Теоретические основы аудита затрат на производство

Проведение аудита представляется четырьмя этапами, на каждом из которых выполняются определенные задачи. Первый этап –предварительный, на этом этапе происходит обмен письмами. Какая-либо организация по собственной инициативе обращается к аудиторским организациям с просьбой о проведении аудита. Получив письмо, аудитор должен ознакомиться с отраслью, в которой осуществляется деятельности организации заказчика, если ранее он не был с ней знаком. Если аудитор уже оказывал услуги организации со схожим видом деятельности, то это облегчит некоторую работу на предварительном этапе. Аудитор так же должен ознакомиться с учредительными документами предприятия, провести финансовый анализ, что поможет ему определить финансовое состояние организации. Также на данном этапе аудитор составляет список нормативных документов, на основании которых он будет действовать. По окончании проведения этих процедур аудитор выражает своего согласие на проведение аудита или же отказ. Если ответ аудитора был положительным, следует второй этап – подготовительный. На этом этапе происходит расчет основных показателей, для проведения аудита: существенность, риски, выборка. Эти показатели повлияют как на дальнейшую работу аудитора, так и на сумму договора. После подписания договора с обеих сторон в силу вступает следующий этап – основной. Наконец аудитор составляет программу аудита в которой, на основе рассчитанной выборки будут отражены мероприятия аудита. В программе так же отражаются исполнители и сроки проведения указанных мероприятий, по мимо этого отражению подлежит и список первичных документов, подлежащих проверки при проведении аудита. В процессе работы могут возникнуть некоторые ошибки, которые повлекут за собой пересчет основных показателей, их уменьшение или увеличение так же окажет влияние на сумму договора. После проведения всех процедур, прописанных в программе аудита, аудитору необходимо обобщить полученные результаты и представить отчет руководителю организации-заказчика. После этого составляется аудиторское заключение, оно бывает 2-ух видов: положительное и модифицированное. Модифицированное может быть положительным с оговорками и отрицательным.

При проведении аудита необходимо оценить правомерность отнесения затрат на прямые, обоснованность применяемого метода учета прямых затрат, методов распределения расходов, как общепроизводственных, так и общехозяйственных; подтвердить достоверность оформления хозяйственных операций, а также правильность отражения в учете расходов. Так же следует оценить инвентаризацию незавершенного производства и готовой продукции и проконтролировать арифметику показателей себестоимости. На основе проведенного анализа учетной политики аудитор может сделать вывод о том, правомерно ли применение на практике выбранного метода учета затрат. В процессе аудита может выясниться, что в учетной политике верно определен и экономически обоснован метод учета затрат, который соответствует производственной и организационной структуре предприятия, однако на практике элементы данного метода применяются некорректно, или не применяются вообще. Если выявляется данное отклонение, аудитор должен зафиксировать его в рабочих документах и определить, какое влияние это оказывает на производственный процесс и формирование себестоимости производимой продукции. В том случае, когда описанный метод учета затрат в учетной политике не является экономически выгодным (достаточно эффективным), аудитор должен разработать ряд мероприятий, в соответствии с нормативными документам, и предложить их руководству организации, с целью оптимизации расходов предприятия и повышения эффективности производства

Аудит методов учета затрат включает исследование соответствия методов применяемым и принятых учетной политикой предприятия, выделяют два метода: нормативный и ненормативный. Первый метод учета затрат базируется на технически обоснованных нормах расхода рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции. Периодически плановые нормы должны пересматриваться с учетом эффективности от внедрения организационно-технических мероприятий. Нормативный метод учета затрат на производство соответствует применяемой в зарубежной практике системе учета затрат, именуемой «стандарт-кост». Используются плановые, нормативные и отчетные калькуляции.

Калькуляция себестоимости продукции независимо от сферы деятельности предприятия служит одним из важнейших показателей финансового состояния, поэтому для ее определения существует несколько методов калькулирования и организации выбирает тот метод, который будет отвечать требованиям производственной структуры. Поэтому при проведении аудита следует рассмотреть способы калькулирования себестоимости, которые использует предприятие, проверить обоснованность и правильность формирования учета затрат, входящих в себестоимость, от которых в конечном итоге будет зависеть размер финансового результата. Для этого следует проверить правильность классификации затрат.

Проверяя обоснованность включения затрат в себестоимость, необходимо определить порядок отнесения затрат, который определен нормативно-правовым стандартом. В этом стандарте указан подробный перечень затрат, относимых к себестоимости продукции. Выделяются затраты по следующим экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты [ЗБУ]. В состав прочих затрат входят накладные расходы, методы учета и распределения которых фиксируются в учетной политике. На основании перечня затрат формируется нормативная калькуляция, которая помогает планировать затраты предприятия, контролировать их и выявлять возможные резервы снижения себестоимости готовой продукции. Аудитору следует проверить фактическое выполнение и соблюдение нормативной калькуляций, если будет выявлены отклонения, необходимо собрать доказательства. Так же следует обратить внимание на правильность документального оформления хозяйственных операций, так как могут быть допущены серьезные ошибки в части отнесения не подтвержденных документально затрат на производство продукции.

Аудитору необходимо внимательно проанализировать состав и порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые учитываются соответственно на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Методы и базы распределения накладных расходов в обязательном порядке должны быть указаны в учетной политики организации. Если предприятие применяет счет 25 «Общепроизводственные расходы», то накопленная на нем сумма должна быть распределена между счетами основного и вспомогательного производства в зависимости от выбранного показателя. Показатель может быть определен в виде суммового состава в себестоимости по видам, как материальный или трудовой, реже – как показатель готовой продукции. Базой для распределения могут служить:

– суммы прямых расходов материалов, использованных в производстве;

– суммы расходов на заработную плату рабочим;

– суммы всех прямых расходов, формирующих производственную себестоимость продукции.

Сумма, накопленная на счете 26 «Общехозяйственные расходы» может быть распределена соответственно общепроизводственным расходам, либо ее можно списывать непосредственно в дебет счета 90 «Продажи», как себестоимость продукции за определенный период.

Особое внимание аудитор должен обратить на типичные ошибки, которые выявляются при проведении аудита учета затрат на производство:

– неправильное отражение в учете нормируемых расходов;

– неправильная оценка остатков незавершенного производства;

– несоответствие применяемого метода учета затрат методу, зафиксированному в учетной политике;

– необоснованное включение в себестоимость отдельных видов затрат.

Ошибки, как типичные, так и особенные, выявляются в процессе сбора доказательств фиксируются в рабочих документах аудитора, которые необходимо предоставить руководителю аудируемого лица. При обсуждении стоит обратить внимание на грубые ошибки, если такие имеют место быть, а также принять меры для их устранения.

2.

2.1.

Общество с ограниченной ответственностью «АРТДЕКО» своим основным видом деятельности, согласно выписке из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц, имеет производство мебели. Так же в этой выписке прописаны дополнительные виды деятельности, которые в праве осуществлять данное предприятия, этими видами деятельности являются: розничная торговля в неспециализированных магазинах, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий. Единственным учредителем данной организации является Чернов Виктор Алексеевич, доля в уставном капитале 100%. Предприятие зарегистрировано 13.12.2010, за 4 года нахождения на рынке изготовления мебели предприятие сумело достичь высоких результатов, с каждым годом увеличивая производство, тем самым повышая собственную эффективность. На сегодняшний момент среди покупателей есть организации, которые достаточно часто обращаются в ООО «АРТДЕКО» с заказами на изготовление той или иной мебели. Среди поставщиков, так же есть организации, услугами которых долгое воспользуется ООО «АРТДЕКО», данные организации являются так же поставщиками необходимых материалов для производства мебели. За долгие годы сотрудничества они доказали свою благонадежность и ответственность в исполнении договорных обязательств.

Большое значение при проведении аудита, до начала документальной проверки, служит изучение среды, в которой осуществляется деятельность аудируемого лица, это дает основу для составления программы аудита. Изучаемая среда связана с той отраслью к которой относится аудируемый субъект. Рассмотрению и анализу подлежит система внутреннего контроля, аудитор определяет организационные и технологические особенности предприятия, выявляет масштабы и структура каждого вида производственной деятельности предприятия [фпсад №8].

Мебельная промышленность является частью лесоперерабатывающей промышленности и на данным момент является самой быстро развивающейся. На нее приходится 10% от всей продукции лесной промышленности. На этом рынке находятся около 6000 предприятий, как малых, так и крупных. Для крупных предприятий характерно массовое производство, а для малых – единичные, эксклюзивные модели мебели. Продукция предприятий, занимающихся изготовлением мебели, направляется так же на экспорт. Но на мировом рынке доля российской мебели составляет чуть более 1%, в то время как самая большая доля приходится на мебель производителей из Соединенных Штатов Америки и составляется 27%.

В сфере бытовой мебели наибольшей популярностью пользуется мягкая и корпусная мебель, она приносит около 60% выручки отрасли. 30% приходится на мебель для детей и молодежи, а также для ванных комнат. В то же время отмечается значительный рост спроса на офисную мебель разных ценовых категорий. Для внутреннего рынка нашей страны характерен спрос на недорогую офисную мебель, в то время как дорогая мебель пользуется спросом у зарубежных компаний.

Мебель отечественного производителя занимает около 80% российского рынка, остальные 20% приходятся на зарубежных производителей. Однако иностранные производители считают Российский рынок достаточно привлекательным и перспективным, поэтому намерены расширять занятые ранее сегменты рынка.

Крупные предприятия постоянно расширяют ассортимент, ориентируясь на моду и желания потребителей, занимаются модернизацией производства, применяют новые технологии. Для предприятий малого бизнеса, занятых производством мебели, это не характерно. Чаще всего эти предприятия занимаются производством мебели по конкретному заказу, они сотрудничают как с юридическими, так и физическими лицами. В своем производстве им необходимо иметь легко настраиваемые станки, инструменты, которые могут работать не только с различными материалами, но и могут изготавливать детали любых форм и размеров. Большое число небольших предприятий работает с постоянными клиентами, которые в свою очередь, посредством положительных отзывов, могут привлечь новых клиентов.

Затраты на материалы

Среднемесячная заработная плата по отрасли мебельной промышленности за 2014г. составляет чуть больше 18000 руб.

Средняя производительность труда по отрасли в 2014г. по отношению к 2013г. составила 102,7%.

Обобщение

На этапе планирования аудита затрат на производство аудитору необходимо рассчитать такие показатели как уровень риска, существенности и выборку. Расчет этих показателей является основой для про ведения аудита любого направления. На практике выделяется несколько рисков: неотъемлемый риск, риск внутреннего контроля и риск необнаружения, которые необходимо рассчитать, для этого аудитором формируется тест-вопросник, на основе которого определяется тот или иной риск. Под аудиторским риском понимается вероятность необнаружения существенных искажений информации о затратах на производство продукции (выполнении работ, оказания услуг) в бухгалтерской финансовой отчетности, в отношении которой выражено неотрицательное мнение о достоверности, либо вероятности признания, что она содержит существенные искажения данной информации, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет [Сергеева Т.В.] Расчет этого риска ведётся на основании оценки систем внутреннего контроля, а так же правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии. На основе рассчитанных показателей аудиторского риска аудитором разрабатываются аудиторские процедуры, которые должны свести риск до приемлемо низкого уровня. Иначе это может воспрепятствовать выражению мнения аудитора о достоверности проверяемой отчетности аудируемого лица.

На предприятии ООО «АРТЕДКО» на основе проведенного тест-опроса были рассчитаны риски (приложение – расчет рисков) Неотъемлимый риск оказался достаточно высоким, составил 76%, что оказывает большое влияние на расчет выборки. Но вместе с тем остальные риски, показали удовлетворительные результаты, так риск средств внутреннего контроля 56%, риск необнаружения составил 11%, аудиторский риск 5%.

Необходимым является и расчет уровня существенности, под которым поднимается вероятность того, применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователям. Оценка уровня существенности является достаточно субъективной, так как зависит от квалификации специалиста, проводящего аудит, от его знаний и конкретных особенностей отрасли аудируемого лица. Информация является существенной в том случае, если ее пропуск или искажение оказывают серьезное влияние на принятие экономических решений пользователя финансовой отчетности. Для применения существенности по каждому отдельному счету используется понятия предельно допустимой ошибки, ее размер учитывается при разработке программы аудита, а также главным образом при расчете выборки. Предельно допустимая ошибка не должна быть слишком низкой, иначе это может привести к необоснованному увеличению аудиторских процедур. При проведении аудита на предприятии ООО «АРТДЕКО» предельно допустимая ошибка составляет 5%. Для проведения расчетов уровня существенности необходимо взять данные из финансовой отчетности, этими данными служат показатели прибыли до налогообложения, выручки, валюта баланса и итого по разделу III бухгалтерского баланса – «капитал и резервы». Данные необходимо взять на начало и конец отчетного периода, которым служит календарный год. После проведения необходимых расчетов уровень существенности составил 100 тыс. руб. (приложение – расчет уровня существенности)

Наши рекомендации