Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
· прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;
· приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
· общий объём расходов;
· верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
· нормативная величина резервного фонда;
· дефицит или профицит федерального бюджета;
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
· предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);
· вернуть в правительство на доработку;
· поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
· приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
· бюджетные ассигнования по разделам;
· программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
· программа государственно внутренних и внешних заимствований;
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Стадии бюджетного процесса[править | править исходный текст]
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
· составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
· утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
· исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
· контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
Участники бюджетного процесса[править | править исходный текст]
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
· Президент Российской Федерации;
· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);
· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
· Центральный банк Российской Федерации;
· органы государственного (муниципального) финансового контроля;
· органы управления государственными внебюджетными фондами;
· главные распорядители бюджетных средств;
· главные администраторы доходов бюджета;
· главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
· получатели бюджетных средств.