Постановка задания на оценку
Введение
Ясное понимание феномена стоимости и навыки в применении методики ее определения для принятия верных решений в бизнесе являются предпосылками успеха в современной конкурентной среде.
Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью – задачей оценки. Четкая грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выявить и учесть все важные факторы, влияющие на стоимость, и выбрать методы оценки.
В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны: от государственных структур до частных лиц; в оценке бизнеса могут быть заинтересованы контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т. д. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремятся реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какой - либо оценочной стоимости, которая необходима заказчику для принятия решения.
Для того чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого конкретного фактора. Необходимо обращать внимание на то, что одни и те же факторы в зависимости от конкретной задачи оценки могут играть доминирующую либо второстепенную роль. Выявить в каждом конкретном случае главные факторы – основная обязанность оценщика. Для этого оценщик должен поставить себя на место владельца или потенциального владельца имущественных прав на объект оценки.
Прибыль, которую может получить собственник от реализации имущественных прав, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой соотношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.
Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы спроса на его продукцию (товары, услуги). Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые, в первую очередь, зависят от полезности товара. С этим связаны будущие прибыли предприятия, время их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение.
На доход предприятия влияют объем продаж и цены реализации, которые также зависят от платежеспособности спроса и его эластичности. Эластичность спроса определяется отраслевой принадлежностью продукции и наличием товаров - заменителей и дополняющих товаров. На цены оказывают влияние также уровень конкуренции на рынке, степень монополизации рынка и доля оцениваемого предприятия на нем. На величину платежеспособного спроса влияют уровень доходов потребителей, состояние экономики, прогноз на будущее. Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла. На объем выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства. В совокупности это позволяет определить ценность предприятия в его существующем реальном состоянии.
Объем сбыта предприятия ограничивается его производственными мощностями. В случае их недостатка нужны дополнительные инвестиции в расширение производственных мощностей для того, чтобы предприятие вышло на возможный, с точки зрения потребностей рынка, сбыт. В этом случае возможен расчет и оценка потенциальной, будущей стоимости предприятия, полученной в результате модернизации, реализации инвестиционного плана, реорганизации и т.п.
Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является стоимость активов или ликвидность собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери стоимости.
Стоимость акций ликвидных предприятий (а значит, и стоимость самих предприятий), как правило, выше, чем неликвидных. С этим положением связано правило: акции открытых акционерных обществ стоят выше акций закрытых. Разница порой весьма значительна (35-50%), что обусловлено многими причинами, в том числе и затратами на публичное размещение акций.
Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник. Предприятие может быть куплено в индивидуальную частную собственность полностью (100%-ный пакет акций или долей) или приобретается контрольный пакет акций (меньший размер пакета акций или долей, но позволяющий контролировать принятие всех решений в органах управления компанией). В этих случаях говорят о полном контроле над предприятием и, соответственно, полной стоимости действующего предприятия (бизнеса). В остальных случаях, когда оцениваемый пакет акций или доля не позволяют полностью контролировать решения компании, говорят о неконтрольном или миноритарном пакете акций (доле). Оценка миноритарных пакетов акций может основываться на оценке полных пакетов, но имеет свои особенности и в данных методических указаниях не рассматривается.
Дополнительно рассматривается еще ряд факторов, которые в определенных случаях могут оказывать существенное влияние на стоимость предприятия. Так, например, рыночная стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то его рыночная цена будет ниже, чем при отсутствии таких ограничений.
Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала, и это учитывается экспертом - оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка (скидка или премия) к общей расчетной стоимости предприятия.
Отсутствие вертикальной производственной интеграции также значительно влияет на стабильность функционирования предприятия. Например, если предприятие производит какой-либо элемент для сборки оборудования или машины, а покупатель этого элемента, осуществляющий сборку, принимает решение организовать собственное производство данного элемента, то первое предприятие рискует лишиться всех доходов. Данное обстоятельство отражается на стоимости предприятия и должно учитываться при его оценке.
Наличие научной базы, интеллектуальной собственности (лицензий, патентов), масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.
И, конечно же, рыночная цена предприятия зависит от того, каковы перспективы предприятия: или оно будет развиваться, или имеет ограниченный срок существования и будет закрыто в силу своей неэффективности либо по причинам законодательного характера (банкротство, государственные инициативы или решения собственников).
Таким образом, оценщик обязан рассмотреть всю совокупность факторов, влияющих на экономическую деятельность предприятия, на осуществление имущественных прав собственника предприятия (его доли или пакета акций) и, соответственно, на итоговое значение стоимости предприятия (бизнеса).
Общие сведения
Постановка задания на оценку.