Капитала при проведении аудита
Раздел 3.
Внутренний аудит организации
Тема 1. Проверка учредительных документов и формирования уставного
капитала при проведении аудита
Цель аудиторской проверки состоит в формировании мнения о полноте и достоверности информации об уставном капитале организации, отраженной в финансовой отчетности и пояснениях к ней. Работу рекомендуется начинать с проверки юридического статуса экономического субъекта и права осуществления им уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры управления организацией, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности.
Основные направления проверки учредительных документов и аудита учета формирования уставного капитала:
—подтверждение юридических оснований на право функционирования экономического субъекта;
—проверка наличия и форм учредительных документов;
—соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;
—полнота и соблюдение сроков внесения уставного капитала;
—проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества;
—проверка налогообложения средств, переданных в уставный капитал организации ее учредителями;
—проверка законности видов деятельности;
—соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ;
—установление реальности внесения сумм в уставный капитал;
—обоснованность изменений величины уставного капитала;
—аудит расчетов с учредителями, аудит налогообложения при учете формирования уставного капитала и выплате дивидендов;
—подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части: величины и структуры уставного капитала, задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал, наличия собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов, организационных расходов;
—установление юридических оснований для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов.
Для выполнения поставленных программой задач используются следующие источники информации: внутренние документы клиента: устав, учредительный договор, зарегистрированные изменения к учредительным документам, свидетельство о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации, документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, договор на банковское обслуживание, проспекты эмиссии, отчет о результатах выполнения проспекта эмиссии, приказы, распоряжения, внутренние положения и реестр акционеров для акционерных обществ, лицензии и разрешения на определенные виды деятельности, переписка с учредителями и акционерами, журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта, реестр акционеров, регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала (журнал-ордер № 12, ведомость аналитического учета по счету 80 «Уставный капитал» в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях, машинограммы) по счетам 75, 80 и др. первичные документы по формированию уставного капитала (выписки банка, приходные кассовые ордера, платежные поручения акты на оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в качестве взноса в уставный капитал, накладные и т.д.), методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерская отчетность и др.
В бухгалтерской отчетности необходимая для проверки информация содержится:
►в Бухгалтерском балансе (ф. № 1): в активе - раздел «Оборотные активы», статья «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» — величина задолженности учредителей по взносам в уставный капитал; в пассиве — раздел «Капитал и резервы», статья «Уставный капитал» отражает величину уставного капитала организации;
►в Отчете об изменениях капитала (ф. № 3): раздел I «Капитал», статья «Уставный (складочный) капитал» и раздел IV «Изменение капитала».
Для проверки на соответствие нормативным актам должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих установленные правила учета уставного капитала. Данный пакет комплектуется с учетом специфики деятельности клиента.
Информацию о формировании уставного капитала содержат счета бухгалтерского учета: 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 75 «Расчеты с учредителями». Аудитор должен проверить образование и порядок оплаты уставного капитала (совокупность вкладов (долей, взносов) учредителей (участников), выраженных в денежной, натуральной, нематериальной формах) путем проверки отражения на счетах и первичных документах детальных данных об учредителях, по видам акций, стадиям изменения капитала в первичных документах. Документальная проверка формирования уставного капитала представляет собой аудит по данным приходных кассовых документов, выписок банка с расчетного и валютного счетов, других первичных и оправдательных документов. Аудитор обязан проверить полноту и своевременность оприходования средств, внесенных участниками в счет оплаты уставного капитала.
При проверке синтетического учета формирования уставного капитала аудитор может использовать следующие методы сбора аудиторских доказательств: устный и письменный опрос учредителей и акционеров о порядке внесения вкладов и распределения доходов от акционирования, проверка внутренних документов предприятия.
Основной целью аудита общих документов организации является подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от его момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации.
Аудитор определяет, на сколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы на всех стадиях жизненного цикла организации.
При ознакомлении с учредительными документами аудитор выясняет:
►организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.);
►форму собственности (государственная, частная и т.д.);
►принадлежность (российская организация, иностранная организация, с участием иностранного капитала и т.д.);
►юридический статус организации (дочернее, зависимое, холдинг, МП и т.д.);
►виды деятельности, предусмотренные учредительными документами;
►территория функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования);
►соответствие осуществляемых видов деятельности учредительным документам;
►виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
По видам деятельности, подлежащим лицензированию, проверяется наличие лицензий и сроки их действия, так как право организации осуществлять такие виды деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Деятельность, осуществляемая без соответствующих лицензий, является незаконной. Если организация была создана одним учредителем, то она действует на основе устава, который должен быть утвержден этим учредителем. Ознакомление с учредительными документами позволяет аудитору определить, кто является собственником организации и в интересах каких пользователей проводится проверка.
