Государственное регулирование инвестиционной деятельности

В любой стране, как развитой, так и развивающейся, в особенности в стране с переходной экономикой, инвестиционная деятельность не может осуществляться без участия государства. В России проведение успешной государственной политики в области инвестиций во многом предопределит возможность выхода страны из кризисного состояния и создаст значительные предпосылки для устойчивого экономического роста.

Государство должно способствовать соединению интересов общества, прежде всего сохранению его благополучия и повышению благосостояния, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики, внешнеторговый режим (комплекс мер бюджетно-налоговой политики).

К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.

Институциональные инструменты позволяют осуществлять координацию инвестиционных программ частных инвесторов и включают в себя государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Макроэкономические инструменты

А. Налоговая политика

В условиях недостаточного инвестирования реального сектора экономики политика государственного регулирования частных капиталовложений должна быть направлена на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли.

Налоговая политика государства может влиять на развитие промышленности следующим образом:

• воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационные фонды и нераспределенную прибыль, государство влияет на важнейшие макроэкономические показатели, в частности на распределение национального дохода;

• используя налоговые льготы, государство может влиять на скорость воспроизводства основного капитала, региональное размещение инвестиций, стимулировать инвестиции в приоритетные с точки зрения государства отрасли.

К инструментам налоговой политики можно отнести:

• прямое снижение ставки налога на прибыль;

• предоставление налоговых каникул для новых предприятий;

• отсрочку платежа налогов;

• скидку с налога в случае приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства (инвестиционная налоговая скидка) и т. д.

Б. Кредитно-денежная политика

В условиях переходной экономики наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных средств важнейшей функцией государства является создание мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе. Мировой опыт свидетельствует о том, что в таких условиях кредитно-денежные инструменты выполняют двоякую функцию: регулирования деятельности кредитных институтов, денежного рынка и экономики в целом с целью достижения финансовой стабилизации, с одной стороны, и стимулирования инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики в отраслях и регионах - с другой.

Наши рекомендации