СОСТАВЬТЕ И ЗАПОЛНИТЕ ПРОДУКТОВО-РЫНОЧНУЮ МАТРИЦУ. Первое, что вам необходимо сделать – определить цель написания своего бизнес-плана.После этого (в случае
ШАБЛОН ЗАПОЛНЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Первое, что вам необходимо сделать – определить цель написания своего бизнес-плана.После этого (в случае, если ваша цель – привлечение инвестиций)– узнать о критериях, которыми руководствуется соответствующая структура при принятии решения о финансировании (выдаче кредитов, субсидий, грантов и т.п.) и разрабатывать свой проект в соответствии с этими критериями. При этом, не значит, что вы должны подгонять свой бизнес-план под определенные показатели, вам необходимо тщательно и исчерпывающе проработать свой проект на стадии подготовки, но расставить соответствующие акценты при презентации своего бизнес-плана.
После того, как яснацель вашего бизнес-планирования, вы приступаете к последовательной проработке своего проекта в соответствии с предлагаемой адаптированной структурой бизнес-плана:
Обзорный раздел (Резюме)
Описание предприятия
3. Описание продуктов (товаров/ услуг)
Анализ рынка
Маркетинг
Производственный план
Организационный план
Финансовый план
Риски
Приложения
Как писать разделы «Резюме» и «Описание предприятия», вы узнаете в этом модуле. Как писать другие разделы бизнес-плана, а также с некоторыми необходимыми для вашей работы инструментами анализа, вы познакомитесь в соответствующих учебных модулях. Здесь же мы коротко обозначим содержание каждого из разделов бизнес-плана в ознакомительных целях.
Резюме
Цель этого раздела – заинтересовать читающего (инвестора, эксперта, члена жюри и т.п.), привлечь внимание к вашему проекту. Резюме должно быть коротким и содержательным и занимать не более 2-3-х страниц.
Резюме, является скелетом бизнес-плана, его основой. И начать писать его вы должны еще до того, как приступите к разработке бизнес-плана. По мере вашей работы, вы будете постоянно возвращаться к резюме, и редактировать его, а окончательный вид этот раздел примет после завершения вашей работы над основной частью бизнес-плана. При презентации вашего проекта перед различными инвесторами, акценты в резюме вашей работы могут меняться в соответствии с критериями оценки вашего бизнес-проекта.
Резюме – важнейшая часть плана, т.к. в нем заключен ваш проект в концентрированном виде. Если вам не удастся этим разделом заинтересовать потенциального инвестора, то дальнейшее содержание вашей работы он читать не будет.
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и может включать следующую информацию:
- наименование проекта;
- характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:
· наименование
· организационно-правовая форма
· количество разработчиков/ количество сотрудников
· уставный фонд
· оборот за последний год (для действующих организаций)
· контактные данные (почтовый адрес, телефон)
· банковские реквизиты (для действующих организаций)
· фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.
- краткое описание проекта, особо выделив, идет ли речь о "start-up" или о расширении существующего дела;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал;
- описание ситуации на рынке и в отрасли;
- преимущество продукции или услуг предприятия;
- собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами (если необходимо);
- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
- ключевые экономические показатели эффективности проекта;
- возможные риски и система страховок.
В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
Описание предприятия
Цель этого раздела – познакомить читающего с организацией, представляющей бизнес-план. Оптимальный объем – до 1 страницы.
Если ваша компания уже существует на рынке, то в этом разделе вашего плана могут быть отражены следующие содержательные блоки:
· Краткая история развития компании;
· Основные виды деятельности;
· Отличительные черты компании;
· Основные достижения предприятия. Укажите, если есть какие-то награды, патенты, лицензии, сертификаты, ноу-хау;
· Показатели финансовой эффективности предприятия;
· Краткое описание основных клиентов.
Если вы находитесь на этапе «start-up» и только планируете создать организацию, то в этом разделе вам необходимо представить компетенции свои и вашей команды в соответствующей сфере:
· Ваш (и членов команды) профессиональный опыт в избранной отрасли;
· Профессиональные достижения ваши и членов вашей команды.
Например, когда двадцатилетняя девушка презентует проект по созданию транспортной компании, которая будет заниматься автоперевозками зерна, первый вопрос, возникающий у экспертов из жюри – какой опыт эта хрупкая, молодая и очаровательная девушка имеет в этой сфере. Если вы представляете проект, не имея профильного практического профессионального опыта, ваши шансы привлечь финансирование стремительно уменьшаются. Если же у вас есть практический опыт, не стесняйтесь его указывать.
