И членов выборных органов профсоюза

Соглашение

Между комитетом по культуре и туризму

Рязанской области и

Рязанской областной организацией

Российского профессионального

Союза работников культуры

На 2011-2014 г.г.

Соглашение зарегистрировано

в главном управлении по труду и

социальным вопросам Рязанской

области

г. Рязань

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее отраслевое Соглашение (далее – Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на защиту профессиональных, трудовых прав, социально-экономических интересов и повышение уровня жизни работников учреждений всех форм собственности отраслей культуры.

Настоящее Соглашение основывается на действующих нормах, содержащихся в Конституции РФ, Трудовом Кодексе РФ, законах РФ «Основах законодательства РФ о культуре», «О библиотечном деле», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставе Российского профессионального союза работников культуры и иных нормативных актов.

Данное Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в отрасли и устанавливающий согласованные меры по усилению социальной поддержки работников с определением дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий и льгот. Обязательства Соглашения реализуются в коллективных договорах и трудовых договорах.

1.2. Отраслевое Соглашение применяется при заключении соглашений на уровне муниципальных образований, коллективных договоров в учреждениях культуры, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) с работниками и при разрешении индивидуальных трудовых споров.

1.3. Сторонами Соглашения являются:

- работники учреждений культуры (далее - работники) в лице представителя – Рязанской областной организации Российского профессионального союза работников культуры (в дальнейшем – Профсоюз), действующей в соответствии с Уставом Российского профессионального союза работников культуры;

- работодатели в лице представителя – Комитета по культуре и туризму Рязанской области (далее – Комитет), действующий на основании Положения о Комитете по культуре и туризму Рязанской области.

1.4.Стороны согласились в том, что:

1.4.1.Профсоюз, его территориальные (районные), первичные организации выступают в качестве полномочных представителей работников учреждений культуры при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, ведении переговоров по решению трудовых, профессиональных и социально-экономических проблем: оплаты труда (размеров минимальных (базовых) окладов (ставок), повышающих коэффициентов, стимулирующих и компенсационных выплат, размеров и форм материального поощрения, норм труда, занятости, найма, увольнения, стипендиального и других форм обеспечения обучающихся, а также по другим вопросам социальной поддержки коллективов и отдельных работников.

1.4.2.Соглашения на уровне муниципальных образований устанавливают для работников условия труда, социальные льготы и гарантии, связанные с особенностями территорий, в соответствии с действующим законодательством, законами территориальных органов, настоящим Соглашением.

1.4.3.Непосредственно в учреждениях культуры регулирование трудовых, профессиональных и социально-экономических отношений между работником и работодателем осуществляется путем заключения коллективного договора. В коллективном договоре с учетом особенностей деятельности учреждения культуры и их финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные льготы работникам по сравнению с нормами и положениями Трудового Кодекса Российской Федерации, федеральными законами, иных нормативных правовых актов и настоящим Соглашением.

1.4.4. Соглашения и коллективные договоры не могут ухудшать положение работников.

1.4.5. Действия настоящего Соглашения распространяется на всех работников учреждений культуры, искусства, кино, бухгалтерий учреждений, организаций, предприятий, централизованных бухгалтерий отделов культуры, образовательных учреждений отрасли, включая внештатных работников, а также на работников, перешедших на работу в учреждения культуры из других ведомств, но работавших по отраслевому профилю.

1.4.6. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением. Принятые изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению и являются его неотъемлемой частью.

1.4.7. Ни одна из сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

1.5. Комитет и Профсоюз осуществляют систематический анализ и обобщение опыта заключенных учреждениями культуры коллективных договоров и территориальных соглашений.

1.6. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Отчеты о выполнении настоящего Соглашения рассматриваются, по предложению одной из сторон на совместном заседании коллегии Комитета и Президиума обкома профсоюза.

1.7. Комитет и Профсоюз доводят текст настоящего Соглашения до органов управления культуры, учреждений культуры, территориальных и первичных организаций профсоюза для применения и содействуют его реализации.

1.8. Стороны согласились, что ход, промежуточные и итоговые результаты выполнения настоящего Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров, необходимо регулярно освещать в средствах массовой информации.

