Оказания на базе бизнес инкубатора консультационных и иных услуг юридическим и физическим лицам
2.Организация на основе использования материально- технической базы производства отдельных видов товаров (например: организация на базе художественно- графического факультета дизайн-студии или мастерской по изготовлению различного рода сувениров; развитие тепличного хозяйства факультета естествознания (выращивание овощей и фруктов). Реализация данного направления позволяет задействовать в рамках представленных направлений проектной деятельности студентов и преподавательский состав всех институтов университета.
Возможный эффект заключается в:
- привлечении дополнительных финансовых средств в университет;
- организации практики студентов на базе университета в рамках сформированных видов деятельности.
Функции проектного направления в рамках педагогической деятельности проявляются в:
- развитии навыков исследовательской деятельности;
- создании и разработке проектов;
- совершенствовании навыков групповой работы по реализации проектов;
- использовании курсовых, дипломных и диссертационных работ в качестве основы бизнес идей.
- предоставлении материально- технической базы.
Формы и методы реализации: семинары, тренинги, мастер- классы, работа в проектных группах, конкурсы, презентации, деловые игры. Образовательное направление деятельности бизнес-инкубатора в развитии практических навыков студентов, посредством осуществления ими деятельности максимально приближенной к реальным процессам, в рамках, реализуемых на основе бизнес – инкубатора проектов.
Данное направление реализуется посредством:
- участия студентов в организации и текущей деятельности, сформированных на базе университета производств;
- участия студентов в осуществлении консультационных и иных видов услуг;
- проведения лекций бесед, дискуссий, конференций по различных аспектам создания и управления проектами.
Функции образовательного направления в рамках педагогической деятельности проявляются в:
- передаче теоретических знаний и представлений об основах предпринимательской деятельности;
- передаче эмпирических знаний и представлений об основах предпринимательской деятельности;
-передаче теоретических знаний и представлений об основах проектной деятельности;
- обучении работе со специальным программным обеспечением для работы в сфере бизнеса;
Формы и методы реализации: лекции, беседы, дискуссии, конференции, мастер-классы, организация производства, малые инновационные предприятия, консультационный центр.
Информационное направление деятельности бизнес-инкубатора заключается в:
- распространение информации о деятельности университета и его подразделении.
- организации активного взаимодействия университета через бизнес- инкубатор с предпринимательской средой и органами власти в рамках проведения различных мероприятий (конференций, конкурсов проектов, деловых встреч, форумов и т.п.).
- участие представителей бизнес - инкубатора в различных мероприятиях в целях продвижения бренда университета.
Функции информационного направления в рамках педагогической деятельности проявляются в:
- ознакомлении студентов с опытом деятельности современных российских организаций;
- расширении мест, где студенты смогли пройти практику;
- расширении возможности трудоустройства выпускников.
Важным аспектом является информационная поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства, которая заключается: в создании базы данных студентов, бакалавров, магистров, аспирантов и научных работников, заинтересованных в реализации своего научного и творческого потенциала в рамках малого инновационного предприятия; в создании базы данных потребностей предприятий Костромской области и других регионов РФ, зарубежных предприятий; в создании и поддержке банка коммерческой информации для субъектов малого предпринимательства (оперативная информация о ценах на основные и смежные виды товаров, производственных мощностях и площадях).
Реализация бизнес инкубатора потребует определения приоритетных направлений, в которых могут быть созданы малые инновационные предприятия при университете. Также необходимо будет организовать, и провести образовательные мероприятия, направленные на обучение студентов основам предпринимательской деятельности. Занятия могут проводиться в форме семинаров, мастер-классов, деловых игр, форумов, лекций и конференций. Задачей их является развитие компетенций и навыков, получение практических и юридических знаний, необходимых молодому предпринимателю. В работе бизнес-инкубатора могут принимать участие как разработчики собственных бизнес-проектов, так и члены проектных команд и работники аппарата управления. Кроме того необходимо будет создать систему информационно-консультационного сопровождения, ориентированную на получение студентами информации по вопросам организации малого предприятия и его оформления, ведения деловых переговоров, оформления деловой документации, договоров и контрактов.
