Национальная политика в области сохранения и управления объектом всемирного наследия

Законодательство по охранным зонам

Охранные зоны и законодательство по охранным зонам не входили в полномочия Миссии 2011 г., поэтому у миссии 2011 г. нет информации для отчета по этому вопросу. См. Отчет миссии 2010 г.

Институциональные рамки

• Механизмы координации между заинтересованными сторонами (см. также Отчет миссии 2010 г.)

Миссия 2010 г. сделала вывод, что ответственность за сохранение объекта всемирного наследия полностью возложена на федеральный орган власти (министерство культуры). Этот вывод подтверждается и миссией 2011 г. Администрация музея «Кижи», подотчетная федеральным органам власти, отвечает за мониторинг и выполнение реставрационных работ на памятниках Кижского Погоста.

Миссии 2010 г. было сообщено о том, что инициатива музея «Кижи» по созданию специальной госкомиссии для координации выполнения всех решений Комитета всемирного наследия не была поддержана несмотря на просьбу со стороны Комитета всемирного наследия к государству – стороне учредить такую комиссию. Миссии 2011 г. было сообщено, что эта комиссия была одобрена всеми заинтересованными сторонами за исключением Министерства культуры. Министерство культуры Российской Федерации до сих пор не утвердило персональный состав комиссии.

Миссия 2010 г. отметила растущее использование объекта в религиозных целях. Миссия 2011г. отмечает, что священник Кижского прихода (протоиерей Николай Озолин) и Патриарх сменились в прошлом году, что может повлиять на сотрудничество. У миссии 2011 г. нет никакой информации по этому вопросу, и она рекомендует, чтобы последующие миссии обратились к этому вопросу со ссылкой на отчет Миссии 2010 г.

- Новый координирующий орган для объектов Всемирного наследия в России

Директор музея кратко проинформировала миссию об учреждении координирующего органа для Российских объектов Всемирного наследия – неправительственной организации, которая создана для компенсации пробелов в Российском законодательстве, которое напрямую неприменимо для объектов Всемирного наследия. Президентом этой организации является г-н Маковецкий из Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Дополнительная информация о статусе, роли и функции этого органа отсутствует.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ/УГРОЗ

Управление

• План управления

В настоящий момент существует 2 официально утвержденных документа, по которым осуществляется управление объектом:

- Генеральный план 1972-95. Этот план недействителен вследствие передачи полномочий по управлению музеем «Кижи» в федеральное ведомство.

- План технического и экономического развития, утвержденный правительством Карелии 1 марта 2002 г.

15 октября 2003 г. министерство культуры поручило разработку проекта генерального плана музея «Кижи». В феврале 2004 г. проект плана управления был направлен в министерство строительства республики Карелия.

Миссия 2010 приняла к сведению документы (на рус. яз.), представленные музеем «Кижи» (генеральный план музея-заповедника «Кижи» и охранных зон), однако Государство-участник до сих пор не представило этот генеральный план на рассмотрение Комитета Всемирного наследия и консультативных органов. Миссия 2011 г. не получила никакой информации об этом генеральном плане. Комитет Всемирного наследия постоянно, в последний раз в своем решении 34COM 7B.94, напоминал о необходимости развития полностью интегрированного Плана управления объектом.

Миссия 2010 г. была проинформирована о многочисленных документах по управлению музеем-заповедником «Кижи» и реставрации Преображенской церкви, но ни один из них не содержит плана управления и землепользования. В результате миссии 2010 и 2011 гг. вновь подтверждают экстренную необходимость Плана управления для координации деятельности различных заинтересованных сторон и учреждений, вовлеченных в управление объектом, в том числе религиозной общины, и рекомендует, чтобы он был разработан как можно скорее. Продолжение незапланированного развития на о. Кижи (см. ниже) также является причиной для экстренной необходимости плана управления.

Главный хранитель сообщил Миссии 2011 г., что Институт экономики Карельского Научного Центра РАН разработал требования и техническое задание на разработку Плана управления для Объекта Всемирного наследия на период 2012-2022 гг. Он представил сводную таблицу, в которой были описаны цели и содержание плана. Завершенный и одобренный план будет представлен Комитету Всемирного Наследия для рассмотрения и утверждения в 2012 г. Сводная таблица Плана управления является полной и охватывает практически все вопросы, в том числе и Выдающуюся Всемирную ценность. Требование к качеству выполнения работ включает требование, чтобы План управления был «разработан в соответствии с рекомендациями Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО». Приводятся ссылки на финское и немецкое руководства по разработке Планов управления для объектов Всемирного значения. Комитет Всемирного наследия и ИКОМОС также должны рассмотреть этот план.

