Схема 10.1. Инфраструктура системы управления вторичным рынком
ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВТОРИЧНЫМ РЫНКОМ | ||||
Организационная | Функциональная | Техническая | ||
Федеральная служба по финансовым рынкам России и ее региональные отделения Мингосимущества и территориальные комитеты (отделы) управления государственным имуществом Федеральный фонд государственного имущества и фонды государственного имущества территорий | Фондовые биржи и фондовые отделы универсальных и товарных бирж Фондовые центры Фондовые магазины Фондовые аукционы Фондовые отделы и отделы ценных бумаг предприятий Аттестованные специалисты рынка ценных бумаг | Информационные системы, специальные издания, теле- и радиопередачи Реестродержатели Регистраторы Депозитарии Центры вексельного обслуживания Клиринговые центры |
Одним из признаков низкого уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. В конечном счете это ограничивает возможности межрегионального перелива капиталов и препятствует реализации стратегии структурной политики. Формирующиеся на местах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему, ориентированную на операции с наиболее ликвидными ценными бумагами. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций на фондовом рынке. Сложность решения данной проблемы связана с огромными масштабами российского рынка ценных бумаг, а также особенностями региональных рынков.
В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает четыре взаимосвязанных блока:
• систему торговли ценными бумагами;
• систему расчетов но заключенным сделкам;
• информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку и предоставление участникам операций с ценными бумагами информации об эмитентах, выпусках, котировках и местах торговли ценными бумагами;
• телекоммуникационную систему, объединяющую всех участников фондового рынка и обеспечивающую оперативную и согласованную работу остальных блоков.
К основным направлениям развития информационного обеспечения относятся:
• расширение объема публикаций с определением минимального массива информации подлежащей раскрытию участниками рынка ценных бумаг;
• введение обязательности публикации любых фактов деятельности эмитентов, способных повлиять на курс ценных бумаг;
• создание сети независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний—эмитентов ценных бумаг;
• широкая публикация макро- и микроэкономической отчетности;
• четкое разграничение информации, относящейся к коммерческой тайне, и данных, не являющихся таковой;
• развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные сегменты рынка ценных бумаг;
• создание общепринятой системы показателей оценки состояния рынка ценных бумаг.
Указом Президента РФ "О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала" от 12 ноября 1997 г. предусмотрено образование независимого федерального рейтингового агентства на базе информационного агентства "Интерфакс". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РФ, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РФ будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РФ.
Признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.
Вопросы по самоконтролю
1. В чем сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг? Какой комплекс мер оно предполагает?
2. Каковы задачи государственного регулирования рынка ценных бумаг?
3. Каковы права и обязанности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг?
4. Какие существуют виды и формы государственного регулирования рынка ценных бумаг?