Описание продуктов
Цель этого раздела – представить подробную характеристику продуктов организации (товаров или услуг).
Оптимальный объем – 3-4 страницы.
В этом разделе описываются следующие информационные блоки:
· Характеристика предлагаемых товаров и услуг:
o ассортимент;
o функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
o примеры использования продукции;
o технологичность;
o универсальность;
o соответствие продукции принятым стандартам;
o на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
o имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
o патентно-лицензионная защита;
· Сравнение с аналогами конкурентов;
· Отзывы потребителей.
Подробнее о том, как писать этот раздел, вы можете ознакомиться в модуле «Описание продуктов».
Анализ рынка
Цель раздела – представить системную характеристику вашего рынка и определить возможные факторы вашего успеха. Вам необходимо показать, что вы хорошо понимаете рынок и требования рынка к своему продукту. Структура данного блока может состоять из следующих необходимых частей.
Оптимальный объем раздела – до 5 страниц.
· Характеристика рынка;
o размеры рынка;
o уровень и тенденции развития рынка;
o динамика цен на рынке за последние несколько лет;
o специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке, входные барьеры;
o независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
· Сегментация клиентов;
· Анализ конкурентов;
· Формирование и развитие конкурентных преимуществ;
Подробнее об инструментах анализа рынка, сегментации и конкурентного анализа вы можете ознакомиться в модуле «Анализ рынка».
Маркетинг
Цель раздела – показать, как вы донесете информацию о своей продукции до потенциальных покупателей, и почему они ее купят. Иными словами, вы должны ответить на вопрос – откуда у вас возьмется запланированный объем продаж.
Оптимальный объем раздела – до 5 страниц.
· Ценообразование;
· Стратегия маркетинга;
· Методы продвижения;
· Прогноз объемов продаж
Подробнее о маркетинговых инструментах вы можете ознакомиться в модуле «Маркетинг».
Производственный план
Цель этого раздела – представить технологический процесс. Подробно описать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.
Рекомендуемый объем – до 5 страниц.
· Организация производства
· Технология
· Оборудование
· Ресурсная база
· Производственные потоки
Подробнее о том, как составлять производственный план, вы можете ознакомиться в модуле «Производственный план».
Организационный план
Цель этого раздела, показать какие необходимо совершить организационные действия, чтобы были достигнуты производственные, маркетинговые и финансовые цели.
Оптимальный объем – 2-3 страницы.
· Организационная структура;
· Методы подбора персонала;
· Регламентация;
· Мотивация.
Подробнее о том как спроектировать оптимальную организационную структуру, как подобрать ключевых сотрудников, как с определить их служебные функции и мотивировать их на достижение ключевых показателей их деятельности, вы сможете ознакомиться в модуле «Организационный план».
Финансовый план
Цели этого раздела: во-первых, дать возможность оценить потенциальному инвестору является ли предприятие достаточно привлекательным для инвестиций, во-вторых, насколько безопасны инвестиции и способен ли проект обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). Данный раздел является ключевым, если цель вашего проекта привлечение внешних инвестиций. Здесь планируются затраты и определяется эффективность.
Оптимальный объем раздела – до 5 страниц.
Раздел «Финансовый план» может содержать следующие блоки информации:
· Калькуляция затрат;
· Движение денежных средств;
· План прибылей и убытков;
· Баланс активов и пассивов;
· Расчет финансовых показателей.
Подробнее узнать о том, какие финансовые показатели необходимо рассчитать и как это сделать, как составить бухгалтерский баланс и план прибылей и убытков, как посчитать затраты и движение денежных средств вы сможете в учебном модуле «Финансовый план».
Риски
Цель раздела – показать, что вы знаете основные риски, с которыми вы можете столкнуться, знаете как их можно упредить и что делать в случае их наступления. Иными словами, вам необходимо показать, что вы готовы к различным вариантам развития событий.
Оптимальный объем раздела – 2-3 страницы.
· Наиболее вероятные риски
· Методы минимизации рисков.
Подробнее узнать о том, какие бывают риски, инструменты анализа рисков, методы реагирования и упреждения рисков, вы узнаете в учебном модуле «Риски».
