Основные виды технологий нововведений.
Оценка инновационного потенциала предприятия на основе маркетингового анализа. Существует достаточно много экспертных методов оценки потенциала продукта инновации.
Основные методы оценки потенциала продукта инновации (идеи, изобретения и инновационных продуктов) условно делятся на экспертные, количественные и комплексные.
Одной из наиболее полноценных и актуальных мы считаем методику оценки инновационного потенциала нововведений, предложенную российским ученым А.Б. Титовым
Данная методика представляет собой комплексный подход к оценке инновационного потенциала нововведения, состоящий из определения факторов, влияющих на успешность продукта инновации, составления шкал для измерения этих факторов и математической интерпретации значений факторов с последующим выбором нововведений. Оценивая коммерческий потенциал инновационного продукта, автор выделяет 5 групп факторов:
1 - социологические факторы;
2 - факторы делового риска;
3 - факторы анализа спроса;
4 - факторы признания на рынке;5 - факторы конкуренции.
Каждому фактору соответствует качественная или количественная шкала измерения его значения.
Качественная шкала строится по схожему принципу с полуоткрытыми вопросами в анкетах для маркетинговых исследований, например, один факторов делового риска, функциональная выполнимость, предлагается оценивать по следующим значениям шкалы:
1 - «концепция неверна, работать не будет»;
2 - «сейчас работать не будет, но может, если модифицировать продукт»;
3 - «будет работать, но нужны большие изменения»;
4 - «будет работать, но нужны небольшие изменения»;
5 - «будет работать, никакие изменения не нужны».
При этом Титов выделяет так называемые «критические ответы», то есть, значения шкал, которые должны останавливать дальнейшую разработку инновационного продукта, по крайней мере, до устранения недостатка. В противном случае продукт либо невозможно будет внедрить, либо он не будет успешным по месту внедрения. Отметим, что не все шкалы имеют критические ответы, однако критический ответ хотя бы по одному из значений факторов останавливает дальнейшую разработку продукта инновации. После присвоения значений факторам происходит оценка значимости этих факторов. Она основана на их парном сравнении экспертами и получении вектора «весов» факторов, по результатам которого строится матрица доминирования, после чего проводится сведение нескольких векторов «весов» в вектор групповой оценки. Таким образом, на выходе получается некая ранжировка факторов по их «весам», основанная на мнении нескольких экспертов. После этого происходит оценка одного или нескольких продуктов инновации, в результате чего после суммирования значений факторов получается единое значение для каждого из объектов анализа.
За основу второго этапа предлагаемой нами методики оценки инновационного потенциала изобретения мы возьмем один из методов инженерного прогнозирования, предложенный Е.В. Песоцкой. Данный метод включает в себя шестиэтапную оценку конкурентоспособности нескольких изобретений или инновационных проектов:
1) Формулировка требований потребителя к товару и определение перечня показателей, подлежащих оценке. При этом в первую очередь, необходимо понимать, кто будет потребителем инновационного продукта, поскольку в зависимости от этого потребности, а, следовательно, и требования будут кардинально различаться. Помимо этого будет отличаться вид опроса потребителей, а также количество респондентов и их тип.
2) Ранжирование показателей по степени важности. Как и на предыдущем этапе, при ранжировании необходимо учитывать как интересы потребителей, так и интересы инновационно-активного субъекта. Правильная ранжировка показателей по степени их важности может предопределить целеполагание при внедрении, дальнейшую маркетинговую стратегию и, в конечном счете, успех на рынке как одного из инновационных продуктов, так и инновационно-активного субъекта в целом. Ранжирование можно провести 2 способами: с помощью общей оценки и с помощью индивидуальной оценки.
3) Оценка выбранных показателей. Данный этап предполагает измерение значений выбранный ранее показателей и внесение результатов в сравнительную таблицу. Однако прежде чем начинать оценку, необходимо определить единицы измерения показателей. Важно при этом выбирать такие единицы измерения, чтобы они подходили для сравнения всех рассматриваемых инновационных продуктов. Оптимальными единицами измерения являются такие, которые представляют показатели в числовом выражении, например, рубли, проценты, человеко-часы и т.д. Пример результата оценки показателей можно увидеть в таблице ниже:
продукт показатели | А | Б | В | Г |
Затраты на запуск в производство (млн. руб.) | 1,5 | 2,5 | 2,5 | |
Предполагаемая прибыль (млн. руб.) | 3,5 | |||
Емкость рынка (тыс. тонн.) | ||||
Стоимость конечного продукта (руб.) | ||||
Сроки введения (мес.) | ||||
Риски (балл) | ||||
Количество конкурентов на территории РФ | - |
4) Выбор эталона для сравнения. Это самый короткий этап исследования. Для его осуществления необходимо выбрать за образец один из исследуемых инновационных продуктов. Продукт А.