Комплексное консалтинговое сопровождение деятельности резидентов должно включать:
- предоставление услуг в области законодательства РФ и международного права, касающегося инновационной предпринимательской деятельности;
- решение вопросов по оформлению и регистрации интеллектуальной собственности, ее дальнейшего использования;
- привлечение специалистов различных отраслей для оказания консалтинговых услуг;
- содействие в подготовке бизнес-планов и проведении маркетинговых исследований;
- подготовку конкурсных заявок для участия в грантовых программах региональных и федеральных фондов поддержки малых инновационных предприятий в научно-технической сфере, инвестиционных и венчурных фондов.
Также необходимо будет разработать информационные и методические материалы, инструкции, буклеты и брошюры, списки полезных ссылок. Совместно с администрацией университета необходимо проработать вопросы материально-технических условий для размещения вновь создаваемых инновационных студенческих предприятий. Важным также будет являться организация аппарата управления, в который будут входить представители различных подразделений университета. Так, например, может быть организованы управляющий совет (решение вопросов функционирования и развития бизнес - инкубатора) и экспертный совет ( совещательный, консультативный орган, в состав которого входят ученые и преподаватели, которые участвующие в подготовке, реализации и оценке проектов реализуемых на базе бизнес-инкубатора).
Участником бизнес-инкубатора может стать любой студент, который желает реализовать свои силы в исследовательской, научной, проектной деятельности. Разработка проекта может занимать долгое время. На протяжении обучения, по мере изучения дисциплин, свой проект можно дорабатывать и дополнять. Участник бизнес-инкубатора может разрабатывать ту идею (тему проекта), которая ему интересна, с которой он в последующем может выйти на участие в конкурсах. Завершенный проект, отвечающий всем требованиям, может быть реализован. Отбор проектов производится на конкурсной основе. Выбор участников должен производиться экспертной комиссией включающей в себя представителей бизнес инкубатора и приглашенных независимых экспертов (в количестве не более трех человек).
Для того чтобы претендовать на продвижение проекта в бизнес-инкубаторе, участники должны соответствовать определенным критериям; претендент должен продемонстрировать, что: проект является инновационным; он имеет относительную экономическую и организационную завершенность; продукты, товары или услуги являются конкурентоспособными и перспективными на рынке.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ
Рынок услуг бизнес - инкубаторов является довольно специфичным и имеет свои особенности. Датой рождения идеи бизнес -инкубатора считают конец 50-х годов XX века, а стремительный рост их числа зафиксирован в период между 1985 и 1995 годами. За это время в мире появилось больше тысячи бизнес - инкубаторов, благодаря чему в 90-е годы малый бизнес обеспечил около 80% новых рабочих мест в Европе и США. По данным Национальной ассоциации бизнес - инкубаторов США за последние 10 лет количество бизнес - инкубаторов в мире выросло с 800 до 5000 единиц. Бизнес - инкубаторы действуют в 67 странах: США – 981, Чили – 400, Германия –380, Корея – 289, Япония – 269. Бизнес - инкубаторы создавались, по большей части, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями или структурами, занимающимися экономическим развитием, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Во многих случаях их целью декларировалось увеличение "социального капитала", стимулирование предпринимательства, заполнение пустующих площадей, предотвращение оттока квалифицированных трудовых ресурсов. Мировая практика свидетельствует о том, что наряду с решением вышеуказанных проблем бизнес- инкубаторы содействуют созданию недостающих компонентов инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Начиная примерно с 2000 г. некоммерческие бизнес - инкубаторы все более активно вытесняются коммерческими. Бизнес - инкубаторы, создаваемые в разных странах, имеют свою специфику. Их различия обусловлены разницей в поставленных перед ними задачах, в наборе источников финансирования и т.д. В Европе, например, некоторые бизнес - инкубаторы называются центрами бизнес - инноваций. Большинство этих центров были созданы по инициативе Экономической комиссии при поддержке региональных и городских властей. Такие бизнес - инкубаторы крупнее тех, что находятся в Северной Америке, и обслуживают малые и средние начинающие компании, в то время как инкубаторы США работают, в основном, с начинающими, молодыми или развивающимися фирмами. В России отсутствует точная статистика количества бизнес-инкубаторов, по предварительным расчетам в настоящее время действует около 150 инкубаторов, из них 92 созданных при поддержке Минэкономразвития России. По данным 2014 года территории Российской федерации преобладают бизнес - инкубаторы, находящиеся в собственности региональных администраций (46%). Около 28 процентов являются собственностью высшего учебного заведения. При этом 5-% бизнес инкубаторов специализируются на информационных технологиях, 22% -на высоких технологиях. Подавляющее большинство инкубаторов оказывают широкий спектр услуг своим резидентам. Так более все го представлены структуре услуг бизнес - инкубатора- содействие в установлении контактов и партнерских отношений между резидентами, образовательные услуги и консультации по бизнес вопросам, оказываемые сотрудниками бизнес- инкубатора. -98% от общего объема услуг. Менее всего представлены услуги по технической реализации проекта и предоставление в коллективное пользование резидентов научного оборудования-28% от общего объема услуг.
