Стратегия 1: превратите каждого в миссионера
Должность Гая Кавасаки из компании Apple в его визитной карточке обозначена просто: evangelist — странствующий проповедник. Работа Кавасаки состояла в том, чтобы расхваливать новые продукты Apple в СМИ, появляться па выставках, например на Comdex, и ежегодных мероприятиях Apple, где собираются пользователи и разработчики. Он должен был создавать хорошее впечатление о фирме и ее продуктах.
Любой, кто вообще надеется быть эффективным в инновационной деятельности, преуспеет, подражая стилю Кавасаки. Название должности Кавасаки ассоциируется с образом тянущего слова проповедника, призывающего грешников каяться, но именно преданность подобных людей своей миссии, возможно, заставила участников инновационного движения использовать данное слово: им тоже нужны новообращенные. В наших интервью, которые мы брали во время работы над книгой у лидеров фирм, идущих в авангарде инноваций, эти люди признают необходимость поддержки для осуществления инициативы. Фирмы, овладевшие мастерством инноваций, относятся к продаже серьезно и поэтому поощряют способности к миссионерской деятельности.
• Миссионеры владеют искусством убеждения. Они знают, как правильно обратиться к нужной аудитории в нужное время. Они оттачивают свои коммуникативные навыки и информационные сообщения, описания, отчеты. Они вступают в специальные организации, чтобы совершенствовать ораторское искусство. Миссионеры умеют составить эффектное обращение.
• Миссионеры используют достоинства, а не особенности. Именно на достоинствах следует сосредоточиться продавцу в поисках ответа на вопрос «В чем тут может быть польза?», а не на особенностях, дающих ответ на другой вопрос «Как это будет работать?». Продавец думает о том, что даст идея тем, кому она должна принести добавленную стоимость. Сможет ли она лучше удовлетворить потребности клиентов, обеспечив им скорость или удобство? Сократит ли она затраты, не поступаясь качеством? Укрепит ли такая идея дух сотрудников и сделает ли их работу чуть более увлекательной? Повысит ли уровень безопасности, стремясь к эффективности?
• Миссионеры используют скептиков, чтобы выявить недостатки. Доброжелательно настроенные люди, склонные поверить в вашу идею, независимо от ее осуществимости, могут оказать вам медвежью услугу, одобрив предложение, невзирая на его недостатки. Скептики же придают иное и более перспективное направление ходу ваших мыслей.
• Миссионеры помогают визуализировать новые идеи. Как только вы закончите первоначальный этап своей работы и определите те цели, которых предполагаете добиться, вы готовы к встречным предложениям и рекомендациям для развития и совершенствования вашей идеи. Обратитесь к друзьям, коллегам по работе, консультантам и другим людям, которые, как вы полагаете, способны высказать свои мнения честно, но отнестись к идее бережно.
Главное, что необходимо, — это донести до них видение конечного результата. Сделайте рисунки, слайды — все, что поможет наглядно его представить. Не ограничивайтесь разговорами. Чем больше людей почувствуют, попробуют, потрогают и увидят потенциал вашей идеи в его максимальном приближении к реальности, тем вероятнее успех продажи. Эффективная коммуникация — залог такого успеха. Люди не любят признаваться, что они чего-то не понимают, например вашу идею, потому что она слишком сложная. Но, как известно любому проповеднику, если человек не понимает, он не покупает.
• Миссионеры говорят на языке людей, к которым они обращаются. То, как продавать идею, зависит в значительной степени от того, кому ее продавать. Если нужно выйти с предложением к старшему руководству о финансировании управления идеями, то это иная задача, нежели представление идеи вашей группе. Меняется задача и в том случае, если вас пригласили представить идею на совете директоров. Опытные миссионеры стараются как можно больше узнать об образе мыслей тех, к кому они обращаются. Если у вас много разных специалистов, например, специалисты по маркетингу, продажам, трудовым ресурсам, финансам, информационной технологии, а также другим областям, то вам необходимо варьировать методы работы, чтобы эффективно воздействовать на каждого члена коллектива.
Вы должны представлять себе тип личности того человека или людей, которым будете представлять свою идею. Обладают ли они аналитическими способностями? Предпочитают ли менять систему или дорабатывать ее? Аналитикам нужны для убедительности факты и цифры. Если вашей аудитории интересна целостная картина, то не стоит утомлять слушателей подробностями. Присутствующие понимают, что все вопросы нуждаются в проработке. Постарайтесь показать им, что предложенная идея способствует росту компании, продемонстрируйте, как в ней используются основные компетенции вашей фирмы. Употребляйте слова, привычные для слушателей. Излагайте свои мысли четко и понятно для всех. Помните: сначала должны купить вас, только после этого захотят купить вашу идею.