Миссия 2011 г. посоветовала группе сотрудников музея «Кижи», участвующих в разработке плана управления, ускорить его разработку и рассмотрение этих важных документов Комитетом Всемирного наследия и консультативными органами на стадии разработки до окончательного утверждения на Федеральном уровне.

Рекомендация:

Миссия рекомендует Государству-участнику ускорить подготовку проекта интегрированного Плана управления для рассмотрения Центром Всемирного Наследия и консультативными органами до его утверждения Государством-участником.

Миссия также рекомендует, чтобы все строительство было отложено до завершения и одобрения Центром Всемирного Наследия Плана управления.

. Буферная зона и зоны охраны

Миссии 2011 г. были представлены проект и другие документы, содержащие:

· границы буферной зоны;

· границы Объекта Всемирного наследия;

· границы зон охраны;

· земли для застройки

· использование земель и регламенты.

Некоторая информация по этому вопросу также содержится в отчете о состоянии сохранности на конец 2010 г. (Отчет о состоянии государственного музея «Кижи» за 2010 г. «Подробный отчет», с. 5).

Представленные документы все еще являются проектами и были собраны после презентации и обсуждения. Границы охраняемого природного ландшафта совпадают с охраняемой музейной территорией. Музей ожидает утверждения от Министерства культуры и Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Миссия отмечает существующий прогресс по этому вопросу. Миссия советует, чтобы окончательному утверждению на федеральном уровне предшествовало рассмотрение и высказывание замечаний Комитетом Всемирного наследия и консультативными органами.

Рекомендация*

Миссия 2011 г. рекомендует Государству-участнику представить проект документа по границам буферной зоны и соответствующим зонам охраны на рассмотрение в Комитет Всемирного наследия и консультативные органы до окончательного утверждения Государством-участником.

• Землепользование (в том числе ландшафт) и новое строительство

Миссии был представлен План землепользования во взаимосвязи с буферными зонами и границами зон охраны упомянутыми выше. Предварительный План землепользования определяет на острове пять зон для застройки. Определение этих зон является важным шагом в процессе планирования, однако миссия обеспокоена тем, что до сих пор нет Положения о Выдающейся Всемирной ценности и регламенты на плане недостаточно точные. Эти предлагаемые регламенты регулируют использование и расположение зданий и застраиваемых зон, но не физические свойства или дизайн новых зданий и инфраструктуры. Регламенты землепользования должны включать характеристики дизайна для новых зданий, в том числе визуальное восприятие, размеры, материалы и т.д. Несмотря на то, что определение зон землепользования важно, режимы регулирования деятельности в каждой зоне играют решающую роль.

В настоящее время миссия обеспокоена следующими планируемыми объектами:

1. новая инфраструктура для посетителей;

2. Грузовой причал на северной оконечности о. Кижи

3. Новый пирс для туристических судов

4. Хранилище для коллекций музейных предметов

5. Новый центр для пожарной команды для защиты ансамбля Погоста

6. Новые дома для сотрудников.

Другие объекты, которые были построены в прошлом без учета Плана управления и регламентами землепользования – это Плотницкий центр и новая пожарная станция.

Миссии не была представлена новая информация по п. 1, 2 и 3, за исключением здания для посетителей (входная зона), предмета критики миссии 2010 г., которое было перепроектировано. Короткая презентация была сделана по фондохранилищу для того, чтобы объяснить требования и предполагаемое расположение планируемого здания фондохранилища (см. ниже).

Рекомендация*

Миссия рекомендует, чтобы планирование и проектирование всех новых зданий проходило в контексте общего Плана управления, плана землепользования и необходимости сохранения Выдающейся всемирной ценности и защиты окружения объекта. Проектирование новых зданий - где выполнимо - должно быть сделано в соответствии со стандартами и указаниями, которые регулируют размер, масштаб, расположение, материалы для обеспечения совместимости с выдающейся всемирной ценностью объекта Всемирного наследия, его составляющих и их расположения.

