Тема 6. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности (4 часа)

1. Понятие и виды информации.

2. Правовой режим общедоступной информации.

3. Правовой режим информации ограниченного доступа. Государственная тайна. Конфиденциальная информация. Коммерческая тайна.

4. Понятие и виды рекламы. Отличие рекламы от других видов информации. Субъекты рекламных отношений.

5. Общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе.

6. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

Задание для подготовки к занятию:

1) изучение понятия и видов информации;

2) характеристика информации с ограниченным доступом;

3) определение способов защиты информации;

4) выявление норм об ответственности за правонарушения в сфере информации;

5) уяснение понятия рекламы, ее признаков;

6) определение видов рекламы;

7) характеристика субъектов рекламных отношений;

8) анализ общих и специальных требований, предъявляемых к рекламе;

9) рассмотрение норм об ответственности за ненадлежащую рекламу;

10)изучение направлений государственного регулирования рекламной деятельности.

Ознакомление с соответствующими главами учебника, изучение определенных нормативных правовых и судебных актов.

Задача 1

ООО «Эльдорадо» с целью повышения спроса на реализуемую продукцию, уровня продаж и привлечения покупателей в ряде своих филиалах проводило рекламную компанию, которая включала в себя распространение информации, сравнивающей реализуемую им продукцию с продукцией, реализуемой ООО «М.Видео Менеджмент».

Данное сравнение проводилось путем размещения в ряде принадлежащих ООО «Эльдорадо» филиалах, информационных блоков в виде сопоставления полностью или частично рекламных буклетов ООО «М.Видео Менеджмент» и ООО «Эльдорадо», содержащих изображение, характеристику и цену предлагаемых к продаже товаров ООО «М.Видео Менеджмент» и ООО «Эльдорадо» с использованием утверждений «Сравните наши цены» и «А у нас дешевле». При этом ООО «Эльдорадо» в данных информационных блоках утверждало, что цены реализуемой им продукции ниже, чем цены на продукцию ООО «М.Видео Менеджмент».

При этом в таких информационных блоках проводилось указание на сравнение отдельных товаров ООО «М.Видео Менеджмент» и ООО «Эльдорадо», однако потребителям предлагалось сделать свой выбор среди товаров, ориентируясь исключительно по ценам, без учета технических характеристик и иных потребительских свойств предлагаемых товаров. Нужно принимать во внимание, что в целом потребительские свойства данных товаров были различными.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы России, рассмотрев обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства, решила признать действия ООО «Эльдорадо», выразившиеся в некорректном сравнении предлагаемых к продаже товаров с товарами, предлагаемыми к продаже ООО «М.Видео Менеджмент», нарушающими п.3 ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции». По мнению Комиссии, согласно ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция в виде некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Комиссией было выдано предписание о прекращении ООО «Эльдорадо» нарушения антимонопольного законодательства.

Какими государственными органами осуществляется контроль за соблюдением законодательства о рекламе? Какие требования к рекламе предъявляются ФЗ «О рекламе»? Какие нормы законодательства были нарушены ООО «Эльдорадо»? Оцените правомерность действий Комиссии Федеральной антимонопольной службы России? Должно ли ООО «Эльдорадо» возместить причиненные убытки ООО «М.Видео Менеджмент», если последнее обратиться с таким требованием в суд? Мотивируйте свой ответ.

Контрольно-тестовые задания:

1. Реклама – это:

а) товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, направленное на привлечение внимания;

б) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

в) продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

2. Реклама алкогольной продукции не должна содержать:

а) упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

б) образы человека и животных;

в) надписи или иные символы рекламируемой продукции;

г) светлые и яркие цвета фона кадра;

д) эскизы рекламируемого алкогольного продукта.

7. При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна:

а) занимать более чем пятнадцать процентов площади кадра, накладываться на субтитры;

б) занимать более чем десять процентов площади кадра, накладываться на надписи разъясняющего характера;

в) занимать более чем семь процентов площади кадра, накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера;

г) занимать более чем двенадцать процентов площади кадра, накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера, символы и эмблемы телевизионных каналов;

д) занимать более чем восемь процентов площади кадра, накладываться на субтитры, а также символы и эмблемы телевизионных каналов.

Наши рекомендации