Работникам, имеющим (воспитывающим) несовершенно­летних детей, устанавливаются следующие льготы в области ре­жима труда и отдыха

1. По просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя),
имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (инвалида — до 18 лет),
работодатель обязан установить неполное рабочее время (ст. 93
ТК РФ).

Работники, имеющие детей-инвалидов, работники, вос­питывающие детей в возрасте до пяти лет без супруга, а также опекуны детей в возрасте до пяти лет могут привлекаться к ра­боте в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа им не запрещена по состоянию здо­ровья. Кроме того, они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

3. Работники, имеющие детей-инвалидов в возрасте до
18 лет, могут быть направлены в служебные командировки,
привлечены к сверхурочной работе, работе в выходные и празд­ничные дни только с их письменного согласия (ст. 259 ТК РФ).

4. Лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в
возрасте до 18 лет (одному из родителей, опекуну, попечите­лю), по письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ). Предос­тавление выходных дней оформляется работодателем на осно­вании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении, и справки с места работы второго роди­теля о том, что он не использует дополнительные оплачивае­мые выходные дни (или использует частично).

Оплата каждого дополнительного выходного дня произво­дится в размере среднего дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ.

5. Лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (инвалидов — до 18 лет) без матери, не могут быть уволены по инициа­тиве работодателя, за исключением увольнения по п. 1, п. 3, 5-8, 10 и 11 ст. 81 ТК РФ (ст. 261 ТК РФ). Это правило применимо не только к отцам, воспитывающим
детей без материнского попечения, но и к другим родственникам (например, бабушке, деду), отчиму, опекуну, попечителю.

Кроме того, дополнительную гарантию при увольнении ус­танавливает ст. 179 ТК РФ. Семейным работникам при нали­чии двух и более иждивенцев отдается предпочтение в оставле­нии на работе при сокращении численности или штата работ­ников.

Еще одна семейная обязанность, предполагающая более льготный режим труда, — необходимость ухода за больным чле­ном семьи. При наличии соответствующего медицинского за­ключения о том, что член семьи работника нуждается в посто­роннем уходе в связи с заболеванием, работник может рассчи­тывать на следующие гарантии и льготы.

1. Установление по его заявлению неполного рабочего дня
или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ).

2. Возможность отказа от работы в ночное время (ст. 96
ТК РФ).

3. Направление в командировку, привлечение к сверхуроч­ной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные
дни только с его письменного согласия (ст. 259 ТК РФ).

Коллективным договором могут предусматриваться и иные дополнительные гарантии и льготы для лиц с семейными обя­занностями, например отпуска без сохранения заработной пла­ты (ст. 263 ТК РФ), преимущественное право на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ)и др.

ВОПРОС 18. Охрана труда: понятие, требования, организация охраны труда на предприятии

Охрана труда— система сохранения жизни и здоровья работ­ников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отно­шений, но и включает комплекс фактических мероприятий, на­правленных на реализацию права каждого человека на труд в условия, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников.

С этой точки зрения можно оценивать указанное определе­ние как соответствующее ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах

Остальные понятия, определяемые в ст. 209 ТК РФ, раскры­вают содержание следующих факторов и условий, воздействую­щих на работников в процессе трудовой деятельности:

1) условия труда — совокупность факторов производствен­ной среды и трудового процесса, Оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

2) безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

3) вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

4) опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к
его травме.

Трудовой кодекс устанавливает под­робный перечень основных направлений государственной по­литики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ), определяя тем самым перспективы развития российского законодательства об охране труда.

Можно выделить несколько групп направлений государст­венной политики, которые обеспечивают организацию работы по охране труда на всех уровнях — от федерального до уровня отдельной организации и ее подразделений.

Во-первых, направления, связанные с разработкой и совер­шенствованием единой нормативной базы регулирования отно­шений в области охраны труда и организацией ее применения во всех сферах трудовой деятельности (реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права об охране труда, а также федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий труда и его охраны; организация государственного управления трудом и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; рассле­дование и учет несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний; организация государственной стати­стической отчетности об условиях труда, а также о производст­венном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях, обеспечение функционирова­ния единой информационной системы охраны труда и др.).

Во-вторых, направления, связанные с организацией и про­ведением государственной экономической политики в области охраны труда (участие государства в финансировании меро­приятий по охране труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, про­изводство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вред­ными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, другие формы осуществления государственной экономической политики в об­ласти охраны труда).

В-третьих, направления государственной по­литики в области охраны труда, связанные с организацией ох­раны труда (подготовка и повышение квалификации специали­стов по охране труда; распространение передового отечествен­ного и зарубежного опыта работы по улучшению условий труда и охраны труда; международное сотрудничество в области охра­ны труда и иные формы государственной политики в области организации охраны труда).

Реализация основных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Феде­рации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных сою­зов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда

Требования охраны труда

Одним из направлений государственной политики в области охраны труда, перечисленных в ст. 210 ТК, является установление единых нормативных требований по охране труда для юридических и фи­зических лиц при осуществлении ими любых видов трудовой деятельнос­ти.

Нормативные требования охраны труда могут быть отражены в феде­ральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.

Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, опре­делен ст. 6 ТК. В частности, федеральные органы устанавливают:

—порядок расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

—систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по услови­ям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

—систему государственной статистической отчетности по вопросам
труда и охраны труда.

Органы власти субъектов РФ принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более вы­сокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта РФ. Если же право­вой акт субъекта РФ противоречит ТК или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК.

Вопросы, связанные с нормативными требованиями по охране труда, нашли свое отражение в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения»; Основах законодательства об охране здоровья граждан; ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «Об использовании атомной энер­гии»; ФЗ «О радиационной безопасности населения»; ФЗ «Об уничтоже­нии химического оружия»; ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ФЗ «Об экологической экспертизе»; СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классифи­кация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. № 15) и др. федеральных законах и иных нормативных правовых актах

Правительством РФ 23 мая 2000 г. принято постановление № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В нем говорится, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Минтруда России (в настоящее время его фун­кции переданы Минздравсоцразвития России) было поручено обеспечить формирование банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. По­становлением утв. Перечень видов нормативных правовых актов, содержа­щих государственные нормативные требования охраны труда, в котором ус­тановлены виды нормативных правовых актов, их сокращенное название и определен федеральный орган, утверждающий тот или иной документ.

На федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность ежегодно информировать Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять раз­работку и пересмотр указанных требований на основе комплексных исследо­ваний состояния и причин производственного травматизма, аварийных си­туаций и профессиональных заболеваний; изучать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда; анали­зировать результаты сертификации работ по охране труда, руководствуясь при этом соответствующими методическими рекомендациями Минтруда России, в частности, утв. постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 г. № 30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государ­ственных нормативных требований охраны труда», которые приняты в раз­витие постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О норма­тивных правовых актах, содержащих государственные нормативные требова­ния охраны труда».

Рекомендациями предусмотрено, что правила и инструкции по безопас­ности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и сани­тарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стан­дарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в порядке, уста­новленном органами, их принимающими. Аналогично отраслевые правила по охране труда и отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабаты­ваются соответствующими органами исполнительной власти с учетом на­званных методических рекомендаций.

Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда утв. Минтрудом России 13 мая 2004 г.

Наши рекомендации