• Фондохранилище

В презентации музея «Кижи» по Хранилищу для коллекций фондовых предметов на острове было приведено требование к зданию с регулируемым микроклиматом, для того, чтобы уменьшить сезонное перемещение предметов между о. Кижи и Петрозаводском. В здании также будут отдельные реставрационные мастерские. Это требование является обоснованным, хотя кажется, что не все музейные предметы (например, археологические коллекции) нужно хранить постоянно в непосредственной близости к объекту.

Выбранное для этого здания место находится в ранее выделенной «промышленной зоне» недалеко от существующего здания Плотницкого центра и на месте существующего штабеля бревен. На плане землепользования эта зона определена как пригодная для деятельности «непосредственно связанной с консервацией и защитой культурных ценностей». Эта зона вокруг Плотницкого центра уже выделена предыдущим строительством. Миссия посетила холм поблизости, чтобы оценить обзор и линии визирования. Члены миссии согласились с тем, что предлагаемое расположение является единственным возможным местом на острове где можно поместить здание такого размера. Благодаря физическим особенностям местности и растительности (в летнее время) обзор этой области ограничен. Миссия объяснила, что такого рода анализ был осуществлен при подготовке плана землепользования. Миссия предложила, чтобы были учтены такие проблемы как использование существующих исторических зданий в качестве хранилища и проектные характеристики в части размера, масштаба и материалов. Этот вопрос, в отношении дизайна новых зданий, также беспокоит Комитет (34 COM 7B.94) и п. 172 «Руководства по управлению объектами всемирного наследия».

Рекомендации:

Миссия рекомендует музею Кижи разработать и рассмотреть все варианты хранения музейных коллекций до принятия решения по этой проблеме. Анализ должен также рассмотреть необходимость нахождения всех коллекции на острове Кижи по эксплуатационным причинам, и до какой степени существующие здания удовлетворяют этим потребностям.

· .Стратегия развития туризма

Миссия 2010 г. отметила усилия музея-заповедника «Кижи» по улучшению туристического менеджмента. Ведется статистика посещений, а количество круизных кораблей, одновременно стоящих у причала «Кижи», ограничено шестью. Миссии 2011 г. не была представлена для рассмотрения стратегия туризма, однако «Влияние туризма» упоминается в части «4. Угрозы» сводной таблицы по Плану управления, упомянутого выше. Неясно понимает ли персонал музея, что концепция и раздел «влияние туризма» напрямую влияют на памятники.

Рекомендации:

Миссия рекомендует музею Кижи убедиться в том, что стратегия туризма уравновешивает выгоду и возможное отрицательное воздействие.

Государство-участник предложило, чтобы памятник был закрыт для посетителей на время реставрационных работ. Однако, в «Подробном отчете» за 2010 г. указано, что ограниченный доступ посетителей успешно осуществлялся в 2010 г. Миссия рекомендует продолжить эту практику при обеспечении безопасности посетителей.

• Археологическая программа и мониторинг

Дирекция музея «Кижи» представила Миссии 2010 г. археологическое исследование, проведенное на территории музея. Миссия 2011 г. подчеркивает необходимость археологического мониторинга и раскопок, особенно в зонах, затрагиваемых строительством непосредственно под Преображенской церковью. «Подробный отчет….» 2010 г. содержит информацию о небольшом археологическом исследовании по соседству с церковью.

Рекомендации:

Миссия рекомендует музею Кижи включить в План управления археологический мониторинг и раскопки. Археологический мониторинг и раскопки должны выполняться в зонах, прилегающих к зданиям.

• Готовность к рискам (пожарная охрана, обнаружение, сигнализация и тушение, вандализм, молниезащита, безопасность посетителей).

В 2009 г. музеем Кижи был разработан проект плана «Снижение чрезвычайных ситуаций на Кижском Погосте». Компания «СевреСтройПроект» по договору с музеем Кижи в 2009 г. разработала проект системы внешней пожарной защиты для Кижского Погоста и других деревянных памятников.

Этот проект включает следующее:

- пункт подачи воды с насосной станцией (200 литров воды в секунду)

- офис с централизованной системой телевизионного мониторинга, который объединяет все системы контроля и мониторинга (сигнализация, видеонаблюдение, дистанционное управление системой противопожарной защиты, аварийное электроснабжение и др.);

- круговую подача воды с пожарных роботов;

- системы видеонаблюдения, сигнализации и контроля памятников Погоста и инженерных систем.

