В современном предпринимательстве
Определение бизнес-плана и его роль
Слово «бизнес» означает занятие, дело, приносящее доход. В экономических справочниках под словом «бизнес» понимается экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путём создания и реализации определённой продукции (товаров, работ, услуг).
Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. Это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
В настоящее время многие предприятия не имеют официально принятых планов, равно как и отсутствуют необходимые механизмы планирования: нормы, нормативы, методики и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями высшего руководства предприятий о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайшую перспективу.
Что касается бизнес-планирования, то определённых требований или указаний по разработке бизнес-планов в нашей стране нет. Можно утверждать, что и по этой причине многие предприятия оказываются в сложном финансовом положении или вообще неплатёжеспособными.
Таким образом, бизнес-план – документ, представляющий собой объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В общем виде бизнес-планирование предусматривает рассмотрение деятельности предприятия в долгосрочном аспекте (3–5 лет). Именно на основании данного документа партнёры и инвесторы предоставляют денежные средства.
В условиях рыночной экономики бизнес-план – необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями.
Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 1.
Рис. 1. Процесс бизнес-планирования
Деятельность менеджеров имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы предприятия.
Подготовка бизнес-плана – трудоёмкий процесс, требующий определённых материальных и трудовых затрат многих специалистов предприятия, объединённых единым руководством и одной идеей. Многих проблем бизнеса можно избежать путём бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Важно и то, что в бизнес-плане оцениваются не только затраты, связанные с мероприятиями по достижению цели, и эффекты от принятых решений, но и риски возможных потерь.
Бизнес-планирование способствует организации и координации менеджмента предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до её окончания. Бизнес-план даёт возможность предприятию систематически анализировать свой бизнес, осуществлять непрерывный мониторинг, обнаружение и решение возникающих проблем.