VI. Характер исследования и стиль изложения
Курсовая работа на старших курсах должна носить исследовательский характер. Это означает, что работа должна быть написана с использованием представительного объема источников информации. Если речь идет о теоретических вопросах, то необходимо рассмотреть различные подходы и точки зрения ученых-экономистов и практиков в отношении предмета исследования. При этом важно не просто их перечислить, как часто делают студенты, а показать свое отношение к дискуссионным вопросам, провести сравнительный анализ существующих подходов к рассматриваемой проблеме в российской и зарубежной экономической литературе, попытаться их систематизировать, выделить различные направления, принципиальные отличия и т.п.
Аргументация и доказательство положений автора посредством практического материала также предполагает привлечение достаточного цифрового массива. Лучше, если анализируется динамика изменения тех или иных показателей. При этом необходимо обеспечить сопоставимость данных.
По стилю изложения курсовая работа студентов на последних курсах Академии должна отвечать требованиям научного исследования. Часто студенты в стремлении продемонстрировать полную самостоятельность, допускают популярный стиль изложения, который не приемлем в письменных работах исследовательского характера. В курсовой работе нельзя подавать проблему от первого лица в таких выражениях, как «я считаю…», «я предлагаю…» и т.п. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме: «анализ материала позволяет сделать вывод, что…»; «представляется, что наиболее удачным является определение….»; «можно предположить, что…» и т.д. Недопустимо также использование глаголов, выражающих личные чувства и эмоции, повествование от третьего лица. При оценке анализируемых точек зрения, с которыми студент может быть не согласен, важно соблюдать определенный такт и чувство меры.
VII. Оформление работы
Материал в работе располагается в следующей последовательности:
1. Титульный лист;
2. План работы (содержание);
3. Введение;
4. Содержательная часть;
5. Заключение;
6. Список использованной литературы;
7. Приложения.
Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа должна быть представлена в напечатанном виде (набрана на компьютере) через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа стандартного формата А 4. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль 12). Каждая страница должна иметь поля: левое — 20 мм, правое — 10 мм, сверху — 20мм, снизу — 20мм.
Нумерация работы является сквозной — начинается с введения, на котором проставляется цифра «3» и продолжается до последней страницы приложений. Первая и вторая страницы — это титульный лист и план работы; на них нумерация не проставляется. Номер страницы проставляется внизу по центру страницы. Рекомендуемый объем работы — один печатный лист (25-30 страниц). Более подробно требования к оформлению работы, набранной на компьютере, изложены в Приложении №2.
Титульный лист должен строго соответствовать установленной форме как по содержанию, так и по его расположению на листе (см. приложение 1). Следует подчеркнуть, что существует некоторые различия по оформлению титульных листов в курсовых работах экономических и технических вузов. В технических вузах выполняются курсовые проекты (или даже работы), на разработку которых студенты получают задание с точными параметрами и данными. Студент выполняет курсовое задание, а преподаватель проверяет его, что и отражается на титульном листе. В экономическом вузе по выбору студента закрепляется тема курсовой работы и он самостоятельно ее разрабатывает (составляет план, подбирает литературу, пишет тексты и пр.). Поэтому на титульном листе неправомерны указания «выполнил» и «проверил», чем грешат многие кафедры. В наших работах на титульном листе приводятся данные о студенте (институт, группа, фамилия и инициалы) и о научном руководителе (а не проверяющем преподавателе) — научное звание, фамилия и инициалы. Студент подписывает работу в правом нижнем углу титульного листа.
План работы помещается первым после титульного листа (стр.2) и содержит: порядковые номера только для разделов, подразделов и пунктов основной части работы, их названия и номера страниц. Для введения, заключения, списка использованной литературы и приложений порядковые номера в плане не проставляются; только номера страниц в тексте.
Текст работы. Каждый раздел, подраздел, пункт работы должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в плане работы. Начало нового раздела можно поместить на той же странице, на которой окончился предыдущий раздел (подраздел или пункт), но не в самом низу страницы.