В 2010 г. Государство участник сообщило, что управление системой безопасности объекта осуществляется силами сотрудников безопасности Музея "Кижи", подразделением министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям Российской Федерации, и подразделением Министерства внутренних дел Республики Карелия.

Концепция системы пожарной защиты, описанная в проекте, была ранее утверждена Всероссийским исследовательским институтом технологий противопожарной защиты. По завершении экспертизы этого проекта, Музей "Кижи" планирует начать строительство наружных системы противопожарной защиты в 2011 году. Миссии были представлены планы по модернизации системы внешнего мониторинга и пожаротушения и планы нового подземного командного центра, расположенного к югу от церкви. В эту систему входят внутренние и внешние датчики и мониторы автоматического пожаротушения, нацеленные на две церкви и колокольню. Дополнительным преимуществом этой новой системы является то, что контрольный центр перемещается под землю, размещается в 300м к югу от существующего надземного комплекса зданий, причала, генератора и пришвартованных пожарных кораблей. Существующее здание будет удалено, что существенно улучшит вид местности, непосредственно примыкающей к Погосту.

В отношении пожарного депо, миссия отмечает, что его модернизация завершена и возможности пожарной команды и оборудование впечатляют. Отряд хорошо обучен и оснащен, время реагирования составляет примерно четыре минуты.

Миссия 2011 г. отмечает, что мерам по пожарной безопасности уделяется пристальное внимание. Несмотря на то, что датчики пожарной сигнализации установлены, миссия подчеркивает необходимость установки внутренней системы пожаротушения в церквях и колокольне.

Рекомендация:

Миссия рекомендует Государству-участнику выполнить представленные планы по пожарной защите и охранным мероприятиям, потому что это повысит уровень защиты и качество окружения вблизи объекта Всемирного наследия. В связи с возросшей пожарной опасностью во время реставрации миссия рекомендует Государству-участнику рассмотреть добавление внутренней системы пожаротушения в церкви и колокольню.

• Мониторинг, документирование и профилактическое обслуживание

После миссии 2010 г. документирование и мониторинг продолжился, собое внимание уделялось определению направления и мониторингу деформаций в процессе реставрации Преображенской церкви. Геодезическое обследование было проведено на всех трех зданиях для выявления деформаций. Оно не выявило изменений в высотах или вращения зданий.

В октябре и ноябре 2010г. компания Атриум (г. Санкт-Петербург) выполнила 3-х- мерное лазерное сканирование Преображенской церкви в существующем положении, до разборки нижнего пояса бревен.

Миссия была проинформирована о 1-й и 2-й стадии работ: завершении детального описания и проведении обследования VII-го пояса бревен, который был разобран и перевезен для предварительной сборки и реставрации в цех. Миссия 2011 г. отмечает, что проделан впечатляющий объем работы и хвалит команду проекта за это. (см. п. 3.2. «Факторы, влияющие на достояние….», см. ниже Приложение 4 «Рекомендации по выбору методов ремонта бревен. Исправленные 25 февраля 2011 г.) (См также отчет миссии 2010 г. и «Отчет о состоянии сохранности» государства-участника за 2010 г.).

· Консультации с заинтересованными лицами, экспертами и неправительственными организациями

Кижский погост занимает заметную позицию и является особо ценным объектом наследия в Карелии и России. Естественно, что проектная деятельность, связанная с ним, привлекает внимание других экспертов в данной области, заинтересованных лиц, других местных экспертов, неправительственные организации и средства массовой информации.

По просьбе Московского офиса ЮНЕСКО, Центр всемирного наследия поручил миссии 2011 г. встретиться с избранными заинтересованными лицами. 25 февраля миссия встретилась в Петрозаводске с А. В. Поповым и В. П. Орфинским. И. Шургин (в тексте- Е. Шурин. Прим. перев.) был приглашен, но не пришел на встречу.

Участники выразили свою обеспокоенность некоторыми аспектами осуществляемого проекта, предыдущих проектов в Кижах и управлением Объектами Всемирного наследия в России. В частности, они ощущают потребность быть включенными в проект, а не исключенными из него.