1.9. Соглашение заключено на 2011-2014 годы, вступает в силу с момента подписания.

1.10. В случае реорганизации Сторон Соглашения их права и обязанности по настоящему Соглашению переходят к правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.

2.ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Руководствуясь принципами социального партнерства, основанными на взаимном уважении позиций, равенстве и учете интересов, стороны обязуются:

2.1.1. Содействовать соблюдению в учреждениях культуры законодательства о труде Российской Федерации.

2.1.2. С учетом действующего законодательства Российской Федерации способствовать достижению положительных результатов деятельности учреждений культуры, направленных на решение их основных задач в области культуры, повышение уровня заработной платы, социально-бытового обслуживания, создание безопасных условий труда и охраны здоровья работников.

2.1.3. Защищать интересы учреждений культуры в органах представительной власти по экономическим и правовым вопросам их деятельности.

2.2. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:

2.2.1. Трудовые отношения между работником и работодателем, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Соглашением, коллективным договором.

Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением правилам трудового распорядка, а работодатель обязуется своевременно выплачивать работнику заработную плату в установленные сроки и в соответствующих размерах, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением, иными соглашениями, коллективным договором учреждения и соглашением сторон.

2.2.2. Трудовой договор с творческими работниками учреждений культуры заключается в соответствии с перечнем профессий и должностей творческих работников театров, театральных и концертных организаций и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видео съёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых, установлены Трудовым Кодексом РФ» и действующим законодательством о труде.

2.2.3. Условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными.

2.2.4. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Трудового Кодекса

2.2.5. При осуществлении процессов разгосударствления и приватизации, ликвидации, реорганизации учреждений культуры проводить совместные переговоры по достижению приемлемых решений для соблюдения прав и интересов работников.

2.3. С учетом социально-экономической ситуации стороны договорились:

2.3.1. Направлять законодательным и исполнительным органам федерального и областного уровня предложения, требования по вопросам усиления социальной поддержки работников отрасли, установления им дополнительных льгот и компенсаций.

2.3.2. Разрабатывать предложения в Соглашение между администрацией Рязанской области, объединением организаций профсоюзов и работодателями о сотрудничестве в решении экономических и социальных проблем отрасли культуры.

2.3.3. На паритетных началах принимать участие в совершенствовании системы оплаты труда в отрасли.

3.ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ

3.1. Стороны считают, что в случае массовых высвобождений, возникших в связи с ликвидацией учреждений культуры, их реорганизацией, представители работодателя своевременно, не менее чем за три месяца и в полном объеме, представляют органам службы занятости, соответствующему профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях и сроках, в течение которых их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3.2. Стороны договорились, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О занятости населения в РФ» при заключении коллективных договоров по вопросам занятости в случае приостановки работы или увольнения работников будут включаться взаимные обязательства:

3.2.1. Производить сокращение численности или штата при массовом высвобождении работников поэтапно.

3.2.2. В обязательном порядке предлагать работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

3.2.3. Информировать высвобожденных работников о возможности обращения в службу занятости населения.

3.3. Работодатель с участием соответствующих выборных органов профсоюза осуществляют работу по прогнозированию высвобождения работников.

Работодатель принимает решение о массовом высвобождении только после консультации с соответствующим выборным органом профсоюзной организации.

3.4. Работнику, предупреждённому о предстоящем увольнении в связи с сокращение численности или штата, может предоставляться время в течение рабочего дня для поиска работы. Продолжительность этого времени согласовывается с работодателем.

3.5. Работникам, уволенным из учреждения, в связи с сокращением численности или штата, предоставлять преимущественное право трудоустройства в данное учреждение в случае создания в ней новых рабочих мест, а также трудоустройства их во вновь создаваемых учреждениях.

3.6. Работодатель совместно с соответствующим выборным органом профсоюза создаёт условия для профессиональной подготовки и переобучения высвобождаемых работников и безработных в соответствии с техническим перевооружением и развитием учреждения.

3.7. В случае, если в период предупреждения работников о предстоящем высвобождении, увеличивается размер оплаты труда работников в целом в учреждении, это увеличение касается и высвобождаемых работников.

