ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (ЛЬГОТ) ПО ОПЛАТЕ Жилого помещения и КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

 
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. человек Объем средств, предусмотренных на предоставле-ние гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, млн. руб. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. человек Объем средств, предусмотренных на предоставле-ние гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, млн. руб. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.
Российская Федерация 37461,8 214493,0 37106,7 239140,7
Центральный федеральный округ 10820,2 59164,4 10921,7 64847,0
Белгородская область 474,1 1724,4 509,3 1936,5
Брянская область 372,9 1572,9 369,1 1516,4
Владимирская область 374,6 2202,0 369,7 2039,4
Воронежская область 589,8 2353,0 599,4 1858,1
Ивановская область 272,0 1405,8 290,7 1562,7
Калужская область 365,4 1417,8 375,7 1469,3
Костромская область 184,7 1036,1 178,2 1560,6
Курская область 400,7 1445,7 394,6 1505,2
Липецкая область 372,0 1453,8 368,1 1600,1
Московская область 1922,1 14575,3 1876,4 15567,7
Орловская область 242,5 847,5 236,0 924,3
Рязанская область 333,8 1360,0 326,9 1522,6
Смоленская область 301,6 1329,6 284,9 1476,7
Тамбовская область 337,0 1402,3 328,0 1604,6
Тверская область 385,9 1191,7 369,2 2382,1
Тульская область 416,8 2929,6 543,2 2764,3
Ярославская область 322,2 1728,6 326,0 1928,0
г. Москва 3152,0 19188,5 3176,4 21628,4
Северо-Западный федеральный округ 3789,8 29367,1 3726,6 30539,0
Республика Карелия 229,4 1632,9 220,6 1728,1
Республика Коми 273,7 2077,0 245,4 2183,7
Архангельская область 405,4 3020,0 411,5 3327,6
в том числе Ненецкий автономный округ 9,9 152,4 9,9 119,0
Вологодская область 377,9 1850,2 380,1 2157,1
Калининградская область 181,2 875,8 189,6 974,8
Ленинградская область 456,4 3080,0 438,4 3367,9
Мурманская область 175,3 2081,1 173,9 2209,7
Новгородская область 225,0 1635,4 219,8 1627,1
Псковская область 217,4 1015,7 193,3 1143,0
г. Санкт-Петербург 1248,3 12098,9 1254,0 11820,1
Южный федеральный округ 3313,8 17213,6 3326,5 21092,3
Республика Адыгея 120,0 536,7 122,7 652,6
Республика Калмыкия 79,6 332,1 77,5 384,4
Краснодарский край 1212,5 5711,8 1244,4 6782,7
Астраханская область 230,7 1124,0 229,8 1287,9
Волгоградская область 619,3 2864,2 609,3 3554,0
Ростовская область 1051,6 6644,8 1042,8 8430,5
Северо-Кавказский федеральный округ 2498,6 8620,9 2612,9 12653,6
Республика Дагестан 700,4 2318,9 802,8 2454,4
Республика Ингушетия 325,9 720,4 266,8 905,2
Кабардино-Балкарская Республика 206,5 751,8 208,2 871,6
Карачаево-Черкесская Республика 169,3 676,1 157,6 842,0
Республика Северная Осетия - Алания 126,6 497,9 122,2 529,6
Чеченская Республика 406,2 1003,0 482,8 1461,3
Ставропольский край 563,7 2652,7 572,5 5589,5

Продолжение табл.5.31

 
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. человек Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, млн. руб. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. человек Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, млн. руб. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.
Приволжский федеральный округ 8050,8 40982,9 7836,8 45964,7
Республика Башкортостан 1011,7 3885,2 947,2 4166,4
Республика Марий Эл 154,8 744,8 156,2 879,9
Республика Мордовия 205,9 974,8 205,8 1079,3
Республика Татарстан 823,1 3340,1 820,4 3663,4
Удмуртская Республика 334,9 1886,4 336,3 2152,6
Чувашская Республика 287,0 1368,2 278,2 1680,9
Пермский край 735,6 4405,4 729,8 4491,2
Кировская область 349,2 1612,0 342,5 1760,2
Нижегородская область 952,9 5602,0 994,9 6296,4
Оренбургская область 546,8 3135,1 555,0 3498,9
Пензенская область 318,2 1590,1 331,3 1917,5
Самарская область 710,2 5392,5 703,5 6358,6
Саратовская область 1180,2 5008,4 996,5 5587,3
Ульяновская область 440,2 2038,0 439,0 2432,1
Уральский федеральный округ 2817,4 18386,2 2736,3 19403,1
Курганская область 192,3 1348,1 204,0 1564,1
Свердловская область 1007,7 5605,6 1007,6 6254,6
Тюменская область 613,2 4726,7 620,7 5441,6
в том числе:            
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 233,0 1907,8 239,4 2288,7
Ямало-Ненецкий автономный округ 82,1 1188,7 83,2 1314,2
Челябинская область 1004,1 6705,8 904,1 6142,8
Сибирский федеральный округ 4875,9 26621,1 4630,7 29604,6
Республика Алтай 65,4 390,4 69,3 431,9
Республика Бурятия 377,4 1462,8 169,7 1554,0
Республика Тыва 42,4 272,6 39,7 213,2
Республика Хакасия 169,6 514,5 159,3 617,5
Алтайский край 602,3 2439,7 605,0 2708,2
Забайкальский край 208,1 1379,3 211,5 1400,6
Красноярский край 637,1 5394,1 652,3 6180,3
Иркутская область 539,9 2720,8 540,2 3058,0
Кемеровская область 806,1 3522,7 814,9 3952,2
Новосибирская область 713,6 4848,1 682,0 5039,7
Омская область 463,2 2319,7 457,7 2655,3
Томская область 250,9 1356,4 229,1 1793,8
Дальневосточный федеральный округ 1295,3 14136,8 1315,2 15036,4
Республика Саха (Якутия) 199,2 2576,3 208,5 2784,7
Камчатский край 68,3 1413,3 69,1 1485,8
Приморский край 371,6 3318,8 372,5 3527,5
Хабаровский край 306,4 3298,1 318,7 3427,9
Амурская область 191,1 1836,1 188,6 1977,6
Магаданская область 23,5 277,3 25,0 346,3
Сахалинская область 84,5 949,9 82,7 998,9
Еврейская автономная область 39,1 340,6 39,0 368,1
Чукотский автономный округ 11,6 126,3 11,1 119,5