Тип рыночной структуры является чистая конкуренция. Для данного типа характерно отсутствие контроля над ценой, а также легкие условия входа, и увеличением числа игроков в будущем. К специфическим особенностям рынка относятся неопределённость результата деятельности, высокая степень дифференциации услуг и специфика процесса оказания услуг. К наиболее крупным и ведущим игрокам на данном рынке можно отнести: Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства; Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ; Бизнес-инкубатор МГУ; Инкубатор «Ингрия»; Бизнес-инкубатор РЭУ им. Плеханова.
В числе наиболее крупных зарубежных предприятий следует выделить:
- Кембриджский бизнес-инкубатор Idea Space;
- Лондонский бизнес-инкубатор TechHub;
- Венский межуниверситетский бизнес-инкубатор INiTS;
- Бизнес-инкубатор Plug & Play Technology Center в Калифорнии.
Основными конкурентами на рынке являются компании «Бизнес Центр Костромской области» и «Бизнес – Инкубатор Ярославской области»; Бизес –инкубатор при Ярославском государственном университете им. Н.А. Ушинского.
«Бизнес Центр Костромской области» известен большим количеством предоставляемых услуг, а также высокими ценами. «Бизнес центр» на данный момент является единственным бизнес-инкубатором в Костромской области и функционирует уже более шести лет.«Бизнес инкубатор Ярославской области» также известен большим количеством оказываемых услуг и более низкими ценами. Бизнес- инкубатор при Ярославском государственном университете им. Н.А. Ушинского выступает прямым конкурентом формируемого в рамках данного проекта бизнес- инкубатор с позиции рассмотрения привузовского бизнес - инкубатор.
Тем не менее, в Костромской области нет ни единого бизнес - инкубатора на базе высшего учебного заведения, и, соответственно, нашим главным конкурентом в регионе является «Бизнес Центр Костромской области», расположенный по адресу – г. Кострома, ул. Локомотивная, д. 2. Бизнес центр имеет следующие конкурентные преимущества: большой перечень оказываемых услуг, большие и маленькие площади под сдачу в аренду, наличие партнёрских программ, а также большой опыт функционирования на рынке.
К недостаткам можно отнести: высокий уровень цен и неудобное месторасположение.
Несмотря на то, что наша компания пока еще неизвестна на рынке, мы обладаем двумя несомненными преимуществами по сравнению с прямыми конкурентами. Ввиду ориентации на студентов, магистров и аспирантов, наш бизнес-инкубатор предлагает самые низкие цены и льготные условия, включающие в себя бесплатное предоставление площадей, телефонной линии, интернета и квалифицированной помощи для резидентов. Кроме того, у каждого резидента будет возможность пользоваться научно-технической базой КГУ им. Н.А. Некрасова.
К целевой аудитории бизнес - инкубатора относятся студенты, магистранты, аспиранты и прочие лица любого возраста и с любым образованием.
На основании конъюнктурного обзора рынка были выявлены следующие тенденции и закономерности: с каждым годом число бизнес-инкубаторов неуклонно растёт, среди основных конкурентов можно выделить «Бизнес-центр Костромской области» и «Бизнес-инкубатор Ярославской области», у каждого из них есть свои сильные стороны, которые заключаются в большом количестве оказываемых услуг и опытом функционирования на рынке. Несмотря на наличие областных бизнес-инкубаторов, инкубатор на базе высшего учебного заведения будет первым в Костромской области. Сильной стороной инкубатора являются выгодные условия поддержки инновационных проектов, доступные для любых слоёв населения. Основными конкурентными преимуществами предлагаемого к созданию бизнес - инкубатора будут: выгодные условия предоставления услуг. Услуги стартапа направлены на студентов, магистрантов и аспирантов. Для продвижения продукции/услуг планируется использовать такие инструменты маркетинговых коммуникаций, как реклама в средствах массовой информации, продвижение посредством участия в различных специализированных мероприятиях, проведение мастер- классов и т. п. Выбор указанных видов маркетинговых коммуникаций обусловлен особенностями целевого рынка, наличием финансовых, людских и временных ресурсов.