4.ОПЛАТА ТРУДА

4.1.Системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений, включающие размеры минимальных (базовых) окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными актами органов исполнительной власти в регионе и муниципальных образований.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

4.1.2. Условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

4.1.3. Системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с Положением об оплате труда и с учётом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, квалификационного справочного должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абзац третий ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов.

4.1.4. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и используются для работы в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

4.1.5. Оплата труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в учреждениях, финансируемых из регионального и муниципальных бюджетов, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством субъекта РФ и исполнительными органами муниципальных образований.

4.1.6. Минимальные (базовые) оклады (ставки) заработной платы обеспечиваются региональными, муниципальными учреждениями за счёт средств субъекта РФ, муниципальных образований.

4.2. Система оплаты и стимулирования труда, в том числе оплата за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, определяется в порядке, устанавливаемым законодательством РФ и отражается в коллективных договорах (соглашениях) с учётом мнения выборного профсоюзного органа или другого представительного органа работников.

4.3. Выполнение работниками дополнительных видов работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, осуществляется за дополнительную оплату. Размер оплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора и определяется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

4.4. Оплата труда работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в соответствии со ст. 147 ТК РФ.

4.5. Введение и пересмотр норм труда производится работодателем учреждения с учётом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ).

4.6. Исчисление средней заработной платы и среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные дни отпуска производятся в соответствии с действующим законодательством.

4.7. Тарификация работ, наименование профессий рабочих и должностей служащих производится по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

4.8. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (нормы выработки, времени, обслуживания и численности), принимаются работодателем с соблюдением процедуры учёта мнения представительного органа работников.

4.9. Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

4.10. Комитет и Профсоюз принимают необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в подведомственных учреждениях культуры заработной платы, стипендий, пособий, предусмотренных законодательством РФ.

5.РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

5.1. В соответствии с действующим законодательством продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а для работников занятых во вредных условиях труда, подростков, женщин, работающих в учреждениях культуры расположенных в сельской местности, 36 часов в неделю.

5.2. Режим рабочего времени в учреждениях культуры определяется коллективным договором или правилами трудового внутреннего распорядка.

5.3. Для работников учреждений культуры в соответствии со ст. 94 Трудового Кодекса Российской Федерации продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором или трудовым договором.

5.4. Сверхурочные работы проводятся только в случаях, предусмотренных ст. 99 Трудового Кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учётом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Оплата за работу в сверхурочное время производится в соответствии со ст. 152 Трудового Кодекса Российской Федерации.

5.5. Допускается привлечение к работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни творческих работников учреждений кинематографии, театров, театральных и концертных учреждений, цирков в соответствии с Перечнями категорий этих работников в учреждениях, финансируемых из бюджета в соответствии с Перечнями этих категорий и в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

5.6. Работодатель обязан вести учёт времени, фактически отработанного каждым работником.

5.7. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех работников отрасли устанавливается не менее 28 календарных дней.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учётом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

График отпусков составляется на каждый календарный год и доводится до сведения всех работников.

О времени начала отпуска работник должен быть извещён не позднее, чем за две недели до его начала.

Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен:

- при временной нетрудоспособности работника;

- при выполнении работником государственных или общественных обязанностей;

- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством

5.8. Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с Трудовым Кодексом ст. 116. Работодатели могут предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска в календарных днях (полностью или частично) сверх ежегодно оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней в зависимости от общего стажа работы:

свыше 3 лет - 3 дня;

свыше 5 лет - 5 дней;

свыше 10 лет - 7 дней;

свыше 20 лет - 9 дней.

Руководителям учреждений и предприятий – 12 дней.

Расходы на эти цели производятся за счет фонда оплаты труда.