Табличный и графический материал следует соответственно оформить и систематизировать, дать заголовок и номер. Цитаты необходимо выверить, точно воспроизвести и взять в кавычки. Все таблицы, цифры, цитаты должны иметь ссылки на источники.
Ссылки на цитату или источник данных, приведенных в тексте, могут быть внутритекстовыми и подстрочными. Внутритекстовая ссылка оформляется скобками после окончания предложения с цитатой или с цифрами. В скобках указывается порядковый номер источника в списке использованной литературы и через запятую – номер страницы в данном источнике, на которой содержится используемая информация. Например: (12, 100).
Ссылка на источник данных также может быть приведена внизу страницы и содержать фамилию и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания и обязательно номер страницы, на которой содержится используемая информация.
Сноски приводятся внизу страницы за ее текстом. Нумерация сносок начинается заново на каждой странице работы с цифры «1», далее … «2», «3». Эти сноски ставятся после точки, завершающей предложение или цитату и поднимаются вверх на один интервал. Другие примеры оформления ссылок и сносок смотрите в Приложении 2.
При написании текста можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Заключение начинается обычно с новой страницы. Выводы и предложения могут иметь порядковые номера, а могут быть изложены без перечислений, по произвольной форме.
Список использованной литературы. Каждый вид исследовательской письменной работы (курсовые, выпускные квалификационные работы, кандидатские и докторские диссертации и др.) имеют свои особые требования к составлению списка литературы. Это обусловлено объемом используемой литературы и необходимостью ее ранжирования. В диссертациях список литературы содержит 300-500 источников, в выпускных квалификационных (дипломных) работах — 50 и более. Поэтому в их списках литературы выделяются разделы по монографическим и периодическим изданиям, законодательным, инструктивным, статистическим материалам и др.
Так как перечень литературы, приводимой в списке к курсовой работе, значительно меньше (примерно 20-25 источников), то можно рекомендовать следующий порядок расположения материалов:
1. Законы Российской Федерации.
2. Указы Президента Российской Федерации.
3. Постановления Правительства Российской Федерации.
4. Нормативные акты, инструкции.
Законодательные и нормативные документы располагаются в списке использованной литературы в очередности от последнего года к предыдущему.
5. Статистические сборники. Располагаются в хронологическом порядке.
6. Монографии, учебная и периодическая литература. Перечень монографий, учебников и учебных пособий дается строго в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если вверху титульного листа книги нет фамилий авторов, то используется название источника. В списке указывается: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Если статья опубликована в журнале (газете), в списке указывается: название журнала (газеты), год выпуска, номер журнала и страницы статьи. Образцы библиографического описания смотрите в Приложении 2.
7. Информационные электронные ресурсы (Интернет–сайты периодических изданий, промышленных, торговых, строительных и иных компаний, информационно — аналитических агентств и др.).
Приложения — это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть разными: копии форм бухгалтерской отчетности, отдельные положения из инструкций, таблицы, графики и т.п. Они не входят в установленный объем курсовой работы, хотя нумерация страниц их включает. Их объем может быть любым. Приложения нумеруются по порядку: 1, 2 и т.д. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. Например: (см. приложение 1).
Курсовая работа должна быть надежно скреплена, т.е. прошнурована, в расчете на то, что в течение длительного хранения она закономерно много раз перемещается и не всегда «нежными» способами.
Безусловно, нет необходимости на старших курсах подробно приводить в методических указаниях все требования, предъявляемые к оформлению работы. Они должны быть усвоены на первом курсе. Однако в настоящее время в оформлении многих курсовых работ эти требования не соблюдаются: работу представляют без плана, введения, заключения, списка литературы, неправильно оформляется титульный лист, не проставляется нумерация страниц, работа не скрепляется и т.д. Целесообразно напомнить студентам, что несоблюдение этих требований может послужить причиной автоматического отказа в приеме работы научным руководителем.