Понятие и виды налогового контроля
Налоговый контроль— это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:
• наблюдение за подконтрольными объектами;
• прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
• принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
• выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.
Виды налогового контроляможно рассматривать по различным основаниям.
Оперативный контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.
Периодический контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.
Документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных, документов.
Фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.
Внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.
Внешний аудит — негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Минфина России. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.
Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу.
Обязанности по контролю за налогоплательщиками возлагаются также:
• на государственные органы, осуществляющие различные виды регистрации. Они должны сообщать в налоговую инспекцию о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта;
• на банки, которые должны: открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; выдавать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение пяти дней после мотивированного запроса.
Виды налоговых проверок
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объекты налоговых проверок — регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Правила и условия проведения налоговых проверок. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.
Виды налоговых проверок. В зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка— форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Она осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов или в последующие периоды.
Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречиях сведений, содержащихся в представленных документах, сообщают налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка— форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для такой проверки является решение руководителя налогового органа.
Выездная проверка проводится не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Деятельность предприятия проверяется от даты предыдущей документальной проверки до даты составления последнего бухгалтерского отчета, но не более трех последних календарных лет.
Продолжительность проверки — не более двух месяцев. При наличии у организации филиалов и представительств срок увеличивается на один месяц на проверку каждого такого структурного подразделения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:
1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента, т. е. встречной проверки.
Исполнение обязанностей по уплате налога может обеспечиваться следующими способами:
1. Залог имущества. Оформляется договор между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как налогоплательщик, так и третье лицо.
2. Поручительство. Поручитель обязуется перед налоговым органом исполнять обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени. Оформляется договор между налоговым органом и поручителем. Поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность при неисполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. Налоговый орган может по суду принудительно взыскать налог и сумму пени.
3. Пеня, которой признается денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты ими причитающихся сумм налогов в более позднее, чем установленные законом сроки.
4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика либо налогового агента. Это означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Налоговая ответственность
Ответственность в налоговой сфере— комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений. Поэтому ответственность регулируется различными отраслями права:
• Налоговым кодексом РФ при наличии признаков налоговых правонарушений;
• Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП);
• Уголовным законодательством РФ при наличии признаков преступления.
Налоговая ответственность— применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.
Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Субъекты налоговой ответственности — налогоплательщики (организации и физические лица), налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели), сборщики налогов и сборов.
Законодательство признает два обстоятельства, исключающих вину юридического лица в отношении налогового правонарушения:
- совершение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств;
- исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам.
При применении налоговой ответственности законодательство учитывает признаки повторности и умысла; имеются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определен в три года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия, выделяются следующие группы составов нарушений:
1) сокрытие или занижение объектов налогообложения;
2) нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения;
3) нарушение порядка сдачи документов в налоговый орган;
4) нарушение порядка уплаты налога;
5) прочие нарушения.
В соответствии с Кодексом организации несут следующую ответственность:
• штрафы— за совершение налоговых правонарушений. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае — взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. (В 2006 г. штраф, не превышающий для индивидуальных предпринимателей 5000 руб., а для организаций — 50 тыс. руб., налоговые органы могут взыскать во внесудебном порядке. В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сохраняется судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций);
• пени— за несвоевременное перечисление налогов и сборов. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке. Начисление пени производится за каждый календарный день рассрочки уплаты налога в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБРФ.