обложение из-за его скрытности, простоты взимания. Производители товаров и услуг предпочитают систему косвенного обложения исходя из следующих соображений:
1) косвенные налоги легко переложимы;
2) взимаются незаметно для трудящихся в цене товара;
3) в основной массе ложатся на трудящихся (класс капиталистов в целом потребляет меньше товаров, чем трудящиеся).
Однако еще К. Маркс в работе „Бюджет Дизраэли" заметил, что косвенные налоги вступают в противоречие с общественным производством. Во-первых, фискальное вмешательство в производство приводит к повышению цен (к цене производства прибавляется акциз); во-вторых, пошлины на границах препятствуют развитию товарооборота. Наибольшее развитие косвенные налоги получили в период становления капитализма. Они были основной формой дополнительной эксплуатации трудящихся и обеспечивали поступление подавляющей части доходов бюджетов. С развитием общего кризиса косвенные налоги отходят на второй план, уступив место прямым налогам. Однако с усилением ГМК система косвенного обложения непрерывно совершенствуется — увеличиваются ставки и расширяется круг облагаемых товаров. Растет общая йумма косвенных налогов. Наиболее распространенной формой косвенных налогов является акциз.