Федеральная адресная инвестиционная программа - основные результаты
В соответствии с действующим законодательством инвестиционные проекты федеральных целевых программ являются составной частью Федеральной адресной инвестиционной программы.
По мере реформирования порядка разработки и реализации федеральных целевых программ менялись и подходы к формированию Федеральной адресной инвестиционной программы.
Так, на протяжении целого ряда лет до 2000 года весьма ограниченные капитальные вложения направлялись в основном для поддержания “на плаву” отдельных долгостроев и наиболее важных федеральных целевых программ и проектов (Северо-Муйский тоннель, Ледокол “50 лет Победы”, Бурейская ГЭС, Большой театр, ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы, обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас и другие проекты).
С целью совершенствования методики формирования инвестиционной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета.
Указанным Положением установлено, что Минэкономразвития России на основе предложений, представляемых государственными заказчиками,, принимает решение о включении строек в “Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд” (далее именуется - Перечень), который формируется Министерством ежегодно для каждого государственного заказчика раздельно и представляется в Правительство Российской Федерации на утверждение.
При этом объемы средств, предусматриваемые для финансирования строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, соответствуют приложениям к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год, отражающим распределение ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов ведомственной и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по федеральным целевым программам.
Таким образом, установлена четкая система формирования и финансирования Перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, определена ответственность за реализацию этой программы федеральных органов государственной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, а также Минэкономразвития России - как главного разработчика и координатора процесса формирования Перечня.
Исходя из указанного порядка, в 2002 году впервые Правительство Российской Федерации по представлению Минэкономразвития России утвердило Перечень, который стал основой для финансирования строек и объектов.
Наметились позитивные изменения в порядке реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечивающие ее большую нацеленность на эффективное использование государственных средств:
· повышается доля средств Федеральной адресной инвестиционной программы , реализуемая через федеральные целевые программы. В 2003 году 52% средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов программы направляются на стройки и объекты федеральных целевых программ;
· повышен уровень адресности государственных капитальных вложений. В полном объеме распределены по конкретным стройкам и объектам капитальные вложения в науку, метростроение (по субъектам Российской Федерации), в образование, культуру, здравоохранение, а также производственные комплексы;
· обеспечена прозрачность бюджетных обязательств. Стройки и объекты представлены в Перечне с росписью в соответствии с бюджетной классификацией в разрезе ведомственной, функциональной и экономической структурой расходов бюджета Российской Федерации. Этим обеспечивается взаимосвязь Перечня с ведомственной структурой расходов федерального бюджета в части государственных капитальных вложений на безвозвратной основе.
С целью усиления внутренней координации капитальных расходов на федеральном уровне и исключения возможности финансирования из разных разделов бюджета одних и тех же объектов, то есть получения “двойного финансирования”, проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” предусматривается, что финансирование одной стройки или объекта за счет нескольких разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации не допускается, более того, не допускается направление средств Фонда регионального развития па финансирование строек и объектов федеральной собственности, акционерных обществ, а также объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2004 год.
В настоящее время Минэкономразвития России, Минфин России, Госстрой России по поручению Правительства Российской Федерации проводят работу по совершенствованию порядка финансирования государственных капитальных вложений, направленную на повышение его прозрачности и адресности. В рамках этой работы осуществляется подготовка Положений, определяющих функции, полномочия и ответственность государственного заказчика и заказчика - застройщика по стройкам и объектам, финансируемым в пределах Федеральной адресной инвестиционной программы, а также условия создания и финансирования Дирекции строящегося объекта. Указанные положения предусматривают четкое разграничение функций как между государственным заказчиком и главным распорядителем средств федерального бюджета так и между государственным заказчиком и заказчиком - застройщиком получателем средств федерального бюджета. В рамках совершенствования межбюджетных отношений и разграничения полномочий дано определение государственного заказчика в зависимости от формы собственности стройки или объекта, заказчика-застройщика-получателя средств федерального бюджета как балансодержателя объекта, а именно:
функции главного распорядителя средств федерального бюджета по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы, независимо от формы их собственности, выполняют федеральные органы государственной власти, иные прямые получатели средств федерального бюджета, определяемые нормативными законодательными актами Российской Федерации.
Государственными заказчиками по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы являются:
· по стройкам и объектам, относящимся к федеральной собственности, а также по стройкам и объектам, принадлежащим на праве собственности негосударственным коммерческим организациям - федеральные органы государственной власти, иные прямые получатели средств федерального бюджета, определяемые нормативными законодательными актами Российской Федерации;
· по стройкам и объектам, относящимся к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заказчиками-застройщиками по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы являются:
· бюджетные учреждения и организации, а также территориальные органы, подведомственные государственному заказчику, бюджетные учреждения и организации муниципальных образований, на балансе которых находятся стройки и объекты, включенные в Федеральную адресную инвестиционную программу;
· государственные и муниципальные унитарные предприятия, на балансе которых находятся стройки и объекты, включенные в Федеральную адресную инвестиционную программу ;
· дирекции строящихся объектов, образованные государственным заказчиком в форме бюджетного учреждения или государственного унитарного предприятия в соответствии с действующим законодательством для нового строительства;
· негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения по принадлежащим им стройкам и объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, на условиях приобретения в федеральную собственность акций (долей) этих организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
· федеральные органы государственной власти Российской Федерации и их территориальные органы по принадлежащим им стройкам и объектам;
· по стройкам и объектам Минобороны России получателями средств федерального бюджета являются финансовые органы Минобороны России, а функции заказчика-застройщика (за исключением осуществления оплаты выполненных работ с лицевого счета) выполняют управления и отделы капитального строительства Минобороны России.
Одновременно Минэкономразвития России разработало новую форму бюджетной заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования строек и объектов для федеральных государственных нужд, модернизированные титульные списки строек в составе раздела IX организационно-методических материалов к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год, показатели которых позволили более эффективно подходить к решению вопросов о включении стройки или объекта в Федеральную адресную инвестиционную программу, а также исключить возможность включения в программу строек для федеральных государственных нужд, на которых строительство осуществляется хозяйственным способом, так как указанный способ строительства не предусматривает проведение конкурса на размещение заказа на строительные работы для государственных нужд, а следовательно противоречит действующему законодательству.