Как подбирать экспертов и менеджеров
Поскольку одной из важных задач менеджмента является достижение результатов за счет действий людей, в нем всесторонне рассматривается вопрос их мотивации. При прочих равных условиях, если людей убедительно нацелили на достижение результатов, то руководство ими будет менее трудной задачей, чем в случае слабого мотивирования. Поэтому издается множество книг о мотивации, и некоторые из них рассматривают мотивацию чуть ли не как своего рода святой Грааль1.
Примерно такая же роль отводится и лидерству. Причем часто в книгах о лидерстве оно рассматривается как нечто отдельное по отношению к мотивации. А чем еще является лидерство, как не способностью формировать мотивации? Интересно, что в Британской армии лидерство определяется как «такое влияние на людей, когда они делают то, что им не хотелось бы делать». (Предпосылкой здесь является то, что ряд вещей, которые люди не хотят делать - например, рисковать своей жизнью, при определенных обстоятельствах приобретают особый смысл.)
Еще больше дискуссий идет вокруг того, необходимо ли менеджеру быть лидером или нет. Если менеджмент решает вопросы создания людям возможностей достигать результатов, а люди нуждаются в мотивациях либо в создании такого климата, когда они мотивируют себя сами, то менеджер обязан быть мотиватором, а значит, и
лидером.
Но многие менеджеры являются плохими лидерами, а значит, и плохими менеджерами. Часто они вообще не думают о себе как о лидерах и даже менеджерах. Вместо этого они именуют себя "администраторами" и прячутся за бумагами (или, в современном стиле, за эк-
ранами компьютеров), а не вовлекают людей в процесс достижения результатов, создавая им соответствующие мотивации. Тем временем люди теряют интерес. Слабый старший преподаватель, неадекватный руководитель исследований, неэффективный "координатор" - как много они могут принести вреда.
Следовательно, менеджеры de facto являются лидерами2, а не администраторами. Хороший менеджер будет вдохновлять многих людей и представляет собой неоценимый актив для организации. Плохому менеджеру надо помогать. Если помощь оказывается бесполезной, его следует заменить. Трудно, но справедливо. Разве мог бы оставаться на своей работе хирург, проявляющий профессиональную некомпетентность?
Но как насчет мотивации самих менеджеров? Одна, кажущаяся подходящей для наших целей классификация мотиваций, делит их на два вида: самомотивация и внешняя мотивация. Их определения чрезвычайно просты. Самомотивация имеет место тогда, когда человек получает (и стремится получить) удовлетворение от тех результатов, которые он достигает. Внешняя мотивация обусловлена удовлетворением от того, что достигнуто вашими людьми (сотрудниками).
Из этих двух видов самомотивация присуща людям в большей степени. Чистые эксперты в любой профессии - самомотивируемы (в указанном выше смысле). Но менеджеры должны в значительной мере быть мотивируемы результатами, достигаемыми коллективами подчиненных им людей. Они должны говорить себе: «Если моя работа зависит от успеха других людей, то этот успех и должен мотивировать меня. Мое внутреннее удовлетворение от результатов, полученных мной лично, должно быть вторичным».
Многие специалисты, занимающиеся подбором кадров, ищут "командных игроков". Как правило, это слишком упрощенный подход. Часто те, кого они ищут, но не могут точно сформулировать для них определение, - люди с подлинно внешней мотивацией, люди, которые готовы бескорыстно пожертвовать удовлетворенностью от собственных успехов в пользу успеха других, хотя и подчиненных им, людей. Таких людей удивительно мало. Подумайте о знакомых вам менеджерах. Делают ли они то, что им нравится (внутренняя мотивация) или то, что необходимо делать (внешняя мотивация)? Если они предпочитают первое - это плохие менеджеры. Если второе - они станут хорошими менеджерами. Промышленность, коммерция и государственные учреждения в значительной мере насыщены плохими лидерами; сейчас это становится непозволительным.