5.9. В общий стаж включается:

- время работы в учреждениях культуры, искусства;

- время работы на выборных должностях на постоянной основе в органах государственной власти;

- время военной службы граждан, если в течение года после увольнения с этой службы они поступили на работу в учреждения культуры, искусства;

- время обучения работников учреждений культуры, искусства в учебных заведениях, осуществляющих переподготовку, повышение квалификации кадров, если они работали в этих учреждениях культуры, искусства;

- время работы в качестве освобожденных работников профсоюзных организаций в учреждениях культуры, искусства;

- время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работы работникам, состоявшим в трудовых отношениях с учреждениями культуры, искусства;

- время трудовой деятельности в учреждениях, при условии соответствия занимаемой должности, должностям государственных учреждений в сфере культуры и искусства, вне зависимости от ведомственной принадлежности.

5.10.Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

5.11. Профсоюзные органы обязуются совместно с государственной инспекцией труда осуществлять общественный контроль над соблюдением законодательства о труде, добиваться устранения выявленных нарушений.

6.ОХРАНА ТРУДА

6.1.Комитет осуществляет контроль и координирует деятельность подведомственных учреждений по обеспечению охраны труда, ведёт учёт и регулярный анализ в случае производственного травматизма работников.

6.2. Работодатель:

- строит свою работу на основе государственной политики в области охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, в соответствии с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ по охране труда, промышленной безопасности и санитарно-гигиеническому благополучию;

- участвует на паритетных началах совместно с выборной профсоюзной организацией в рассмотрении споров, связанных с нарушение законодательства об условиях и охране труда, обязательств, установленных коллективным договором (соглашением).

6.2.1. Организует работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

6.2.2. Осуществляет финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).

6.2.3. Принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний.

6.2.4. Организует проведение за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников (ст. 212 ТК РФ).

6.2.5. Обеспечивает работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

6.3. Комитет и Профсоюз совместно принимают участие в:

- проведении проверок условий состояния охраны труда в учреждениях, обобщении практики по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке совместных предложений по предупреждению несчастных случаев на производстве;

- разработке нормативных документов (Соглашение по охране труда, инструкций по охране труда).

6.4. Профсоюзные органы на местах совместно с представителями работодателя осуществляют:

- формирование и организацию деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

- работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов;

- проведение общественного контроля состояния охраны труда, пожарной безопасности;

- контроль за выполнением учреждениями культуры требований законов и иных нормативных правовых актов по охране труда с целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников отрасли (ст. 370 ТК РФ).

7.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ

7.1. Комитет и Профсоюз:

7.1.1. Вносят Губернатору Рязанской области и в Правительство Рязанской области предложения по установлению единой нормы учебной нагрузки (18 час.) за ставку заработной платы преподавателей младших классов детских музыкальных, художественных, хореографических, хоровых школ, школ искусств в течение срока действия настоящего Соглашения.

7.1.2. Рекомендуют органам управлений (отделов) культуры муниципальных образований, руководителям учреждений отрасли предусмотреть возможность стимулирующих выплат работникам, награжденным ведомственными государственными наградами, а также совместной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры при формировании заработной платы в условиях новой системы оплаты труда.

7.1.3. Рекомендуют органам местного самоуправления, законодательных собраний муниципальных образований ввести аналогичные решения в области социальной поддержки работников отрасли.

7.1.4. Обеспечивают полное информирование о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правильность применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии.

7.1.5. Предоставляют право руководителям учреждений культуры в пределах средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности:

- оказывать материальную или в иной форме помощь участникам войны, семьям погибших военнослужащих, ветеранам труда, семьям погибших на производстве, малообеспеченным, а также пострадавшим от несчастного случая на производстве;

- сохранять средний заработок за время прохождения обязательных медосмотров;

- выплачивать единовременное пособие при выходе работника на пенсию;

- предоставлять оплачиваемые, исходя из тарифной ставки (оклада), дни отдыха в случаях: рождения ребенка, собственной свадьбы, свадьбы детей, смерти супругов, членов семьи (дети, родители, родные братья и сестры); предусматривать компенсацию оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях семьям, имеющим трех и более детей, в размерах, оговоренных в коллективном договоре;

- выплачивать материальную помощь высвобождаемым работникам.

7.1.6. Согласовывают распределение жилья в соответствии с «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений на территории Рязанской области».

7.1.7. Обращаются в соответствующие органы по вопросу выделения субсидий на строительство жилья.

