Задания к практической работе №2

Задание 2.

1. Рассмотреть произведенные за январь хозяйственные операции с позиции влияния на состав и источники образования имущества.

2. Составить баланс предприятия на 1 февраля текущего финансового года по форме №1 бухгалтерской отчетности предприятия.

Бухгалтерский баланс необходимо составить по учебной форме, приведенной в прил. 1.

Исходные данные.

Данные на 1 января – решение заданий 1.1 и 1.2.

В период с 1 января по 31 января произведены следующие операции:

1. От ОАО «СтройСнаб» на склад предприятия поступил кирпич глиняный обыкновенный (м100) в количестве 2000 шт. на общую сумму 10 000 руб.

2. ОАО «СтройСнаб» перечислено по безналичному расчету в счет погашения задолженности за поставленные стройматериалы - 5000 руб.

3. Получены с расчетного счета в кассу предприятия наличные денежные средства – 55 000 руб.

4. Выдана из кассы предприятия заработная плата работникам – 50 000 руб.

Вопросы к практической работе №2

1. Дайте определение бухгалтерского баланса.

2. Дайте определение пассива баланса.

3. Дайте определение актива баланса.

4. Что такое валюта баланса.

5. Перечислите виды бухгалтерских балансов.

Практическая работа № 3

БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Цель работы: получить практические навыки работы с бухгалтерскими счетами.

Теоретические основы.

Хозяйственные средства предприятия находятся в непрерывном движении (в динамике), в постоянном кругообороте.

Для отражения движения средств и источников средств предприятия существуют счета бухгалтерского учета.

Счет бухгалтерского учета - способ группировки и учета однородных по экономическому содержанию активов, обязательств, а также хозяйственных операций.

В российском учете названия счетов и их коды определяются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, разрабатываемых централизованно Минфином Российской Федерации.

Различают синтетические счета (счета первого порядка), субсчета (счета второго порядка), а также счета аналитического учета (счета третьего порядка, четвертого и т.д.).

Каждый счет имеет две стороны: дебет и кредит. Внешний вид бухгалтерского счета можно представить в виде Т-образной таблицы:

Счет: (информация о счете)
Дебет Кредит
   

Наличие двух сторон у счета обусловлено необходимостью раздельного учета увеличений и уменьшений данной группы средств, для которой открыт счет, а также удобством записей по счету.

На счете записывается первоначальное состояние учитываемого объекта, а затем регистрируются изменения его размера.

По одной стороне записывается увеличение, а по другой стороне - уменьшение остатка средств на счете в результате совершения хозяйственных операций.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином "сальдо" - остаток счета.

В конце каждого отчетного периода определяется сальдо (остаток) счета, то есть каждый счет сальдируется.

Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как Сн (начальное состояние учитываемого объекта), а остаток на конец проведения операций (на конец отчетного периода) - Ск (состояние учитываемого объекта на конец месяца).

Сальдо на конец отчетного периода, зафиксированное в счете, переносится в следующий отчетный период как начальное сальдо данного периода.

Для обозначения итога записей только одних хозяйственных операций (увеличений или уменьшений) за период (месяц) используется термин "оборот" - оборот счета.

Итог дебета называется дебетовым оборотом (Об.Д).

Итог кредита называется кредитовым оборотом (Об.К).

Сальдо - это разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами. Исходя из этого, сальдо может быть или дебетовым, или кредитовым. Если общий итог дебета больше общего итога кредита, то есть остаток образовался на дебете, то сальдо будет дебетовое. Если же, наоборот, общий итог дебета меньше общего итога кредита, то есть остаток образовался на кредитовой стороне, то сальдо будет кредитовое.

Записи по счетам должны осуществляться в хронологическом порядке, то есть последовательно в порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций.

Счета ведутся (заполняются) в течение месяца:

- в начале месяца счета "открываются" (дается наименование, проставляются остатки имеющихся в наличие средств и источников). Так, при открытии счета в него записывается начальное сальдо;

- в течение месяца счета отражают изменения (увеличения или уменьшения в отдельности), вызванные хозяйственными операциями;

- в конце месяца счета "закрываются", то есть подсчитываются обороты и остатки средств и их источников.

Для отражения хозяйственных операций необходимо их документально подтвердить первичными документами на бумажных носителях информации, магнитными носителями информации (дискетами, дисками и т.п.), причем любой из них должен иметь юридическую силу.

Таким образом, счета заполняются по данным первичных учетных документов, из которых берется сумма и, в зависимости от того, что и как изменилось (увеличилось или уменьшилось), делаются записи на соответствующем счете и в соответствующей его части (по дебету или по кредиту).

