Тема: Управление государственными финансами
Управление финансами – это деятельность по разработке, утверждению, практическому осуществлению финансовой политики.
Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, а также способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Система управления финансами включает управляемую (объекты) и управляющую (субъекты) подсистемы.
1 группа объектов: Государственные и муниципальные финансы
1 группа субъектов (различные организационные структуры):
Государственные финансовые органы
- МинФин
- Центробанк
- Федеральная таможенная служба
- Счетная плата
- 2 группа объектов. Финансы хозяйствующих субъектов.
2 группа субъектов - финансовые отделы и службы предприятий (например, бухгалтерия, экономический, плановый отдел, ревизионные службы).
Совокупность всех субъектов управления финансами – финансовый аппарат государства.
Функциональные элементы (этапы) управления финансами:
- Финансовое планирование и прогнозирование. Прогноз носит вероятностный характер. Финансовое планирование – это определение основных источников финансовых ресурсов и направлений их эффективного использования (департамент по планированию и прогнозированию при МинФине).
- Оперативное управление (текущее управление) – комплекс мер разрабатываемых на основе анализа сложившейся ситуации (казначейство, уполномоченные банки, различные департаменты МинФина).Цель-получение максимального эффекта при минимуме затрат
- Финансовый контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов роста финансовых ресурсов.
(2). Финансовый контроль как элемент системы управления.
Финансовый контроль – это деятельность законодательных и исполнительных органов по проверке правильности формирования государственных доходов и финансирования государственных расходов (счётная палата, налоговые службы, таможня).
Классификация (виды) финансового контроля:
1. В зависимости от времени проведения контроля:
а) Предварительный
б) Текущий
в) Последующий
2. В зависимости от субъектов контроля:
а) Президентский
б) Контроль законодательных (представительных) органов власти
в) Контроль исполнительных органов власти
г) Контроль финансово-кредитных учреждений
д) Внутрихозяйственный контроль
е) Аудиторский контроль
3. В зависимости от формы проведения:
а) Обязательный или внешний
б) Инициативный или внутренний
4. В зависимости от методов проведения:
а) Проверка.
б) Ревизия.
в) Наблюдение или мониторинг
г) Обследование
В системе управления финансами выделяют принцип двойного подчинения, т.е. финансовые органы контролируются со стороны вышестоящего звена управления и местными органами управления (по вертикали и горизонтали).
Финансовое планирование.
Финансовое планирование – процесс определения действий по формированию и использованию финансовых ресурсов на основе взаимосвязей показателей развития субъектов хозяйственных отношений с источниками финансирования.
Финансовое планирование охватывает формирование и использование доходов и фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
Объектом планирования является финансовая деятельность в хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом выступает составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения и заканчивая сводным финансовым балансом государства или региона
Конкретные задачи финансового планирования определяются содержанием финансовой политики.
В процессе планирования определяются:
- источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период.
- величина денежных фондов, создаваемых на их основе.
- направления и структура использования средств денежных фондов.
Все звенья финансовой системы разрабатывают финансовые планы различного содержания.
Система финансовых планов (виды):
1. перспективные (3-5 лет): например, макроуровень – СФБ, микроуровень – бизнес-план.
2. текущие (на 1 год): например, макроуровень – бюджеты разных уровней, баланс доходов и расходов, микроуровень – смета доходов и расходов, смета расходов.
3. оперативные (квартал, месяц, неделя): например, микроуровень – платёжный календарь (оперативный план), кассовый план.
Перспективные планы являются основой для составления текущих и оперативных планов. В ходе перспективного планирования рассчитываются укрупненные показатели, которые подлежат уточнению в годовых и краткосрочных планах.
(2). Методы финансового планирования.
Работа по составлению финансовых планов осуществляется в три этапа:
- анализ исполнения плана за период, предшествующий планируемому.
- рассмотрение производственных показателей, на основе которых будет составлен финансовый план.
- разработка проекта финансового плана.
На каждом из указанных этапов применяются различные методы планирования (метод планирования – способ, прием расчётов):
- Расчетно-аналитический метод. Расчёт показателей осуществляется на основе анализа достигнутой величины этого показателя и темпов его изменения в будущем периоде.
- Нормативный метод. Предусматривает использование норм и нормативов. Норма – натуральные показатели (шт., кг., литр), норматив – денежное выражение норм.
- Балансовые метод. Предполагает синхронную увязку расходных и доходных статей (баланс денежных потоков, баланс доходов и расходов, баланс активов и пассивов).
- Экономико-математическое моделирование. Математическая модель представляет собой описание экономического процесса, в котором выражается количественная взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на эти показатели (уровень инфляции, налоговые ставки).
- Метод оптимизации плановых решений. Составляется три варианта плана: при наилучших, усредненных и наихудших условия. Утверждается один план, позволяющий получить максимальный эффект при минимальных затратах.
(3). Финансовые планы хозяйствующих субъектов.
В условиях рынка бизнес-план является основным финансовым планом предприятия, разработка которого предусматривает следующие цели:
Получение кредитных ресурсов или привлечение инвестиций.
Создание стратегических союзов и получение крупных контрактов.