8.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Стороны договорились:

8.1. Проводить аттестацию и тарификацию работников всех уровней при участии представителей профсоюза работников культуры.

8.2. Содействовать заключению коллективных договоров в подведомственных организациях.

8.3. Рекомендовать руководителям учреждений предусмотреть в коллективных договорах:

- прием на работу новых сотрудников и сокращение вакантных единиц производить с согласованием профкома в целях обеспечения занятости работающих;

- переучивание сокращаемых работников на новые профессии за счет учреждений;

- выплату материальной помощи высвобождаемым работникам за счет учреждений с учётом требований, изложенных в Положениях об оплате труда;

- дополнительное материальное поощрение лиц при уходе на пенсию;

- премирование работников, систему надбавок и иных поощрений работников в соответствии с Положениями об оплате труда, исходя из условий труда и финансовых возможностей коллективов;

- установление надбавок за непрерывный стаж работы в культуре;

- размеры доплаты за выполнение работы в условиях труда, отклоняющихся от общепринятого режима работы (ночное время, праздничные дни и так далее), но не ниже установленных законодательством;

- размер оплаты простоя в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса РФ;;

- размер и порядок компенсации работникам за несвоевременную выплату заработной платы;

- обеспечение представителей различных профессий формой, спецодеждой, материалами, инструментами, методической литературой, периодическими изданиями;

- режимы и графики работы, исходя из того, что продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов;

- помимо установленных законодательством отпусков, предоставляемых администрацией по графику, согласованному с профсоюзом, предоставлять дополнительные отпуска за стаж работы;

- дополнительные выходные дни отпуска без сохранения заработной платы предоставлять работникам в соответствии со ст. 262, 263 Трудового Кодекса РФ;

- для ухода за детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации;

- преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов, помимо лиц, указанных в статье 179 Трудового Кодекса РФ имеют лица предпенсионного возраста (за 3 года до пенсии по возрасту) и лица, проработавшие в отраслях культуры не менее 10 лет;

- возможность предоставления свободного от работы времени с сохранением заработка (не менее 7 часов в неделю) лицам, получившим уведомление об увольнении, для поиска нового рабочего места;

- компенсаций проезда в сельские филиалы преподавателям детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;

- сохранение льгот по коммунальным услугам работникам культуры в сельской местности.

8.4. Признать необходимым:

- не препятствовать деятельности представителей профсоюза по осуществлению общественного контроля над соблюдением законодательства об охране труда и трудового законодательства;

- рассматривать на коллегиях Комитета совместно с Профсоюзом вопросы:

заключения коллективных договоров и соглашений; охраны труда; итогов деятельности отделов, учреждений культуры.

9.РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ

9.1. Руководствуясь законодательством РФ, законодательными актами о профсоюзах, законом Рязанской области «О молодёжи» (от 24.05.1998г.), а также положениями Концепции молодёжной политики ФНПР (постановление ГенСовета № 3-4 от 02.10.2002г.), стороны считают, что:

9.1.1. Работа с молодёжью в отрасли культуры определяется как одно из приоритетных направлений деятельности учреждений.

9.1.2. Молодыми работниками, служащими считаются лица в возрасте до 35 лет.

9.1.3. Для осуществления молодёжной политики в учреждениях при профсоюзных комитетах создаются молодёжные комиссии.

9.1.4. Работодатели содействуют работе молодёжной комиссии профкома, направленной на активизацию молодёжи в повышении эффективной деятельности учреждения.

9.1.5. Профсоюз (профком, молодёжная комиссия) проводит анкетирование молодых работников с целью заинтересованности в мероприятиях по защите прав молодёжи.

9.2. В рамках социального партнёрства стороны рекомендуют Работодателю и Профсоюзу формировать в коллективном договоре раздел «Работа с молодёжью», где предусмотреть:

9.2.1. Оказание помощи молодым работникам и служащим в повышении общеобразовательного уровня, создание необходимых условий для успешного совмещения учёбы с работой, соблюдения администрацией льгот обучающимся без отрыва от производства, установленных законодательством.