Классификация счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив (в зависимости от получения показателей о средствах или источниках образования средств) различают следующие виды счетов:

- Активные счета,

- Пассивные счета,

- Активно-пасивные счета,

Активные счета - счета, предназначенные для учета наличия, состава, движения имущества и других средств предприятия (активов).

Активный счет расположен в активе баланса и имеет следующие отличия:

- на активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Это связано с тем, что в балансе средства по их составу показываются в левой стороне (активе);

- в активных счетах поступление средств в организацию отражается (записывается) по дебету, а выбытие этих средств - по кредиту счета.

Схема записей на активном счете имеет следующий вид:

Счет: (информация о счете)
Дебет Кредит
Сн  
Операция 1 (+Имущ.) Операция 1 (-Имущ.)
Операция 2 (+Имущ.) Операция 2 (-Имущ.)
... ...
Операция N (+Имущ.) Операция N (-Имущ.)
Об.Д Об.К
Ск=Сн + Об.Д - Об.К  

Пассивные счета - счета, предназначенные для учета движения капитала и обязательств

Пассивный счет расположен в пассиве баланса и имеет следующие отличия:

- на пассивных счетах остатки (сальдо) только кредитовые. Это связано с тем, что в балансе источники средств и обязательства показываются в правой стороне (пассиве);

- в пассивных счетах (в противоположность активным счетам) увеличение источника средств (или задолженности за полученные хозяйственные средства) отражается по кредиту, а его уменьшение - по дебету.

Схема записей на пассивном счете имеет следующий вид:

Счет: (информация о счете)
Дебет Кредит
  Сн
Операция 1 (-Обяз.) Операция 1 (+Обяз.)
Операция 2 (-Обяз.) Операция 2 (+Обяз.)
... ...
Операция N (-Обяз.) Операция N (+Обяз.)
Об.Д Об.К
  Ск=Сн + Об.К - Об.Д

Активно-пасивные счета - счета, предназначенные для учета одновременно и имущество организации, и источники его формирования.

Необходимость в таких счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данной организации с другими организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот.

На активно - пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).

При составлении баланса дебетовые остатки по активно - пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки - в пассиве баланса.

Исходя из этого, активно - пассивные счета могут быть двух видов:

- с односторонним сальдо - дебетовое или кредитовое сальдо;

- с двусторонним сальдо (развернутое сальдо) - дебетовое и кредитовое сальдо одновременно.

Схема записей на активно - пассивном счете выглядит следующим образом:

Счет: (информация о счете)
Дебет Кредит
Сн Сн
Операция 1 (+Имущ.) Операция 1 (-Имущ.)
Операция 2 (-Обяз.) Операция 2 (+Обяз.)
... ...
Операция N Операция N
Об.Д Об.К
Ск Ск

Примером активно - пассивного счета является счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Дебетовое сальдо этого счета показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, а кредитовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Развернутое сальдо в активно - пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, поскольку для этого необходимы данные аналитического учета.

Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому дебитору и кредитору отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

По месту расположения в балансе счета распределяются на балансовые и забалансовые.

Балансовые счета предназначены для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих организации или же полностью контролируемых организацией (временно привлеченных с правом пользования и распоряжения).

Забалансовые счета предназначены для учета средств, не принадлежащих данной организации, но временно находящихся у нее в пользовании или распоряжении, а также для учета имущества, принадлежащего организации, но переданного другим организациям по договору финансового лизинга, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Применение забалансовых счетов позволяет избежать включения средств, не принадлежащих данной организации, в состав собственных средств, а также устранить двойной счет одних и тех же хозяйственных средств и у их собственника, и у временного пользователя.

Забалансовые счета не включаются в итоги (валюту) бухгалтерского баланса и отражаются за балансом.

Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами, и поэтому двойная запись на забалансовых счетах не применяется.

Бухгалтерский учет объектов, учитываемых на забалансовых счетах, ведется по простой системе. Можно сказать, что именно простой способ записи является характерным признаком забалансовых счетов.

При заполнении забалансовых счетов делаются односторонние записи - только по дебету (увеличение - данные о получении материальных ценностей) или только по кредиту (уменьшение - их возврат прежнему владельцу).

Двойная запись - это специфический бухгалтерский прием, - это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.

Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета - с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах. При этом для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.

Корреспонденция счетов - связь, возникающая между счетами при отражении на них хозяйственных операций. Счета при этом называются корреспондирующими.

Выраженная в письменной форме связь между счетами называется бухгалтерской записью (проводкой):

Д 50 "Касса" - К 51 "Расчетные счета".

Возникающие в процессе хозяйственной деятельности операции не могут нарушить баланс, ибо при их регистрации используется принцип двойной записи - одна и та же хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Наши рекомендации