Работникам, имеющим (воспитывающим) несовершеннолетних детей, устанавливаются следующие льготы в области режима труда и отдыха
1. По просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя),
имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (инвалида — до 18 лет),
работодатель обязан установить неполное рабочее время (ст. 93
ТК РФ).
Работники, имеющие детей-инвалидов, работники, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет без супруга, а также опекуны детей в возрасте до пяти лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа им не запрещена по состоянию здоровья. Кроме того, они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
3. Работники, имеющие детей-инвалидов в возрасте до
18 лет, могут быть направлены в служебные командировки,
привлечены к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни только с их письменного согласия (ст. 259 ТК РФ).
4. Лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в
возрасте до 18 лет (одному из родителей, опекуну, попечителю), по письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ). Предоставление выходных дней оформляется работодателем на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении, и справки с места работы второго родителя о том, что он не использует дополнительные оплачиваемые выходные дни (или использует частично).
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ.
5. Лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (инвалидов — до 18 лет) без матери, не могут быть уволены по инициативе работодателя, за исключением увольнения по п. 1, п. 3, 5-8, 10 и 11 ст. 81 ТК РФ (ст. 261 ТК РФ). Это правило применимо не только к отцам, воспитывающим
детей без материнского попечения, но и к другим родственникам (например, бабушке, деду), отчиму, опекуну, попечителю.
Кроме того, дополнительную гарантию при увольнении устанавливает ст. 179 ТК РФ. Семейным работникам при наличии двух и более иждивенцев отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников.
Еще одна семейная обязанность, предполагающая более льготный режим труда, — необходимость ухода за больным членом семьи. При наличии соответствующего медицинского заключения о том, что член семьи работника нуждается в постороннем уходе в связи с заболеванием, работник может рассчитывать на следующие гарантии и льготы.
1. Установление по его заявлению неполного рабочего дня
или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ).
2. Возможность отказа от работы в ночное время (ст. 96
ТК РФ).
3. Направление в командировку, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные
дни только с его письменного согласия (ст. 259 ТК РФ).
Коллективным договором могут предусматриваться и иные дополнительные гарантии и льготы для лиц с семейными обязанностями, например отпуска без сохранения заработной платы (ст. 263 ТК РФ), преимущественное право на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ)и др.
ВОПРОС 18. Охрана труда: понятие, требования, организация охраны труда на предприятии
Охрана труда— система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Таким образом, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условия, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников.
С этой точки зрения можно оценивать указанное определение как соответствующее ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Остальные понятия, определяемые в ст. 209 ТК РФ, раскрывают содержание следующих факторов и условий, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности:
1) условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, Оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
2) безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
3) вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
4) опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к
его травме.
Трудовой кодекс устанавливает подробный перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ), определяя тем самым перспективы развития российского законодательства об охране труда.
Можно выделить несколько групп направлений государственной политики, которые обеспечивают организацию работы по охране труда на всех уровнях — от федерального до уровня отдельной организации и ее подразделений.
Во-первых, направления, связанные с разработкой и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда и организацией ее применения во всех сферах трудовой деятельности (реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права об охране труда, а также федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий труда и его охраны; организация государственного управления трудом и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях, обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и др.).
Во-вторых, направления, связанные с организацией и проведением государственной экономической политики в области охраны труда (участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, другие формы осуществления государственной экономической политики в области охраны труда).
В-третьих, направления государственной политики в области охраны труда, связанные с организацией охраны труда (подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий труда и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда и иные формы государственной политики в области организации охраны труда).
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда
Требования охраны труда
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда, перечисленных в ст. 210 ТК, является установление единых нормативных требований по охране труда для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности.
Нормативные требования охраны труда могут быть отражены в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.
Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК. В частности, федеральные органы устанавливают:
—порядок расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
—систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
—систему государственной статистической отчетности по вопросам
труда и охраны труда.
Органы власти субъектов РФ принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта РФ. Если же правовой акт субъекта РФ противоречит ТК или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК.
Вопросы, связанные с нормативными требованиями по охране труда, нашли свое отражение в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Основах законодательства об охране здоровья граждан; ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «Об использовании атомной энергии»; ФЗ «О радиационной безопасности населения»; ФЗ «Об уничтожении химического оружия»; ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ФЗ «Об экологической экспертизе»; СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. № 15) и др. федеральных законах и иных нормативных правовых актах
Правительством РФ 23 мая 2000 г. принято постановление № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В нем говорится, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Минтруда России (в настоящее время его функции переданы Минздравсоцразвития России) было поручено обеспечить формирование банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Постановлением утв. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в котором установлены виды нормативных правовых актов, их сокращенное название и определен федеральный орган, утверждающий тот или иной документ.
На федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность ежегодно информировать Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять разработку и пересмотр указанных требований на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний; изучать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда; анализировать результаты сертификации работ по охране труда, руководствуясь при этом соответствующими методическими рекомендациями Минтруда России, в частности, утв. постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 г. № 30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», которые приняты в развитие постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Рекомендациями предусмотрено, что правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном органами, их принимающими. Аналогично отраслевые правила по охране труда и отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются соответствующими органами исполнительной власти с учетом названных методических рекомендаций.
Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда утв. Минтрудом России 13 мая 2004 г.