Компетентность: Выраженная способность применять свои знания и умение.
Менеджмент ресурсов
Обеспечение ресурсами
Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для:
а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для создания и развития СМК, реализации политики и целей в области качества, удовлетворения требований потребителей необходимы соответствующие ресурсы.
Ресурсы могут включать людей, поставщиков, информацию, интеллектуальную собственность, организационные структуры, инфраструктуру, окружающие условия, природные и финансовые ресурсы и т.п., то есть все, что может быть реально использовано
Организация должна планировать развитие ресурсов. Для этого следует:
-определить ресурсы, необходимые для поддержания СМК, обеспечить, чтобы в обсуждении этого вопроса участвовало высшее руководство;
-включить обсуждение вопросов о ресурсах в деятельность по планированию качества и анализ со стороны руководства;
-при планировании и распределении ресурсов учесть все параметры видов деятельности (время, количество людей, заработная плата, мастерство, передача части работ сторонним организациям, оборудование, материалы, информация, процессы), чтобы обеспечить наличие всех ресурсов, необходимых для их осуществления;
-обеспечить осуществление на должном уровне планово-предупредительных ремонтов, транспортное обслуживание и т.п.;
-думать о ресурсах заблаговременно, с учетом перспективы, например о том, что потребуется для успешной доставки продукции и т.п.
Необходимо обеспечить управление ресурсами, о которых идет речь в других разделах стандарта, чтобы в итоге получить результативную систему менеджмента качества.
Человеческие ресурсы
Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта.
Компетентность, осведомленность и подготовка
Организация должна:
а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать результативность предпринятых мер;
г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте
Наиболее значимым ресурсом являются сотрудники. Интеллектуальные ресурсы сегодня рассматриваются как самые главные. Ведущие компании рассматривают своих сотрудников как капитал, который нужно преумножать, а не как вещи, которыми нужно пользоваться.
Главные проблемы, касающиеся персонала – его подготовка (достижение соответствующего уровня компетентности) и мотивация (вовлеченность). Отношение человека к работе зависит как от его способности (умения), так и от его готовности трудиться (желания). Если сотрудник мотивирован к качественному труду, но ему не хватает знаний или умений, то он не сможет добиться успеха, что может вызвать его негативную реакцию и стремление в дальнейшем избежать подобной ситуации. Если же сотрудник обладает высокой квалификацией, но к нему предъявляются заниженные требования, то готовность трудиться будет низкой. Он не будет видеть смысла в своей работе.
Компетентность: Выраженная способность применять свои знания и умение.
Определение уровня компетентности – важный инструмент для найма персонала, выявления возможностей для продвижения по службе, а также потребностей в подготовке кадров. Знание уровня компетентности персонала поможет организации в определении необходимой степени документирования СМК. Определить потребность в компетентном персонале можно, например, по итогам анализа корректирующих действий, из отчетов по работе за год, из материалов текущего контроля и мониторинга деятельности и т.д.