Миссия сделала несколько выводов из этой встречи. Некоторые опасения, высказанные группой, основаны на неточной, устаревшей или вводящей в заблуждение информации. В других случаях, их опасения идентичны опасениям Миссии и Комитета Всемирного Наследия. Некоторые их ожидания или задачи в отношении проекта идентичны ожиданиям и задачам, высказываемым в течение нескольких лет ИКОМОС.

Мы не согласны с тем мнением, что проект должен быть приостановлен для завершения разборки. По мнению миссии это в значительной степени будет угрожать целостности Кижских церквей.

По мнению миссии, было бы полезно, если бы, например, музей Кижи проводил регулярные брифинги-семинары по ключевым этапам работ для заинтересованной общественности, экспертов и неправительственных организаций. Такие семинары могли бы объяснить то, что сделано, почему это было сделано, что будет происходить в будущем и обеспечить возможность для диалога.

• Строительная квалификация

Миссия отметила, что рекомендации по подготовке и обучению плотников были выполнены за исключением того, что Центр Всемирного наследия и ИКОМОС в них не участвовали. 72-часовой учебный курс был разработан и представлен плотникам. Курс охватывал:

- свойства древесины;

- реставрация памятников деревянного зодчества;

- традиционное плотницкое мастерство;

- диагностирование и обработку дефектов древесины;

- пожарную безопасность.

Отчет об этом приведен в отчете «Состояние сохранности. 2010 г.» с. 17.

Рекомендация:

Миссия рекомендует, чтобы повышение строительной квалификации и обучение проводились регулярно в музее и были включены в План управления.

· Финансирование и согласование

«План мероприятий по сохранению и защите памятников Кижского Погоста (о. Кижи, Республика Карелия) и развитию инфраструктуры Архитектурного и историко-культурного музея заповедника Кижи» был утвержден приказом Правительства Российской Федерации № 1633-р от 7 ноября 2008 г. Этот указ гарантирует бюджетное финансирование программ по защите, реставрации и развитию инфраструктуры острова на период 2008-2014 гг., в том числе многолетнее выделение средств на следующую деятельность:

- реставрация Кижского архитектурного ансамбля – 334 млн. рублей

- защита памятников Кижского погоста – 62,2 млн. руб.

- сохранение окружения Кижского погоста – 166,3 млн. руб.

- разработка документации по градостроительному планированию и границам объекта наследия- 4,0 млн. руб.

Однако, миссия 2011 г. узнала, что по другим административным требованиям согласование проекта должно быть сделано на поэтапной основе. Например, 1 и 2-й этапы разборки VII-го яруса сруба были согласованы и завершены. 3-й этап - ремонт и установка обратно в сруб профинансирован, но до сих пор не согласован. Несмотря на то, что выделяются средства и проходит согласование различных проектов, 3-й этап основного проекта Преображенской церкви до сих пор не согласован.

- Это может привести к задержке выполнения общего проекта

- Принимая во внимание общий объем необходимых реставрационных/консервационных работ, текущее бюджетное финансирование до 2014 г. может не гарантировать завершения работ.

Миссия 2011 г. и команда проекта считают, что для завершения проекта нужно пять лет. Задержки с согласованиями также могут затянуть выполнение проекта, угрожать его графику и непрерывности управления.

Рекомендация

Миссия рекомендует Государству-участнику и Команде проекта срочно приступить к 3-му этапу работ по 7-му поясу, чтобы изъятые бревна были отреставрированы и возвращены на свое исходное место в здании.

Миссия рекомендует в дальнейшем, после завершения 3-го этапа обновить требования к финансированию и график реставрационных работ для того, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование и получение разрешений для обеспечения защиты, реставрации и управления объектом до 2014 г.

3.2. Факторы, влияющие на достояние

· Положение о Выдающейся Всемирной Ценности

Положение о Выдающейся Всемирной Ценности является точкой отсчета и средоточием всех решений, принимаемых на объекте и должно быть основой для разработки интегрированного плана управления, проектов и другой деятельности по управлению и решениям. В январе 2011 г. государство-участник представило на рассмотрение в Центр Всемирного Наследия проект Положения о Выдающейся Всемирной Ценности для объекта Всемирного наследия Кижского Погоста. Миссии 2011 г. не удалось выяснить, рассматривает ли Государство-участник этот документ как проект или окончательный документ. Крайне необходимо, чтобы процесс рассмотрения Положения о Выдающейся Всемирной Ценности был завершен Центром Всемирного Наследия / Консультативными органами как можно скорее, так, чтобы он мог играть ключевую роль в планировании управления объекта.

