Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
5 вопрос. Доходы и расходы бюджета
Налоговые доходы – составляют как правило более 70%. Налоговые доходы можно разделить на доходы от прямого и косвенного налогообложения, соотношение м/у кот определяется проводимой финн политикой.
Доходы бюджетов делятся на 3 категории (в соотв-ии с бюдж кодексом ст 41)
· Налоговые – доходы от предусмотренных законодат-вом РФ налоговых сборов и определ статьях (13,14,15) НКРФ
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) утратил силу с 1 января 2010 г.;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу с 1 января 2006 г.;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Статья 14. Региональные налоги
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Статья 15. Местные налоги
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
· Не налоговые –
§ Дох-ды от исп-я гос-го и муницип-го им-ва
a) дох-ды получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в аренду гос или муниципального им-ва
b) средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах в Ц.Б или кредитных орг-ях.
c) средства, получаемые в результате передачи гос или муниципального имущества в доверительное управление;
d) Плата за пользование бюджетными кредитами
e) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов
f) ср-ва от участия в уставных капиталах (дивиденды) хозяйств-х субъектов
§ Доходы от продажи гос и муницип им-ва
§ Доходы от платных услуг оказываемых казенными учрежд-ми
§ Ср-ва получ-е в рез-те применения различных санкций (штрафы, пени)
· Безвозмездные поступления –
v Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования
v Субсидии - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
v Субвенции - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.
Расходы бюджета принято классифицировать в зависимости от ф-ий вып-х гос-вом
1. Расходы на оборону, 2. Расходы на эк-ку, 3. Соц расходы
6 вопрос. Бюджетный дефицит
Соотношение м/у доходами и расходами бюджета явл важнейшим показателем характеризующим состояние гос финансов.
Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами.
Обычно его принято измерять в % от стоим-ти ВВП. В мировой практике нормальным считается дифицит, кот не превышает 3% от стоим-ти ВВП.
Уровень дифицита в % от ВВП в:
· США (на 2011 г) – дифицит в США составляет 8,7%
· России – 3,6% на 2011 год по сообщению В.В.Путина
· Греции – по данным на ноябрь 2011 года 11%
· Италии – дифицит в Италии составляет 3,9% (2 марта 2012)
Причины дефицита м/б:
ü Рост государственных расходов в связи со структурными преобразованиями в эк-ке.
ü Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
ü Чрезвычайные обстоятельства
ü Неэффективность финансовой системы государства.
ü Неэффективность налоговой политики увелич теневого сектора экономики.
ü Политический популизм, выражающийся в увеличении социальных расходов, не обеспеченных соотв-ми доходами.
Классификация бюдж дефицита:
1. По продолжительности бюдж дефицит м/б:
1.1. Харическим
1.2. Временным
2. По отношению к бюдж плану дефицит м/б:
2.1. Плановым
2.2. Внеплановым
3. В зависимости от сост эк-ки дифицит бывает:
3.1. Циклический – дефицит, кот возникает в результате спада активности и сокращения налоговых поступлений
3.2. Структурный – дефицит, который имеет место при естественном уровне производимого ВВП и безраб явл-ся следствием проводимой финн политики.
Способы покрытия бюджета:
1. Монетарный (доп эмиссия денег)
2. Доп введение налогов (или повышение ставок действ налогов)
3. Секвестирование (уменьшение, сокращение) отд статей расх бюдж
4. Гос займы
5. Продажа гос им-ва
Ненефтегазовый дефицит = Доходы федер бюдж - нефтегаз доход федер бюдж - доходы от управления средствамими резервн фонда и фонда нац благосост - расх бюдж в соотв году.
Дифицит бюдж субъекта федер не может превышать 15% доходов бюдж, без учета безвозм поступлений. В случаях определенных пуктом 4 ст 130 бюдж кодекса дефицит не может превышать 10%.
Дефицит местн бюдж не должен превышать 10% дох-в бюдж без учета безвозм поступлений. В случаях определ п 4 ст 136 Бюдж кодекса дефицит не должен превышать 5% доходов.
Местные бюдж могут иметь только внутр ист-ки.
Внутренние источники Федер бюдж:
ü разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение в рублях РФ;
ü разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами кредитн орг-ий, кредитами междунар финн орг в руб РФ;
ü Ср-ва от продажи акций
ü Ср-ва от продажи гос запасов, драг металлов и камнец идр
7 вопрос. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – регламентированная зак-вом деятельность органов гос власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов всех уровней.
Статья 152. Участники бюджетного процесса
1. Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
· Центральный банк Российской Федерации;
· органы государственного (муниципального) финансового контроля;
· органы управления государственными внебюджетными фондами;
· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
· получатели бюджетных средств.
2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
Проект бюджета строится на 1 финансовый или бюджетный год, кот может совпадать или не совпадать с календарным годом
При составлении проекта бюджета могут исп-ся следующие методы:
Ø Автоматические – заключается в переносе показателей бюджета прошл года на планируемый практически без изменений
Ø Статистический – заключается в определении зак-ти изменений показателей бюджета за прошлые годы и определение на ее основе плановых показателей.
Ø Аналитический – заключается в непосредственной оценке всех фак-в, оказыв-х влияние на показатели бюджета.
В РФ составление проектов бюджета основывается на:
1. Ежегодном послании президента
2. Прогнозе соц-эконом развития соотв-ей территории
3. Основных направлениях бюджетной и налоговой политики
В проекте федер бюджета устанавливается:
1. Перечень главных администраторов доходов
2. Распределение бюдж ассигнований (расходов)
3. Верхний предел гос внутр и внешнего долга
4. Размер дефицита и источник его финансирования.
Проект федер бюджета вносится на рассмотрение гос думы одноврем со след док-ми:
ü Основные направления налог и бюдж политики
ü Предварит итоги соц-экон развития РФ за истекший период времени
ü Прогноз соц-эконом развития РФ
ü Оценка ожид исполнения федер бюдж за тек финн год
ü Пояснит записка
Ц.Б РФ для рассмотрения проекта федер бюджета представл так же в гос думу проект основных направл единой гос ден-кредитной полит.
Гос дума РФ рассматривает проект федер бюджета в Зх чтениях.
1е чтение – проект рассматривается в теч 30 дней. На этом этапе обсужд общая концепция бюджета, прогноз соц-эконом развития, объем ВВП, уровень инфляции и основн параметры бюджета.
2е чтение – проект федер бюдж рассматривается в течение 35 дней. На данном этапе рассматривается перечень главных администрат расходов, бюдж ассигнований, распределение трансфертов м/у субъектрами РФ и др.
3е чтнение – проект федер рассматривается в теч 15 дней. На данном этапе утверждается ведомств структура расх бюдж.
Принятый гос думой проект федер бюджета втеч 5-ти дней передает на рассмотрение в совет федераций ,кот рассматривает проект в теч 14 дней.
Одобренный советов федер проект бюдж в теч 5-ти дней передается для ознакомления и на подпись президенту РФ.
Далее начинается процесс исполнения бюджета. Исполнение осущ-ся по доходам и расх.
Исполнить бюдж по дох-м означает мобилизовать все налоги и иные доходы, кот были предусмотрены законом о бюджете.
Исполнение по доходам предусматривает:
1. Зачисл-е на единый счет бюдж дох-в от распределения налоговых сборов и иных поступл
2. Возврат излишне утраченных и излишне взысканных сумм налогов и др.
Исполнить бюджет по расходам означает профинансировать предусм законом статьи расходов бюдж.
Контроль за исполнением бюдж по дох-м осущ-ся органами мин.фин и казначейства, налог орг-ны
Контроль за исполнением бюдж по расх-м осущ-ся органами мин.фин и казначейства