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Номинальный размер денежных доходов населения/ начисленной заработной платы/ назначенных пенсий – абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчетном периоде размер денежных доходов/ заработной платы/ назначенных пенсий.

Реальный размер денежных доходов населения/
начисленной заработной платы/ назначенных пенсий
(в процентах к соответствующему временному периоду) - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения/ начисленной заработной платы/ назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Денежные доходы населениявключают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы («скрытые» доходы, доходы от продажи иностранной валюты, денежные переводы, а также доходы, не имеющие широкого распространения).

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), расходы на приобретение недвижимости, прирост финансовых активов. Прирост финансовых активов состоит из прироста (уменьшения) вкладов на счетах граждан, денег на руках у населения, расходов на приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, изменения средств на счетах индивидуальных предпринимателей, задолженности по кредитам.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная платаза годопределяется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на 12 месяцев.

В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Пособия, получаемые работниками из государственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации. Приводятся данные о пенсионерах, состоящих на учете
в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Средний размер назначенных пенсий определяется путем деления общей суммы назначенных пенсий (2000-2001 гг. -
с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Сведения о численности пенсионеров, среднем и реальном размере назначенных пенсий приводятся: по состоянию на конец отчетного периода, 2007 – 2008 и 2010 – 2011 гг.
по состоянию на 1 число периода следующего за отчетным.

Распределение общего объема денежных доходов по группам населениявыражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходовхарактеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уров-ню среднедушевых денежных доходов.

Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств,
в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения).

Величина прожиточного минимумав соответствии
с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимумев Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (в 2000-2004 гг. - на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров-представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 24 июля 2009 г.
№ 213-ФЗ внесено дополнение к Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ, в соответствии с которым ежегодно устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Данная величина устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, по субъектам Российской Федерации для определения социальной доплаты к пенсии - законом субъекта Российской Федерации.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумаопределяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйствявляется методом государствен­ного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и прово­дится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности в целом по России составляет 47,8 тыс. домашних хозяйств.

Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) и дневниковых записях о произведенных расходах, которые ведутся членами обследуемых домашних хозяйств. Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 г., применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях (субъектов Российской Федерации).

Потребительские расходы домашних хозяйствявляются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.

С 2001 г. сбор и обработка статистической информации, характеризующей уровень и структуру потребительских расходов населения при проведении бюджетного обследования, производится с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ). Классификатор разработан Федеральной службой государственной статистики на основе Международной статистической классификации индивидуального потребления по целям – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), которая является одной из функциональных классификаций СНС и служит средством стандартного группирования затрат домашних хозяйств на личное потребление. В сборнике приводятся данные о составе потребительских расходов населения в группировках по разделам КИПЦ-ДХ.

Наличие потребительских товаров длительного пользования в домашних хозяйствахрегистрируется по опросу по состоянию на конец года. Учитываются предметы, имеющиеся в домохозяйстве, независимо от того, куплены они, изготовлены непосредственно членами домохозяйства или получены бесплатно. Не считаются принадлежащими домохозяйству предметы, взятые напрокат или во временное пользование, а также неисправные предметы, не подлежащие ремонту.

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населенияисчисляется как отношение числа легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, к общей численности населения на конец соответствующего года.

В объеме потребления населением основных продуктов питания учитываются:

мясо различных видов животных, субпродукты I и II категорий в натуре, мясопродукты (колбаса, мясокопчености, мясные и мясорастительные консервы, котлеты и т.п.) в пересчете на мясо, жиры животные пищевые в пересчете на жир-сырец;

молоко и молочные продукты (масло животное, сыр, брынза, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.п.) в пересчете на молоко;

яйца домашней птицы, яичный порошок и меланж в пересчете на яйца;

сахар;

растительное масло;

мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные изделия в пересчете на муку;

картофель, овощи и продовольственные бахчевые культуры (свежие, сушеные, соленые, переработанные на консервы, маринованные и др. в пересчете на свежие).

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Учет жилищного фонда ведется по основным формам собственности:

частный - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

государственный - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

муниципальный - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначен-ных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, рассчитывается делением общей площади всего жилищного фонда на конец года на численность постоянного населения на эту же дату.

Семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях и на предприятиях (организациях) для получения жилых помещений и улучшения жилищных условий, учитываются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Субсидия - это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услугявляются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи.

Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством) в виде скидки к начисленной сумме платежа за жилое помещение и коммунальные услуги или в виде денежной выплаты гражданину через банковские счета, организации связи или иным способом.

За 2003-2010 гг. относительные показатели рассчитаны
с использованием численности населения, пересчитаной
с учетом итогов ВПН-2010.

Сведения по автономным образованиям включены
в данные по областям, в состав которых они входят.

Наши рекомендации