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К их числу могут быть отнесены следующие:
· расчеты финансовых показателей;
· план производства и реализации продукции;
· биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
· результаты маркетинговых исследований;
· заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
· подробные технические характеристики продукции;
· гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции, договоры о намерениях;
· договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
· заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
· статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
· отзывы авторитетных организаций.
· фотографии или видеоролики образцов продукции;
· копии авторских свидетельств, патентов;
· плана предприятия;
· сертификаты (ТУ и т.п.) на продукцию.
Описание продукта
Как работать с шаблоном?
Вам надо заполнить раздел «Описание продукта» вашего бизнес-плана, заменяя текст, выделенный курсивом на данные вашего проекта. После заполнения, текст, выделенный курсивом, необходимо удалить. Желательно, чтобы объем данного раздела не превышал 3-4 страниц А4. При заполнении шаблона избегайте фанатизма: если какой-то из критериев избыточен для вашего бизнес-проекта, пропустите его. Ваша цель написать бизнес-план и получить инвестиции, а не заработать оценку за хорошее выполнение заданий.
Коротко опишите ваш продукт (3-4 предложения).
Представьте здесь ваш продукт визуально (графически, схематично, фотографию – в зависимости от характера вашей деятельности), если это возможно. Наглядное представление вашего продукта не должно быть более одного листа А4. Иногда бывает сложно визуально изобразить некоторые продукты, особенно в сфере услуг, в таком случае переходите к следующим заданиям.
Охарактеризуйте вашу продукцию по следующим ниже критериям. Если какой-то из критериев избыточен для вашего проекта, пропустите его.
Расскажите об ассортименте вашей продукции, перечислите основные наименования ваших товаров и услуг, если их слишком много, объедините в группы.
Опишите функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена. Какие потребности удовлетворяет, какие проблемы помогает решить.
Представьте основные технические характеристики вашего продукта (Не перегружайте читающего специализированными терминами).
Приведите примеры использования продукции.
Перечислите основные этапы производства вашего продукта.
Насколько ваш продукт является универсальным или уникальным для каждого клиента, в чем это проявляется.
Насколько ваши товары или услуги соответствуют принятым стандартам;
На какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
Если необходимо, то укажите требования к контролю качества, к подготовке пользователей, к гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
Укажите, имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта.
Какие необходимы патенты и лицензии для данного сегмента рынка, если у вас есть патенты или лицензии, укажите.
Проанализируйте продукцию конкурентов, имеющуюся на рынке, в соответствии со следующими критериями:
Опишите функциональные и потребительские свойства конкурирующих продуктов;
Почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом?
Какие принципы ценообразования у конкурентов, почему их товары и услуги стоят именно столько.
Опишите основные методы продвижения товаров и услуг, используемые конкурентами.
Что отмечают потребители в своих отзывах о вашем продукте. Если есть письменные отзывы, либо рекомендации, приведите их в приложении.
Анализ рынка
Как работать с шаблоном?
Вам надо заполнить раздел «Анализ рынка» вашего бизнес-плана, выполнив соответствующие задания и заполнив предлагаемые матрицы. Не подходите к заполнению матриц формально. Помните, что это ваши рабочие инструменты анализа, и нужны они прежде всего вам. Придерживайтесь принципа адекватности, если какая-то информация, полученная в результате применения инструментов анализа избыточна для вашего проекта, не вставляйте ее в ваш бизнес-план. Желательно, чтобы объем данного раздела не превышал 5 страниц А4, не считая таблиц.
1. ОЦЕНИТЕ РЫНОЧНЫЕ СИЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВАС, ИСПОЛЬЗУЯ МОДЕЛЬ «ПЯТЬ СИЛ ПОРТЕРА»;
СОСТАВЬТЕ И ЗАПОЛНИТЕ ПРОДУКТОВО-РЫНОЧНУЮ МАТРИЦУ.
А) сегментируйте ваших клиентов (опишите признаки приоритетности каждой клиентской группы – по каким критериям вы будете определять ваш это клиент или не ваш?)
Б) какие продукты вы предлагаете конкретным клиентским группам?
В) опишите каждый сегмент своего рынка (рост рынка, степень конкуренции, уровень прибыльности и т.д.)
Клиент (рынок) Продукт | Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 | Всего |
Продукт/услуга 1 | ||||
Продукт/услуга 2 | ||||
Продукт/услуга 3 | ||||
Всего |