Методические рекомендации по изучению темы 3.

Местное самоуправление: понятие, принципы, значение. При изучении этой темы следует учитывать, что понятие «местное самоуправление» отражает комплексное, многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Практика показала, что природа местного самоуправления также не может быть однозначно определена, так как затруднительно четко выделить собственные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер.

Являясь одной из основ конституционного строя, местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Студентам необходимо определить - есть ли власть на уровне городов, районов, сельских поселений и других территории, т.е. на уровне местного самоуправления, и какова ее природа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прояснить соотношение понятий: управление и власть, государственная власть и местная власть.

Вопрос о принципах местного самоуправления помогает уяснить студентам сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Следует учитывать при рассмотрении данного вопроса, что в принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции местной власти; в то же время принципы способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. Необходимо не только назвать принципы местного самоуправления, но и раскрыть содержание каждого из них.

В вопросе о функциях местного самоуправления следует знать определение функций, а также усвоить содержание основных функций, выделяемых с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа.

История местного самоуправления в России. Развитие земского и городского самоуправления в дореволюционной России желательно рассматривать в два этапа: до и после проведения земской и городской реформы Александра II. Следует показать цели реформы, ее значение для становления гражданского общества в России. Важно четко представлять направления деятельности земских учреждений, их роль в развитии местного хозяйства, медицинских, образовательных и других учреждений. Необходимо провести анализ соотношения компетенции губернских и уездных собраний.

В основу организации местной власти в советский период был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь частью единого централизованного государственного аппарата.

Основные направления развития местного самоуправления в современный период определяются, прежде всего, теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями. При этом важнейшей задачей является развитие муниципальной демократии, создание эффективной системы местного самоуправления. Помимо этой, наиболее общей задачи, каждое муниципальное образование через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует решение других, более конкретных задач.

Кроме того, развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с разработкой теоретических концепций местного самоуправления. Следует не только иметь представление об основных существовавших теориях, объясняющих сущность местного самоуправления (теории свободной (естественной) общины; хозяйственной теории; общественной теории, юридической теории, государственной теории и др.), но и уметь показать какое влияние оказала та или иная теория на становление современного муниципального права, а также их отличия от имеющихся в настоящее время воззрений на развитие муниципального права.

Наши рекомендации