Ст. 146 – нарушение авторских и смежных прав

Ст. 60 КРФ закрепляет эти права. Гаранты этой статьи: ст. 146 и 147 УК РФ; ст. 475 – 516 ГК РФ и ФЗ «об авторском и смежных правах».

Ч. 1 ст. 146 – частно-публичное обвинение, ч. 2, 3 – публичное.

Когда целесообразно защищать свои права с помощью УП: 1) фирма, которая распространяет, не зарегистрирована или ликвидирована, а если и существует, то ее счета пусты; 2) расчеты велись из рук в руки без фиксации в бухгалтерской книге.

Объект – авторские и смежные права, имущественные и неимущественные. Факультативный – имущественные интересы государства в виде недополучения налогов.

Предмет – 1) предметы авторского права: устные произведения, сценарии, кинофильмы, географические карты, резюме. Некоторые предметы требуют регистрации, для нас это неважно. 2) смежные права – отношения по созданию и использованию фонограмм, постановок, передачи эфирного и кабельного вещания.

Потерпевший – автор (только физическое лицо; авторами не являются дирижеры и режиссеры) + иные правообладатели авторскими правами (наследники в течение 50 лет после его смерти) + лица, которые обладают авторскими правами – ч.1 – 3. в частях 2, 3 помимо указанных еще изготовители фонограмм и исполнители.

Объективная сторона – ч. 1 – материальный состав, в результате крупный ущерб – оценочная категория. В литературе существует точка зрения, что от 200 до 1000 МРОТ – имущественный ущерб, но есть еще и моральный. Ч.2, 3 – формальные составы, но в диспозиции идет речь о крупном размере – это касается размаха действий.

Размер –стоимость экземпляров произведений фонограмм, либо прав на использование объектов авторских и смежных прав. Крупный – более 100, особо крупный – более 500 МРОТ. Стоимость нужно брать легальной продукции, либо стоимость эфирного вещания или показа по телевидению, стоимость проката, установленного правообладателем.

Ч. 1 ст. 146

Плагиат– присвоение авторства, которое может выражаться

1) опубликовании, выпуске в свет под своим именем или псевдонимом;

2) полном или частичном воспроизведении чужого произведения без ссылки на автора;

3) опубликование произведений в соавторстве под одним именем. Должно быть без согласия автора.

Опубликование и выпуск в свет –выпуск в обращение экземпляров произведений, фонограмм в количестве достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы.

Красиков считает, что к плагиату нужно относить принуждение к соавторству. Можно квалифицировать по ст. 179 УК или как применение угроз, насилия, как самоуправство (ст. 111, 112, 116, 285, 281).

Плагиат должен повлечь крупный размер, ущерб.

Ч.2 ст. 146

Деяние: 1) незаконное использование объектов авторских и смежных прав; 2) приобретение, перевозка, хранение контрафактных произведений или фонограмм (обязательна цель сбыта).

Контрафакция– использование фирменных товарных знаков, которые зарекомендовали себя для изделий, в результате чего покупатели вводятся в заблуждение относительно происхождения и качества товаров.

Незаконное использование выражается:

1. незаконное распространение или воспроизводство

· обнародование

· показ

· публичный показ

· передача в эфир

· репродуцирование

· сдача в прокат, наем

2. анонимное распространение, воспроизводство, использование

3. выпуск без согласия автора

4. невыплата вознаграждения

5. внесение изменений в название или произведение

6. снабжение произведений иллюстрациями, предисловиями, комментариями без согласия автора

Приобретение – любой способ, кроме хищения

Хранение – у себя или у других лиц, они не должны знать, неважно какой срок

Перевозка – лично, через посредника.

Субъект – с 16 лет, общий, но если эти действия совершает должностное лицо, то 281, 285.

Субъективная сторона – ч.1 – прямой и косвенный умысел; ч.2, 3 – прямой, но для некоторых действий необходима цель сбыта.

Ч. 3 ст. 146 –квалифицирующие признаки ко второй части.

Неоднократность и без судимости, и с судимостью.

Может иметь место в отношении нескольких авторов, или одного автора, но разных произведений, или одного произведения, если разные тиражи (умысел на любой тираж – разный).

Наши рекомендации