Понимание деятельности экономического субъекта

Получение данных деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита.

При этом информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

При ознакомлении с деятельностью потенциального клиента аудиторам следует выявить факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта (см. Рис.11).

 
 
Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта

Факторы

Понимание деятельности экономического субъекта - student2.ru Понимание деятельности экономического субъекта - student2.ru

           
  Понимание деятельности экономического субъекта - student2.ru   Понимание деятельности экономического субъекта - student2.ru
 
 
общие экономические и отраслевые факторы: - общеэкономические факторы (государственная политика, уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация, состояние экономики в целом и др.); - отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность (сезонность) деятельности, изменения в технологии производства, предпринимательский риск, спад или расширение отрасли и др.); - нормативно- правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного регулирования, аудиторские требования представления отчетности, пользователи бухгалтерской отчетности).
 
связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта: - индивидуальные факторы (корпоративная структура, организационная структура, деятельность внутреннего аудита, источники и методы финансирования и др.); - факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер экономического субъекта, категории основных расходов, структура долгов, включая условия и ограничения и др.); - финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы), доступность кредитов, операции с ценными бумагами, сравнение с прибыльностью производственных операций).

Рис. 11. - Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг организация должна в достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта.

Факторы, определяющие необходимость понимания деятельности экономического субъекта:

- экономическая политика экономического субъекта в отчетный период, ее стратегия и тактика;

- применяемая экономическим субъектом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;

- идентификация хозяйственных операций осуществленных экономическим субъектом;

- возможность качественного проведения аудита;

- правильность применения нормативно – правовых актов регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;

- и др.

Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита, информация получаемая на последующих стадиях дополняет и уточняет данные полученные на предыдущих стадиях.

Понимание деятельности экономического субъекта зависит от квалификации аудитора и должно быть по возможности достаточным для качественного проведения проверки.

Основные методы получения знаний о деятельности экономического субъекта:

1) Изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта;

2) Анализ региональных особенностей влияющих на деятельность экономического субъекта;

3) Учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;

4) Знакомство с организацией и технологией производства;

5) Сбор информации о персонале, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета.

При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор может пригласить эксперта.

Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать следующие источники:

- Официальные публикации в юридических и профессиональных изданиях;

- Статистические данные;

- Официальный отчет экономического субъекта;

- Результаты посещения специальных семинаров и конференций;

- Запросы 3-м лицам;

- Консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

- Осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта;

- Опрос персонала непосредственно связанного со сферой учета.

Перед проведением аудиторской проверки и в ходе ее все произведенные процедуры и полученная информация отражается в рабочих документах аудитора.

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов. в том числе в автоматизированном виде.

В состав постоянных файлов может входить:

- история развития экономического субъекта;

- перечень осуществляемых видов деятельности;

- положение учетной политики и ее последующие изменения;

- и другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита, но и для будущих аудиторских проверок.

Аудиторская организация должна периодически пополнять и обновлять постоянный файл на основе итогов аудиторских проверок данного экономического субъекта.

Планирование аудиторской деятельности

Планирование аудита. Общий план и программа аудита

Порядок проведения аудиторской проверки, предшествующий формированию мнения аудитора является предметом профессиональной компетенции аудитора и устанавливается аудиторской организацией.

Планирование аудита –самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

- это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;

- поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;

- позволит избежать недоразумений с клиентом.

Задачами планирования аудита являются:

- установление этапов и сроков работы с клиентом;

- определение затрат;

- рациональное использование рабочего времени специалиста;

- подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;

- определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;

- распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;

- создание условий для осуществления последовательного контроля

за аудитом;

- обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Условно процесс проведения аудиторской проверки можно разделить на 3 этапа:

1) Планирование:

- предварительное знакомство с заказчиком

- оформление отношений с заказчиком письмом о соглашении на проведение аудита и договором на оказание услуг

- определяется сущность и риски предстоящей проверки

-составляется общий план и программа аудита.

2) Сбор аудиторских доказательств.

Аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры, которые включают в себя: тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу.

3)Завершение аудита.

Завершение подготовки рабочей документации в виде аудиторского файла, подготовка письменной информации руководству заказчика, по результатам проведения аудита, формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчётности и подготовка в установленной форме аудиторского заключения.

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки.

Планирование позволяет эффективно распределить работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависит от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знание особенностей его деятельности.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определять аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур, при этом аудитор несёт ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документарно оформить общий план аудита, отразить в нём предполагаемый объём и порядок проведения аудиторской проверки.

Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от специфики и масштабов деятельности аудируемого лица, сложности проверки, конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита, аудитору следует принимать во внимание:

1) Деятельность экономического субъекта

2) Систему бухучёта и внутреннего контроля

3) Риск и существенность

4) Характер, временные рамки и объём процедур

5) Координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы

6) Прочие аспекты

На основании плана составляется программа.

Программа аудита является набором инструкций для аудиторов, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В процессе подготовки программы аудита, аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу.

Общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении выполнения всего аудит заранее, в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документарно зафиксированы.

Наши рекомендации