9.2.2. Проведение аттестации молодых работников, конкурсов профессионального мастерства, своевременное присвоение и установление им соответствующих разрядов, тарифных ставок и окладов, повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.

9.2.3. Организацию шефства опытных специалистов над молодыми работниками по повышению их квалификации, адаптации молодёжи в учреждении.

9.2.4. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о социальных и правовых гарантиях молодёжи, охраны труда и здоровья.

9.2.5. Организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди молодёжи, развитию спорта и туризма.

9.2.6. Разработку положения по материальному поощрению молодых работников по результатам труда.

9.2.7. Оказание помощи и поддержки в решении вопросов в получении кредитов молодым семьям на приобретение жилья, в реализации социально-бытовых проблем молодёжи.

9.2.8. Проведение разъяснительной работы среди молодёжи о роли и задачах профсоюза, о правах, обязанностях и преимуществах членов профсоюза, привлечению их к активной работе в профсоюзе.

9.2.9. Распространение на членов молодёжной комиссии положений ст. 374-377 трудового Кодекса РФ.

9.3. Стороны договорились, что настоящее Соглашение:

9.3.1. Признаёт профкомы студентов специального профессионального образования в сфере культуры единственными и законными представителями интересов студенчества отрасли.

9.4. Стороны признают необходимость:

9.4.1. Установления через коллективный договор (Соглашение) взаимных обязательств между сторонами среднего профессионального образования (профкома студентов и администраций) по созданию и поддержанию условий, соответствующих нормам, стандартам и правилам охраны и безопасности учебного процесса, трудовой деятельности, быта и досуга.

9.4.2. Координации совместной деятельности профкомов и администраций среднего профессионального образования в сфере культуры по предупреждению и профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

9.4.3. Предоставления гарантий деятельности первичной профсоюзной организации студентов в соответствии со ст. 377 Трудового Кодекса РФ.

9.5. Комитет и Профсоюз в течение срока действия Соглашения вносят предложения о выделении финансовых средств на разработку проектной документации для осуществления строительства многоквартирного жилого дома в областном центре для студентов специального профессионального образования в сфере культуры, молодых артистов театрально-зрелищных учреждений.

10. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНОВ

И ЧЛЕНОВ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ ПРОФСОЮЗА

10.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, его районных и первичных организаций, соответствующих выборных и профсоюзных органов определяются Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об общественных объединениях», законами субъектов Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, настоящим Соглашением, иными соглашениями, Уставом Российского профессионального союза работников культуры, Уставом учреждения, коллективным договором.

10.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители:

10.2.1. Обязаны соблюдать права и гарантии профсоюза, способствовать его деятельности.

10.2.2. Не препятствовать представителям профсоюзных органов в посещении учреждений и подразделений, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.

10.2.3. Предоставлять профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, другим социально-экономическим вопросам, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания.

10.2.4. Предоставлять право профсоюзному комитету (председателю) ознакомления с коллективным договором вновь принимаемых работников на работу, фиксируя на заявлении о приёме на работу дату ознакомления, личную подпись работника и председателя профкома.

10.2.5. Обеспечивать при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также других работников – не членов профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета учреждения культуры на расчетные счета профсоюза, денежных средств в качестве членских профсоюзных взносов:

- членов профсоюза – 1%, не членов профсоюза – 0,5% в порядке, установленном коллективным договором, соглашением. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с начислением заработной платы.

10.2.6. Содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников учреждений культуры.

10.3. Стороны признают следующие дополнительные гарантии для избранных (делегированных) в органы профсоюза работников, не освобожденных от производственной и творческой деятельности (работы):

10.3.1. Работники не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа профорганизации, членами которой они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений культуры без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.

10.3.2. Увольнение по инициативе представителя работодателя в соответствии со ст. 374 Трудового Кодекса РФ руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, её структурных подразделений и не освобождённых от основной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с предварительного согласия вышестоящего выборного органа.

10.3.3. Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные профсоюза по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзных организаций в создаваемых в учреждениях совместных с работодателем комиссиях, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором.

