Ответственность аналогично вопросу 42.
44. Правовое и договорное регулирование оборота многооборотной тары.
В статье 481 ГК РФ предусмотрена обязанность продавца передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Обязательные требования к таре и (или) упаковке могут быть предусмотрены в нормативных правовых актах или в договоре. При отсутствии таких требований товар должен быть затарен и (или) упакован способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
В зависимости от применяемых материалов тара подразделяется на следующие виды тары: из древесины, картона и бумаги, металла, пластмассы, стекла, тканей и нетканых материалов.
В зависимости от оборачиваемости тара подразделяется на однократного использования и многооборотную тару.
Стоимость тары однократного использования, как правило, включается в стоимость продаваемого товара и покупателем отдельно не оплачивается.
Общее правило о возврате многооборотной тары установлено ГК РФ применительно к договору поставки. Если иное не предусмотрено договором, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, которые установлены законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором поставки (ст. 517 ГК РФ). В настоящее время основным документом, регулирующим отношения по возврату тары и упаковки, является договор. В договоре сторонами должен быть согласован комплекс условий, связанных с возвратом тары: определено количество возвращаемой тары с учетом износа, ее состояние (в собранном или разобранном виде), срок возврата, распределены расходы по ее ремонту и др. Приемка тары осуществляется обычно в соответствии с правилами Инструкций N П-6 и П-7. Требования к безопасности тары устанавливаются в технических регламентах.
При передаче товара по договору оптовой купли-продажи или поставки с использованием многооборотной тары ее стоимость оплачивается отдельно и в договоре устанавливается обязанность покупателя возвратить тару, а также обязанность продавца возвратить покупателю соответствующую денежную сумму за возвращенную тару. Таким образом, в рамках договорных правоотношениях по купле-продаже товара возникают обязательства, которые можно рассматривать как залоговые особого вида. Предметом залога являются деньги, которые ГК РФ относятся к вещам (ст. 128). Залог денежных сумм ГК РФ не запрещен (ст. 336).
45. Понятие договорной работы. Виды условий договора. Момент заключения договора.
Понятие договорной работы:
Договорная работа – это правовая деятельность корпораций, направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами с помощью договоров. Договорная работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку она осуществляется на основе норм права (централизованных и корпоративных).
Предмет договорной работы составляют хозяйственные договоры, через которые и реализуются результаты производственной коммерческой деятельности корпорации.
Субъект договорной работы – это различные корпорации, хозяйственные связи которых подлежат договорному оформлению.
Субъектов договорной работы характеризует способность от своего имени совершать действия, имеющие юридическое значение для формирования и исполнения договорных обязательств. С этой точки зрения субъекты договорной работы и стороны по хозяйственным договорам совпадают. И те и другие представляют собой предприятия, наделенные правами юридического лица. Юридическую базу участия корпораций в договорной работе составляют их право на совершение сделок, а также право на самостоятельное определение своих хозяйственных связей. Особое место среди субъектов хозяйственной договорной работы занимают коммерческие корпорации (производственные, торговые и т. п.). Их продукция, деятельность, с которой они намереваются получить прибыль, предназначаются для удовлетворения потребностей других (организаций, граждан). В меньшей мере договорная работа связана с некоммерческими корпорациями, выполняющими социально-культурные, социально-бытовые, управленческие функции. Эти корпорации проводят работу по договорам в основном с целью удовлетворения потребностей в приобретении материальных ценностей, обеспечивающих их деятельность.
Процесс использования корпорациями хозяйственных договоров протекает в последовательности, типичной для управленческой деятельности, и охватывает собой два цикла: заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами) и исполнение договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль хода и результатов выполнения договорных обязательств). Эти два цикла договорной деятельности, самостоятельные и разъединенные во времени, все же едины по своей направленности, характеру и содержанию решаемых вопросов.
Момент заключения договора:
Договор считается заключенным когда сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в форме, предусмотренной законом или соглашением сторон для данного договора (ст.432 ГК).
Существенными являются:
§ условия о предмете договора (перечень товаров, подлежащих поставке
§ условия, отнесенные к существенным законом или иным правовым актом
§ условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
Момент заключения договора - это момент возникновения прав и обязанностей у сторон договора (п.1 ст.425 ГК). Для того, чтобы определить момент заключения договора, необходимо рассмотреть стадии его заключения.
Первой стадией заключения является направление оферты (предложения заключить договор ), содержащей существенные условия договора и выражающей намерение заключить договор с лицом, которому она направлена.
Оферта может быть устной, содержаться в письме, телеграмме, факсимильном сообщении и т.д., а также выражаться в действиях, по которым можно судить о желании заключить договор
Если в самой оферте не указана возможность ее отзыва (отмены ) в течение определенного времени, то оферта считается твердой (безотзывной ) и накладывает на направившее ее лицо обязанность заключить договор на указанных в оферте условиях.
Реклама, как правило, офертой не является, так как лишь описывает преимущества отдельных видов товаров и не содержит существенных условий договора. Поэтому реклама - приглашение лицам, с ней ознакомившимся, самим обращаться к рекламодателю с предложением заключить договор.
Публичная оферта (ст.437 ГК) отличается тем, что она адресована неопределенно широкому кругу лиц. Направивший публичную оферту обязан заключить договор на указанных в ней условиях с всеми получившими ее лицами, вне зависимости от их количества.
Вторая стадия заключения договора - акцепт, т.е. принятие оферты лицом (лицами ), которому она адресована. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (ст.438 ГК ). Если ответ на оферту содержит хотя бы одно условие, отличающееся от содержащихся в оферте, то такой ответ на оферту считается не акцептом, а новой офертой.
Акцепт может иметь как письменную форму (письмо, телеграмма, факс), так и устную, а также может быть выражен действием.
Молчание считается акцептом только когда это предусмотрено законом, обычаями делового оборота или вытекает из прежних отношений сторон. Например, после истечения срока действия договора аренды он считается возобновленным на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя (ст.610 ГК), т.е. и оферта и акцепт выражены молчанием.
Акцептом признается также и выполнение условий договора, содержащихся в оферте (внесение предварительной оплаты, отгрузка партии товаров и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в самой оферте.
Сроки для акцепта определяются по следующим правилам (ст.440 и 441 ГК):
Если срок для акцепта определен в оферте, то получение акцепта лицом, направившим оферту лишь в этот срок, приводит к заключению договора.
Если срок для акцепта не указан в оферте, в законе или ином правовом акте и не вытекает из обычаев делового оборота, то акцепт должен быть получен в нормально необходимое для этого время.
Если оферта сделана устно без указания срока для акцепта, то акцепт должен последовать немедленно.
Таким образом, моментом заключения договора признается момент получения полного и безоговорочного акцепта в установленный срок лицом, направившим оферту.
Однако существуют два исключения из этого правила определения момента заключения договора:
§ когда для заключения данного вида договора закон требует передачи имущества (договор хранения, договор перевозки ) - моментом заключения договора является момент передачи имущества (или товарораспорядительного документа - ст.224 ГК ), а также сдачи имущества транспортной организации или организации связи для доставки адресату
§ когда договор требует государственной регистрации - моментом заключения договора является момент государственной регистрации
Виды условий договора:
Содержанием договора являются те условия, на которых этих соглашение достигнуто. В зависимости от юридического значения этих условий они подразделяются на три вида:
· Существенные условия
· Обычные условия
· Случайные условия договора, в зависимости от их юридического значения
Наиболее важными являются существенные условия, поэтому они и называются существенными. Под существеннымиусловиями договора понимаются те условия, которые необходимы, с одной стороны, а с другой стороны, и достаточны для заключения договора данного вида. Это означает, что необходимо согласовать все существенные условия договора. Если не согласовано хотя бы одно из существенных условий договора, договор не считается заключенным. С другой стороны, если согласованы все существенные условия договора, другие условия можно не согласовывать, и без них договор может считаться заключенным. Поэтому и говорим: с одной стороны — необходимые, без них невозможно заключить договора, а с другой стороны — достаточные для заключения договора. Другие условия могут быть (и обычные, и случайные), а может их и не быть. Главное, чтобы были существенные условия.
Обычные условия. Обычные условия — это те условия, которые предусмотрены правовыми актами, законными, подзаконными нормативными актами. Они не нуждаются в согласовании и включаются в содержание договора автоматически в момент заключения договора данного вида. Часто гражданско-правовой закон в диспозитивных нормах перечисляет обычные условия договора. Наиболее типичные условия договора. На протяжении многих веков участники гражданского оборота, как правило, заключали договор на таких условиях. Это обычные условия, и закон зафиксировал их в качестве обычных условий договора. Стороны могут изменить эти обычные условия. Но если они ничего не сказали об этом условии , значит они согласились с тем условием, которое закреплено в законе, с обычным условием.
Случайные условия. Случайное условие включается в содержание договора только по усмотрению сторон. Эти случайные условия либо дополняют обычные условия, то есть вводят такие условия, которых в законе не предусмотрено, либо изменяют эти обычные условия, которые зафиксированы в законе. Если случайное условие отсутствует в тексте договора, то это не влияет на действительность договора. Договор и без него считается заключенным. И тем самым случайное условие отличается от существенного, где в том случае, если не согласовано хотя бы одно из существенных условий, договор не считается заключенным. А если не согласовано какое-то случайное условие, без него договор может считаться заключенным. Тем самым случайное условие отличается от существенного.
46. Стадии договорной работы. Ответственность при переговорах (culpa in contrahendo) по ГК РФ.
Стадии договорной работы:
Действия, составляющие содержание договорной работы, группируются по стадиям, на каждой из которых работниками корпорации решаются вопросы формирования и исполнения договорных обязательств.
Перечень вопросов, которые необходимо решить в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждой отдельной корпорации и различных хозяйственных связей. Вместе с тем, основные виды и направления договорной работы обычно включают следующие стадии.
1. Подготовка к заключению договоров. Порядок и сроки заключения договоров обусловлены порядком и сроками планирования корпорациями своей производственно-хозяйственной деятельности. Основная масса договоров заключается во второй половине календарного года, даже ближе к его завершению. В связи с этим появилось понятие договорной кампании как работы по массовому оформлению договорных отношений на очередной год. Потребность в проведении таких кампаний более ощутима у предприятий, заключающих значительное количество договоров. Подготовка требуется и для заключения отдельных договоров, сложных по характеру и по количеству согласовываемых сторонами вопросов либо по их субъектному составу.
В содержание подготовительной стадии договорной работы входят:
– преддоговорные контакты с будущими контрагентами;
– разработка основных условий;
– подготовка бланков договорной документации;
– составление планов проведения договорной кампании и др.
2. Оценка оснований заключения договоров имеет целью решение предприятием ключевого для него вопроса: заключать или не заключать договор. Оценка базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится корпорация. Однако право предприятий выбирать контрагентов по договору на основе своего усмотрения нельзя абсолютизировать. Если принимается решение об отказе от заключения договора при наличии предварительного договора или договора о намерениях, то у корпорации возникает обязанность аргументировать свой отказ, причем сделать это нужно до того, как предполагаемый контрагент совершит определенные действия, связанные с материальными затратами.
3. Оформление договорных отношений (заключение договоров) может включать в себя следующие этапы:
а) работа над проектами договоров;
б) урегулирование разногласий;
в) конкретизация содержания заключенных договоров;
г) изменение или расторжение договоров.
Проекты договоров, как правило, разрабатываются службой, ответственной за ведение договорной работы. Результаты фиксируются в документах, выполненных в виде проекта договора, протокола разногласий или другой договорной документации. Эти документы подлежат всестороннему рассмотрению службами, которые отвечают за участки работы, связанные с техническим, производственным, материальным, финансовым и правовым обеспечением исполнения договоров. Традиционная форма проверки соответствия проектов договорной документации интересам предприятия – визирование.
Разработанные проекты договорных документов подлежат рассмотрению и подписанию руководителем или другими должностными лицами, уполномоченными на заключение договора от имени предприятия.
Информация о договоре (воля сторон) может фиксироваться традиционными способами (язык, специальные термины, таблицы для формулирования отдельных договорных условий), а также с помощью ЭВМ. Но все же документ до сих пор остается одним из главных носителей договора, ЭВМ применяется гораздо шире при ведении учета исполнения договоров.
Составленный проект договора передается контрагенту. Во многих случаях содержание договора вызывает возражения контрагента, и тогда требуется применение процедуры разрешения разногласий. Она регламентируется Положением о претензионном порядке урегулирования споров[1].
Работа, связанная с урегулированием разногласий, во многом сходна с работой над проектом договора: в обоих случаях стоит задача отыскать вариант, приемлемый для сторон и отвечающий их законным интересам.
4. Доведение содержания договоров до исполнителей. На практике распространены .следующие формы такой информации:
– непосредственное ознакомление заинтересованных лиц с договорной документацией, что обычно удостоверяется их подписью;
– передача подразделениям выписок из договоров (копий договорных документов);
– издание специально составленных документов, содержащих систематизированную информацию об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т. п.).
Нарушение порядка доведения договорной информации до исполнителей должно рассматриваться как серьезное дисциплинарное нарушение, влекущее применение мер ответственности.
5. Контроль за исполнением договоров – это деятельность, направленная на поддержание соответствия работы предприятия задачам достижения конечных результатов производства, установленным в договорах. Осуществляется он путем сравнения данных об условиях договоров с данными о ходе производства. Контроль может быть периодическим (за декаду, месяц, квартал и т. п.), выборочным, сплошным, достоянным. Применение ЭВМ позволяет наладить точный и постоянный контроль за процессом выполнения договорных обязательств.
6. Оценка результатов исполнения договоров. Ее содержание составляют:
– определение результатов исполнения договоров путем сравнения предусмотренных в договоре показателей с фактически достигнутыми;
– анализ результатов исполнения с точки зрения возможности применения мер стимулирования или санкций;
– разработка мероприятий, направленных на улучшение исполнения договоров, устранение причин их нарушения.
По итогам оценки результатов исполнения обязательств могут применяться меры поощрения или санкции, а также разрабатываются мероприятия, направленные на устранение недостатков в организации производства, повышение уровня исполнительской дисциплины, предъявляются претензии к неисправным контрагентам.