4.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТА/УСЛУГИ/ РАБОТ
Основной услугой реализуемой бизнес - инкубатором будет поддержка в сфере организации и ведения малого инновационного предпринимательства с использованием производственной и научной базы бизнес - инкубатора Костромского государственного университета.
На рынке Костромской области данная услуга не является принципиально новой, однако в случае реализации, станет первым привузовским бизнес - инкубатором. Основной отличительной чертой от деятельности других похожих предприятий в регионе является направленность на поиск клиентов внутри высшего о учебного заведения уровень цен и цены и условия создаваемых на базе бизнес- инкубатора малых инновационных предприятий.
Бизнес-инкубатор при КГУ им. Н.А. Некрасова ориентирован на студентов, магистрантов, аспирантов и просто людей с идеями. Выгодные условия обеспечат спрос на услуги бизнес - инкубатора, при этом, даже имея небольшую площадь и базовые условия для работы, инкубатор сможет оказывать поддержку 10-12 проектам.
Бизнес-инкубатор необходимо позиционировать как инновационный объект инфраструктуры развития инновационного бизнеса и практической реализации проектов. Исходя из критерия конкурентного позиционирования Бизнес-инкубатор КГУ им. Н.А. Некрасова гарантирует цены на услуги значительно ниже конкурентных при схожих качественных характеристиках.
В рамках критерия пользовательского позиционирования Бизнес-инкубатор создает благоприятные условия для организации и эффективной деятельности малых инновационных фирм, открываемых по инициативе студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей для реализации оригинальных научно-технических идей и социальных проектов (Приложение 5).
Ассортимент продукции и услуг бизнес - инкубатора будет включать в себя два блока:
- формируемые на базе бизнес - инкубатора малые инновационные предприятия
- услуги оказываемые бизнес - инкубатором его резидентам и внешним потребителям (табл.1).
Таблица 1-Перечень продукции и услуг
Вид продукции/ услуги | Характеристика | Стоимость |
Продукция | ||
Малое инновационное предприятие | Малое инновационное предприятие в вузе – это предприятие, учрежденное на базе высшего учебного заведения, которое характеризуется высоким инновационным потенциалом, осуществляет свою деятельность с целью получения дохода в условиях риска и относится к категории малого предпринимательства на основе критериев, изложенных в федеральном законодательстве. | Определяется рынком |
Услуги | ||
Аренда помещений | Сдача помещений в аренду | 250 рублей стоимость часовой аренды лекционного зала |
Услуги по бизнес-инкубированию | Предоставление помещений, рабочих мест, мебели, компьютерной и копировальной техники, средств связи, консультационные, информационные, образовательные и другие услуги. | Для резидентов первые 6 месяцев бесплатно, затем 4500 рублей в квартал |
Услуги по распечатке и ксерокопированию | Распечатка и ксерокопирование листов А4 | Распечатка – 1.5 рубля Ксерокопирование – 1.5 рубля |
Услугу по предоставлению юридического адреса. | Аренда юридического адреса | 3000 рублей на 12 месяцев |
Услуги по бизнес-планированию. | Финансовые расчёты | 20000 рублей - Финансовые расчёты для малого бизнеса, без исследования рынка |
Услуги по ведению кадрового делопроизводства. | Ведение документации, связанной с движением персонала в организации | 1-5 человек – 300 рублей с человека 5+ - 2000 + 300 рублей с каждого человека |
Услуги по ведению бухгалтерского учета. | Ведение документации, связанной с бухгалтерских операций | От 800 до 20000 руб. |
Также основной услугой студенческого бизнес – инкубатора является продвижение малых инновационных предприятий на рынке и информационное оповещение их деятельности. Продвижение будет осуществляться в рамках осуществления коммуникативного взаимодействия с бизнес средой и информационной поддержки деятельности бизнес – инкубатора и созданных на его базе организации.
Информационная поддержка деятельности бизнес - инкубатора и созданных на его базе организаций будет осуществляться по следующим направлениям:
Блок 1: