Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

5 вопрос. Доходы и расходы бюджета

Налоговые доходы – составляют как правило более 70%. Налоговые доходы можно разделить на доходы от прямого и косвенного налогообложения, соотношение м/у кот определяется проводимой финн политикой.

Доходы бюджетов делятся на 3 категории (в соотв-ии с бюдж кодексом ст 41)

· Налоговые – доходы от предусмотренных законодат-вом РФ налоговых сборов и определ статьях (13,14,15) НКРФ

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) утратил силу с 1 января 2010 г.;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу с 1 января 2006 г.;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

· Не налоговые –

§ Дох-ды от исп-я гос-го и муницип-го им-ва

a) дох-ды получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в аренду гос или муниципального им-ва

b) средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах в Ц.Б или кредитных орг-ях.

c) средства, получаемые в результате передачи гос или муниципального имущества в доверительное управление;

d) Плата за пользование бюджетными кредитами

e) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов

f) ср-ва от участия в уставных капиталах (дивиденды) хозяйств-х субъектов

§ Доходы от продажи гос и муницип им-ва

§ Доходы от платных услуг оказываемых казенными учрежд-ми

§ Ср-ва получ-е в рез-те применения различных санкций (штрафы, пени)

· Безвозмездные поступления –

v Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

v Субсидии - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета

v Субвенции - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Расходы бюджета принято классифицировать в зависимости от ф-ий вып-х гос-вом

1. Расходы на оборону, 2. Расходы на эк-ку, 3. Соц расходы

6 вопрос. Бюджетный дефицит

Соотношение м/у доходами и расходами бюджета явл важнейшим показателем характеризующим состояние гос финансов.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами.

Обычно его принято измерять в % от стоим-ти ВВП. В мировой практике нормальным считается дифицит, кот не превышает 3% от стоим-ти ВВП.

Уровень дифицита в % от ВВП в:

· США (на 2011 г) – дифицит в США составляет 8,7%

· России – 3,6% на 2011 год по сообщению В.В.Путина

· Греции – по данным на ноябрь 2011 года 11%

· Италии – дифицит в Италии составляет 3,9% (2 марта 2012)

Причины дефицита м/б:

ü Рост государственных расходов в связи со структурными преобразованиями в эк-ке.

ü Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

ü Чрезвычайные обстоятельства

ü Неэффективность финансовой системы государства.

ü Неэффективность налоговой политики увелич теневого сектора экономики.

ü Политический популизм, выражающийся в увеличении социальных расходов, не обеспеченных соотв-ми доходами.

Классификация бюдж дефицита:

1. По продолжительности бюдж дефицит м/б:

1.1. Харическим

1.2. Временным

2. По отношению к бюдж плану дефицит м/б:

2.1. Плановым

2.2. Внеплановым

3. В зависимости от сост эк-ки дифицит бывает:

3.1. Циклический – дефицит, кот возникает в результате спада активности и сокращения налоговых поступлений

3.2. Структурный – дефицит, который имеет место при естественном уровне производимого ВВП и безраб явл-ся следствием проводимой финн политики.

Способы покрытия бюджета:

1. Монетарный (доп эмиссия денег)

2. Доп введение налогов (или повышение ставок действ налогов)

3. Секвестирование (уменьшение, сокращение) отд статей расх бюдж

4. Гос займы

5. Продажа гос им-ва

Ненефтегазовый дефицит = Доходы федер бюдж - нефтегаз доход федер бюдж - доходы от управления средствамими резервн фонда и фонда нац благосост - расх бюдж в соотв году.

Дифицит бюдж субъекта федер не может превышать 15% доходов бюдж, без учета безвозм поступлений. В случаях определенных пуктом 4 ст 130 бюдж кодекса дефицит не может превышать 10%.

Дефицит местн бюдж не должен превышать 10% дох-в бюдж без учета безвозм поступлений. В случаях определ п 4 ст 136 Бюдж кодекса дефицит не должен превышать 5% доходов.

Местные бюдж могут иметь только внутр ист-ки.

Внутренние источники Федер бюдж:

ü разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение в рублях РФ;

ü разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами кредитн орг-ий, кредитами междунар финн орг в руб РФ;

ü Ср-ва от продажи акций

ü Ср-ва от продажи гос запасов, драг металлов и камнец идр

7 вопрос. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – регламентированная зак-вом деятельность органов гос власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов всех уровней.

Статья 152. Участники бюджетного процесса

1. Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

· Центральный банк Российской Федерации;

· органы государственного (муниципального) финансового контроля;

· органы управления государственными внебюджетными фондами;

· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

· получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Проект бюджета строится на 1 финансовый или бюджетный год, кот может совпадать или не совпадать с календарным годом

При составлении проекта бюджета могут исп-ся следующие методы:

Ø Автоматические – заключается в переносе показателей бюджета прошл года на планируемый практически без изменений

Ø Статистический – заключается в определении зак-ти изменений показателей бюджета за прошлые годы и определение на ее основе плановых показателей.

Ø Аналитический – заключается в непосредственной оценке всех фак-в, оказыв-х влияние на показатели бюджета.

В РФ составление проектов бюджета основывается на:

1. Ежегодном послании президента

2. Прогнозе соц-эконом развития соотв-ей территории

3. Основных направлениях бюджетной и налоговой политики

В проекте федер бюджета устанавливается:

1. Перечень главных администраторов доходов

2. Распределение бюдж ассигнований (расходов)

3. Верхний предел гос внутр и внешнего долга

4. Размер дефицита и источник его финансирования.

Проект федер бюджета вносится на рассмотрение гос думы одноврем со след док-ми:

ü Основные направления налог и бюдж политики

ü Предварит итоги соц-экон развития РФ за истекший период времени

ü Прогноз соц-эконом развития РФ

ü Оценка ожид исполнения федер бюдж за тек финн год

ü Пояснит записка

Ц.Б РФ для рассмотрения проекта федер бюджета представл так же в гос думу проект основных направл единой гос ден-кредитной полит.

Гос дума РФ рассматривает проект федер бюджета в Зх чтениях.

1е чтение – проект рассматривается в теч 30 дней. На этом этапе обсужд общая концепция бюджета, прогноз соц-эконом развития, объем ВВП, уровень инфляции и основн параметры бюджета.

2е чтение – проект федер бюдж рассматривается в течение 35 дней. На данном этапе рассматривается перечень главных администрат расходов, бюдж ассигнований, распределение трансфертов м/у субъектрами РФ и др.

3е чтнение – проект федер рассматривается в теч 15 дней. На данном этапе утверждается ведомств структура расх бюдж.

Принятый гос думой проект федер бюджета втеч 5-ти дней передает на рассмотрение в совет федераций ,кот рассматривает проект в теч 14 дней.

Одобренный советов федер проект бюдж в теч 5-ти дней передается для ознакомления и на подпись президенту РФ.

Далее начинается процесс исполнения бюджета. Исполнение осущ-ся по доходам и расх.

Исполнить бюдж по дох-м означает мобилизовать все налоги и иные доходы, кот были предусмотрены законом о бюджете.

Исполнение по доходам предусматривает:

1. Зачисл-е на единый счет бюдж дох-в от распределения налоговых сборов и иных поступл

2. Возврат излишне утраченных и излишне взысканных сумм налогов и др.

Исполнить бюджет по расходам означает профинансировать предусм законом статьи расходов бюдж.

Контроль за исполнением бюдж по дох-м осущ-ся органами мин.фин и казначейства, налог орг-ны

Контроль за исполнением бюдж по расх-м осущ-ся органами мин.фин и казначейства

Наши рекомендации