• Состояние церквей

Государство-участник считает, что церковь не находится под угрозой риска благодаря поддерживающей конструкции, установленной в 1988 году. Несмотря на то, что она обеспечивает поддержку здания, ничто не может предотвратить продолжающееся разрушение строительного материала. Разрушение строительного материала Преображенской и Покровской церквей угрожает Выдающейся Всемирной ценности Кижского Погоста.

Осуществляемый проект является ответом на эту угрозу, но существует серьезная вероятность задержек по ряду причин. Любая задержка на этой критической стадии может привести к утрате преемственности и возможному пересмотру и изменению подхода. Работа идет успешно и она должна продолжаться без перерывов.

Рекомендация:

Миссия рекомендует для сохранения Выдающейся Всемирной ценности объекта, продолжать выполнять реставрационный процесс без перерывов. Задержки приведут к дальнейшему разрушению церкви, утрате памятника и преемственности. 7-й пояс должен быть отреставрирован и возвращен в церковь к концу 2011 г.

Миссия рекомендует, чтобы регулярное обновление фотографий проекта на предварительно созданном для этой цели веб-сайте должно продолжаться как очень эффективный способ мониторинга для консультативных органов и Центра Всемирного наследия.

• Концепция и проект реставрации Преображенской церкви

«Подробный отчет» государства–участника за 2010 г. является полным, в нем приводится подробное описание многих аспектов проекта и его выполнения. Миссия отмечает, что 1-й и 2-й этапы завершены. Эти этапы включают лифтинг церкви, изъятие примерно 12 нижних венцов в цех, их повторную сборку, готовность к индивидуальному ремонту. 3-й этап еще не начался, он будет включать повторную установку этих бревен в сруб церкви.

Команда проекта с должным вниманием отнеслась к рекомендациям Миссии 2010 г. в отношении методов ремонта бревен. Подробный анализ каждого бревна и стены нижнего яруса был завершен и обсужден. Представленный документ послужил блестящим примером для обсуждения принципов реставрации и решений по ремонту отдельных бревен и узлов.

Миссия рассмотрела план устранения серьезных деформаций Преображенской церкви, в том числе корректировку абриса. По мнению миссии, эти преобразования необходимы, даже если они приведут к проблемам на более высоких ярусах здания.

Также к положительным сторонам миссия относит тот факт, что необходимая инфраструктура работает. В Преображенской церкви продолжается основная работа по трапезной.

Миссия отмечает, что продолжается реставрация отдельных зданий вокруг острова.

• Программа профилактического обслуживания Покровской церкви

В Покровской церкви завершен ремонт кровли и главок, продолжается ремонт крыльца. Установлены сжимы-стабилизаторы в интерьере. Выполняется профилактическое обслуживание, мониторинг, управление.

· Заключение контрактов:

Миссию проинформировали о сути Российского закона, по которому на большие проекты проводятся тендеры, выявляющие самую низкую цену. Этот подход может представлять реальную угрозу качеству реставрационных работ, а также строительной квалификации персонала. Также существует противоречие между потребностью высококачественной работы на национальных памятниках и системой тендеров по самой низкой цене. Миссия предложила несколько решений для того, чтобы все участники таких тендеров гарантированно были квалифицированными и осознавали какое качество работ от них ждут.

Рекомендация:

Миссия рекомендует, чтобы при заключении договоров на работу, Государство-участник приложило все усилия для того, чтобы удостовериться в том, что все строительные подрядчики обладают необходимыми навыками и квалификацией. Необходимо также, чтобы квалификация плотников музея защищалась и поддерживалась в рамках Российского закона о тендерах.

• Утрата сельскохозяйственного назначения земель

Режим землепользования в последние годы изменился, следовательно, в настоящее время сельскохозяйственная деятельность практически не ведется, и земля возвращается к своему первобытному состоянию. В подробном отчете упоминалось, что проводится регулярная очистка ландшафта, но миссия обеспокоена тем, что этому вопросу не уделяется достаточно внимания.

4 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТА

Наши рекомендации