Бизнес-план состоит из:
1. Резюме
2. Досье компании (адрес, название)
3. Продукты и услуги
4. Анализ отрасли
5. Производственная деятельность
6. Объём продаж
7. Маркетинговые исследования
8. Финансовый план
9. Стратегия на будущее
Обобщающим разделом бизнес-плана является финансовый план, который состоит из следующих документов:
- Прогноз объёмов реализации товаров и услуг (на три года: 1 год – помесячно, 2 год – поквартально, 3 год – сроком на 1 год)
- Баланс денежных потоков. Указывается наличие средств на начало периода, их движение за период, остаток средств на конец периода.
- Баланс доходов и расходов, 2 раздела: доходы и поступления; расходы и отчисления.
- Баланс А и П (бухгалтерский баланс).
- Расчёт точки безубыточности. Точка характеризует объём производства, при котором отсутствуют прибыль и убытки. Показатели бизнес-плана уточняются уже в годовом балансе доходов и расходов.
Основной документ текущего финансового планирования представлен балансом доходов и расходов. Главная задача баланса доходов и расходов – проверка синхронности расходования и поступления денежных средств, тем самым подтверждение будущей ликвидности предприятия (постоянное наличие денежных средств, достаточных для расчётов по обязательствам предприятия).
Балансировка доходов и расходов достигается регулированием расходов (отчисления в фонды накопления и потребления), а также оптимизацией размера и состава заёмных средств.
При этом разработка текущего плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Основными оперативными планами хозяйствующего субъекта является платёжный календарь и кассовый план.
Платёжный календарь – план организации оперативной финансовой деятельности предприятия, в котором календарно (по датам) взаимосвязаны все расходы с источниками поступления средств (составляется на месяц, 15 дней, неделю, 5-дневку).
Разработка платёжного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчётов, что позволяет обеспечить непрерывный процесс финансово-хозяйственной деятельности предприятия (отражают наличные и безналичные платежи и расчёты предприятии).
Первым разделом является расходная часть, вторым – доходная. В случае, если расходная часть больше доходной части, непервоочередные платежи переносятся на более поздние даты. Превышение доходной части над расходной свидетельствует о платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятия в предстоящем периоде.
Календарь составляется на основе данных учета операций по расчётному счёту в банке, сведений отсроченных и просроченных платежей поставщикам, графика отгрузки продукции и выполнения работ, услуг.
Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Разрабатывается на квартал и в установленный срок предоставляется в банк, осуществляющий расчётно-кассовое обслуживание предприятия.
План состоит из четырёх разделов:
Первый раздел отражает поступление наличных средств (кроме средств, полученных в банке): торговая выручка, коммунальные платежи, выручка предприятий бытового обслуживания, выручка ведомственного транспорта. Из общей суммы поступлений выделяются суммы, которые расходуются на месте, и суммы, которые сдаются в банк.
Второй раздел содержит расходы предприятия в наличной форме: зарплата, стипендии, командировочные и хозяйственные расходы, пособия по социальному страхованию.
Третий раздел содержит расчёт выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда с учётом всевозможных удержаний (налоги, погашения ссуды, а так же отчисления на добровольное страхование).
Четвёртый раздел – календарь выдачи заработной платы рабочим и служащим, где в конкретные числа каждого месяца указываются суммы выплат предприятию в наличной форме. Эти суммы в соответствии с договором расчётно-кассового обслуживания банк предоставляет предприятию за установленную в договоре плату.
На основе кассовых заявок предприятий банк составляет сводный кассовый план для обслуживания своих клиентов в установленные сроки.
Характеристика финансовых планов государства.
Сводный финансовый баланс составляется на основе планов прогнозов развития территорий и целевых программ МинФином РФ совместно и МинЭконРазвияти
Сводный финансовый баланс строится в виде квадратичной матрицы, где каждый сектор экономики отражается как плательщик и получатель финансовых ресурсов.
СФБ позволяет анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объём и направления использования. Этот документ выражает социально-экономическое развитие территории, представляет собой прогноз.
В СФБ отражается конечные доходы и расходы различных сегментов экономики:
- бюджет и внебюджетные фонды.
- финансовые посредники (банки, страховые компании).
- некоммерческие учреждения (профсоюзы, партии), включая общественные объединения.
- коммерческие хозяйственные субъекты
- финансы домохозяйств.
Конечные доходы:
налоги, займы (для государства)
чистая прибыль, амортизационные отчисления (для предприятия)
чистая оплата труда, включая пособия различного характера.
Конечные расходы связаны с :
личным потреблением населения
инвестициями
коллективными и общественными потребностями.
СФБ выступает основой для составления проекта бюджета на очередной год. Взаимосвязь СФБ и федерального бюджета:
1. применяются единые методы расчёта показателей и используется единая нормативно-правовая база.
2. СФБ отражает требования финансовой стратегии государства, а бюджет обеспечивает её практическую реализацию.
3. СФБ выражает финансовую программу государства в общем виде по укрупненным показателям, а бюджет – детально и постатейно.
4. СФБ и бюджет составляются на основе методов, применяемых в системе национального счетоводства (СНС – в России внедрена с 1988 года)