5) Сравнение показателей с показателями эталона. Для этого необходимо рассчитать сравнительные индексы показателей для остальных инновационных продуктов.
Расчет осуществляется по формуле: Yi=Кi/Кiэ , где
Yi – сравнительный индекс i-го показателя,
Кi – величина i-го показателя,
Кiэ – «эталонная» величина i-го показателя.
После расчета всех индексов полученные значения заносятся в ранее заготовленную таблицу.
продукт показатели | А | Б | В | Г |
Затраты на запуск в производство (млн. руб.) | 1,33 | 0,8 | 0,8 | |
Предполагаемая прибыль (млн. руб.) | 0,7 | 0,6 | ||
Емкость рынка (тыс. тонн.) | 0,36 | 0,2 | 0,4 | |
Стоимость конечного продукта (руб.) | 2,75 | 1,57 | 0,79 | |
Сроки введения (мес.) | ||||
Риски (балл) | 0,43 | 0,38 | 1,5 | |
Количество конкурентов на территории РФ |
При расчете сравнительных показателей не стоит забывать про то, что значения некоторых показателей из таблицы необходимо транспонировать ввиду того, что изначально они обратно пропорциональны выгоде, получаемой инноватором и потребителем в случае внедрения инновационного продукта.
6) Определение интегрального (обобщающего) показателя инновационного потенциала. Перед вычислением интегрального показателя необходимо вычислить веса показателей. Это будет делаться по формуле:
Фi=i/2i-1, где
Фi – вес i-го показателя согласно проведенной ранжировки,
i – порядковый номер показателя, согласно проведенной ранжировки.
Интегральный показатель инновационного потенциала в этом случае будет вычисляться по следующей формуле:
Y0=∑ni=1ФiYi/∑ti=1Фi, где
Yo – интегральный показатель инновационного потенциала оцениваемого продукта инновации
Рассчитаем значения φ для каждого показателя:
Ф1 = 1/21-1 = 1
Ф2 = 2/22-1 = 1
Ф3 = 3/23-1= 0,75
Ф4 = 4/24-1 = 0,5
Ф5 = 5/25-1 = 0,31
Ф6 = 6/26-1 = 0,19
Ф7 = 7/27-1 = 0,11
В конечном итоге по наибольшему значению интегрального индекса конкурентоспособности, исчисляемому в абсолютном выражении, можно определить изобретение или проект, обладающий наибольшим инновационным потенциалом.
Рассмотрим пример расчета интегрального индекса инновационного потенциала на основе вышеприведенных таблиц. Для продукта А, которые были взяты за эталон, формула расчета интегрального показателя инновационного потенциала будет выглядеть следующим образом:
Теперь рассчитаем данные индексы для других показателей. Формула для расчета интегрального индекса инновационного потенциала продукта Б, будет выглядеть:
Для продукта В, расчет аналогичного индекса будет выглядеть так:
И, наконец, для продукта Г, расчет интегрального индекса инновационного потенциала будет выглядеть следующим образом:
Исходя из расчетов выше мы можем увидеть, что наиболее перспективным инновационным продуктам относительно остальных является продукт Г.
Преимущества данного метода:
1 - универсальность: он может использоваться при внедрении в любую сферу применения изобретения;
2 - гибкость методики, обеспечивающаяся за счет учёта экспертами интересов как инновационно-активных субъектов, так и реципиентов (потребителей) будущих инновационных продуктов. Таким образом, интегральный показатель позволяет с большей точностью учесть вес отдельного показателя и степень его влияния на инновационный потенциал;
3 - за счет использования данной методики снижается уровень использования условных количественных оценок, так как многие показатели измеряются прямым методом;
4 - этап выявления эталона с последующей унификацией значений показателей делает их аддитивными, что в конечном итоге позволяет рассчитать интегральный показатель.
К тому же, данный метод основывается на первичной информации, за счет чего повышается достоверность оценки. Достоверность выходных данных обеспечивает и комбинированность метода: информация обрабатывается математически, за счет чего исключается субъективный фактор личной интерпретации исследователя. Наконец, данный метод прост в применении и может использоваться любым специалистом, оценивающим инновационный потенциал того или иного продукта инновации.
Недостаток данного метода: он не может быть использован для вычисления абсолютного значения инновационного потенциала. То есть, используя методику инженерного прогнозирования, можно ответить на вопрос «что лучше из этого внедрять?», но нельзя дать ответы на такие вопросы, как «внедрять это или нет?» и «что мы получим, если будем это внедрять?».