Стороны согласились распространить это положение:

- на работников учреждений – членов ОК профсоюза – не менее 12 рабочих дней в год;

- представителей учреждений – членов комиссий со стороны Профсоюза при подготовке и заключении отраслевого Соглашения, коллективных договоров – не менее 7 рабочих дней.

10.3.4. Члены выборных профорганов на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом, освобождаются от производственной и творческой работы с сохранением средней заработной платы, исчисляемой в порядке, установленном действующим законодательством.

10.4. Работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе её выборного органа признаётся значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при установлении повышающих коэффициентов или подсчёте баллов в связи с введением новой системы оплаты труда за счёт средств от внебюджетной деятельности.

10.5. Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа учреждений может производиться за счёт средств организации в размерах, установленных коллективным договором.

10.6. Увольнение по инициативе администрации руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных органов организации в соответствии со ст. 376 Трудового Кодекса Российской Федерации в течение двух лет после окончания выборных полномочий допускается только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

10.7. Стороны могут совместно принимать решение о присвоении почётных званий и награждении ведомственными знаками отличия выборных профсоюзных работников и рекомендуют территориальным органам профсоюза применять аналогичный порядок поощрения выборных профсоюзных работников.

11. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРОФСОЮЗА

Профсоюз, его районные и первичные организации обязуются:

11.1.Всемерно содействовать реализации настоящего Соглашения, районных соглашений и коллективных договоров, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах отрасли, используя, в том числе, средства профсоюза.

11.2. Вносить предложения в соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательства о труде и социальных гарантиях работников отрасли, проводить общественную экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов в области экономики, социальных вопросов и охраны труда.

11.3.Осуществлять защиту трудовых, социально-экономических и профессиональных прав и интересов членов Профсоюза, в том числе в судебных и иных государственных органах, оказывать бесплатную юридическую помощь членам Профсоюза.

11.4. Содействовать организации летнего отдыха и оздоровления детей работников отрасли.

11.5. Осуществлять контроль за соблюдением социальных гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, увольнения, представления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

11.6. Принимать необходимые меры правовой и социальной поддержки по предупреждению ухудшения положения учреждений культуры и их работников.

11.7. Анализировать социально-экономическое положение работников отрасли, взаимодействовать с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, областной Думы в разработке предложений, проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательной базы культуры, усиления социальной защищенности работников.

11.8.Использовать все формы информационного обеспечения с целью наиболее полного информирования профсоюзных организаций и членов Профсоюза о деятельности сторон Соглашения по обеспечению социально-экономических прав и гарантий работников отрасли.

11.9. Предусматривать в территориальных соглашениях (коллективных договорах) выделение материальной помощи из профсоюзных средств семье погибшего на производстве в результате несчастного случая, произошедшего не по вине работника.

12. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ

12.1. Стороны ежегодно разрабатывают комплекс мер по выполнению данного Соглашения и осуществляют постоянный контроль за его реализацией, информируя друг друга о своих действиях, касающихся финансирования учреждений культуры, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников; предоставляют возможность присутствия представителей сторон Соглашения на заседаниях Коллегии комитета по культуре и туризму Рязанской области и Президиума Профсоюза при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением Соглашения.

12.2. Контроль за выполнением Соглашения производится комиссией, в состав которой входят представители Комитета культуры и туризма Рязанской области, областной организации профсоюза работников культуры и других заинтересованных учреждений культуры.

Комиссия рассматривает ход выполнения Соглашения не реже одного раза в год и информирует о результатах работников отрасли.

Контрольные функции за выполнением Соглашения осуществляют также профсоюзные органы и администрации учреждений культуры отрасли, которые вправе обратиться по существу вопросов в адрес комиссии.

12.3. Ответственность за включение в коллективные договоры льгот и гарантий, оговоренных настоящим Соглашением и их выполнение, возлагаются на работодателей (администрацию организации) и выборные профсоюзные органы. Стороны принимают меры по устранению нарушений Соглашения.

12.4. В период действия Соглашения Профсоюз содействует урегулированию конфликтов всеми возможными способами и не организует забастовок по вопросам, отраженным в Соглашении, при условии их решения, а работодатель не использует локауты.

Наши рекомендации