Если организация создавалась несколькими учредителями, то должен быть заключен учредительный договор, а устав должен быть утвержден учредителями.
Аудитор в ходе проверки должен установить наличие соответствующих документов и соблюдение процедуры утверждения и государственной регистрации. Так как юридическое лицо считается созданным не с момента принятия учредителями решения о его создании, а с момента его государственной регистрации, необходимо проверить наличие свидетельства о государственной регистрации и перерегистрации, если в учредительные документы вносились изменения.
При ознакомлении с учредительным договором необходимо выяснить основные условия передачи имущества; участия в деятельности; распределения между участниками прибыли и убытков; управления деятельностью юридического лица; выхода учредителей (участников) из его состава.
В учредительном договоре полного товарищества и товарищества на вере помимо данной информации должны быть приведены данные:
—о размере и составе складочного капитала товарищества;
—о размере и порядке изменения долей каждого из участников (полных товарищей) в складочном капитале;
—о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
—об ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
—о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками (товарищами на вере).
При ознакомлении с уставом организации аудитор устанавливает, определены ли в нем:
—фирменное наименование, являющееся исключительным и содержащее указание на организационно-правовую форму организации;
—местонахождение организации, которое определяется местом ее государственной регистрации;
—размер уставного капитала и распределение долей в нем среди всех учредителей;
—цели и виды деятельности организации;
—порядок назначения или избрания исполнительных органов;
—состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений;
—наличие представительств и филиалов организации;
—порядок формирования фондов;
—порядок распределения дивидендов;
—другие существенные вопросы, как предусмотренные действующим законодательством, так и согласованные учредителями, но не противоречащие законодательству.
Проверка формирования уставного капитала, его структуры
При проверке численности учредителей и их долей вкладов в уставном (складочном) капитале организации аудитор должен учитывать, что максимальная численность учредителей и максимальная доля вкладов в уставный капитал одного учредителя, а также минимальный размер уставного капитала определяются законом для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Величина уставного капитала должна быть указана в учредительных документах организации: Уставе, учредительном договоре. Минимальный размер уставного капитала определяется федеральными законами, регулирующими порядок создания и деятельности организаций различных организационно-правовых форм.
Аудитор проверяет соблюдение обязательного требования о превышении (или равенстве) величины чистых активов организации над размером ее уставного капитала.
При установлении аудитором факта того, что величина чистых активов в соответствии с данными годового отчета оказалась меньше, чем зарегистрированный уставный капитал, необходимо проверить, производилось ли организацией уменьшение уставного капитала до величины, не превышающей стоимости ее чистых активов.
При проверке полноты и соблюдения сроков внесения уставного капитала необходимо установить:
—сформирован ли полностью уставный капитал;
—соответствуют ли фактические взносы участников условиям учредительных документов;
—соблюдены ли сроки внесения взносов в уставный капитал, установленные законодательством и учредительными документами. При проверке формирования уставного капитала необходимо принимать во внимание организационно-правовую форму проверяемой организации.
Аудитор устанавливает, все ли учредители в соответствии с законодательством своевременно и правильно вносили свои вклады в уставный капитал. Так, участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации, а остальную часть - в сроки, установленные учредительным договором (п. 2 ст. 73 ГК РФ).
Уставный капитал ООО должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее, чем наполовину, а оставшаяся часть - в течение первого года деятельности общества (п. 3 ст. 90 ГК РФ).
Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть — в течение года с момента регистрации (п. 2 ст. 109 ГК РФ).
Уставный фонд унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью оплачен собственником до государственной регистрации (п. 4 ст. 114 ГК РФ).
К моменту регистрации акционерного общества оплата акций не требуется. Не менее 50 % акций, распределенных при учреждении АО, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента регистрации.
Аудитору необходимо проверить соблюдение требования о недопустимости освобождения участников (акционеров) общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал (оплаты акций) общества, в том числе путем зачета требований к обществу (п. 2 ст. 90, п. 2 ст. 99 ГК РФ).
Факты невнесения или неполного внесения взносов в уставный капитал организации могут быть основанием для соответствующих органов управления для признания организации неучрежденной (несостоявшейся) и подлежащей ликвидации.
Средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством РФ, не облагаются НДС. Не облагаются НДС также средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной или денежной форме при ликвидации или реорганизации организации, в размере, не превышающем их уставный фонд, а также пай (долю) юридических лиц (ст. 149 НК РФ).
Аудитору важно проверить правильность денежной оценки вкладов участников. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества.
При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату акций независимо от их стоимости, обязательно привлечение независимого оценщика.
Аудитору необходимо проверить учетные записи по формированию уставного капитала.
Величина уставного капитала в учредительных документах, в учетных и отчетных данных должна быть тождественной. В соответствии с Планом счетов запись по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» должна производиться после государственной регистрации предприятия (т.е. на дату внесения вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами).
Полнота формирования уставного капитала проверяется на основании согласования данных счетов 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал».
При проверке аналитического учета устанавливается не только его тождество данным синтетического учета, но и возможность получить информацию по видам акций, их владельцам, о состоянии расчетов за акции и др.
Аудитором проводится оценка соблюдения правил ведения реестра акционеров, установленных Положением о ведении реестра владельцев именных .ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 02.10.1997 № 27.
Все выполненные процедуры и выявленные несоответствия отражаются в рабочих документах аудитора.
Аудитору следует иметь в виду, что учредители (участники) могут принять решение об увеличении уставного капитала. Соответствующие изменения в учредительных документах должны быть зарегистрированы. Уставный капитал может быть увеличен только после того, как будет полностью оплачен ранее объявленный капитал. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета увеличения уставного капитала аналогичен его формированию.
Решение об увеличении номинальной стоимости акций может принять только общее собрание. Законом «Об акционерных обществах» определено, что решение об увеличении уставного капитала может быть принято советом директоров только единогласно, причем имеется в виду единогласие всех членов совета (кроме выбывших), а не только принимавших участие в заседании.
Следует иметь в виду, что если уставный капитал увеличивается за счет имущества общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и др.), то образование дробных акций не допускается. Аудитор должен убедиться, что сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышает разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного капитала и резервного фонда:
Ач > УК + РФ,
где Ач — стоимость чистых активов общества; УК — уставный капитал; РФ — резервный фонд.
Проверка обоснованности изменений уставного капитала осуществляется по данным записей в регистре по счету 80 «Уставный капитал». Записи должны производиться лишь в случаях увеличения и уменьшения уставного капитала, осуществленных в установленном порядке, и только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
Аудитор должен проверить порядок увеличения уставного капитала акционерного общества и причины его уменьшения. Увеличение уставного капитала возможно путем дополнительной эмиссии при условии полной оплаты акций первого выпуска, путем увеличения номинальной стоимости акций, путем обмена облигаций на акции. Уменьшение уставного капитала происходит при снижении номинальной стоимости акций, неполной реализации подписных акций за счет выкупа акций обществом у акционеров.
Акционерное общество обязано в соответствии с ГК РФ принять решение об уменьшении уставного капитала, если по данным годового бухгалтерского баланса стоимость чистых активов акционерного общества станет меньше величины уставного капитала. Если в результате произведенного уменьшения балансовая стоимость уставного капитала окажется ниже установленного минимума, общество подлежит ликвидации.
Завершая проверку, аудитор определяет, насколько существенны выявленные отклонения в учете уставного капитала по сравнению с требованиями нормативных актов. Если аудитор считает, что выявленные отклонения не оказывают существенного влияния на показатели отчетности в части уставного капитала, то он выражает безоговорочно положительное мнение о достоверности этих показателей; если отклонения существенны, то они должны быть отражены в форме модифицированного аудиторского заключения.
Типичные ошибки и недостатки учета, часто встречающиеся в процессе аудита этого раздела учета:
—кредитовый остаток счета 80 не соответствует заявленной сумме уставного капитала в учредительных документах;
—осуществление деятельности без лицензии;
—разница между фактическими затратами на выкуп собственных акций и их номинальной стоимостью относится на счет 90 «Продажи», а не на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
—неправильное исчисление налогов и доходов от капитала;
—необоснованное увеличение уставного капитала за счет завышения стоимости материальных ценностей, нематериальных активов, вносимых в счет уставного капитала;
—невнесение или неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;
—несвоевременное оформление выбытия и приема новых учредителей;
—невыплата дивидендов по привилегированным акциям;
—неправильное оформление возврата учредителям долей из уставного капитала;
—исправления записей в первичных учетных документах без необходимых оснований;
—отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов.