Условия и принципы построения внутренней
сегментарной отчётности
Внутренняя отчётность является важным инструментом контроля.
Внутренняя отчётность подразделений – это система взаимосвязанных показателей о результатах деятельности подразделений за определённый промежуток времени (час, день, неделя, месяц и др.).
Некоторые характеристики внутренней отчётности:
1. Внутренний отчёт должен быть адресным и конкретным.
2. Для принятия управленческих решений полезна оперативная информация.
3. Форматы сегментных отчётов должны быть постоянны.
4. Во внутренней отчётности должен даваться анализ не только достигнутых результатов, но и разрабатываться эффективные будущие решения.
5. Не следует перегружать отчётность расчётами.
6. Отчёты должны содержать только ту информацию, которая необходима для принятия управленческого решения.
Периодичность составления внутренней отчётности, её точность, подробность и сроки представления индивидуальны для каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления (затраты на подготовку внутренней отчётности не должны превышать экономический эффект от её использования).
К формам отчётности разных подразделений представляются различные требования в зависимости от того, к какому виду центров ответственности эти подразделения относятся.
В основе составления отчётов по центрам затрат лежит принцип контролируемости. Для этого:
1)детальность отчётов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя;
2)отчёты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчётов нижестоящих менеджеров.
Любая сегментарная отчётность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых показателей (принцип управления по отклонениям). Управление по отклонениям способствует:
1) оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин возникновения убытков по каждому подразделению или продукту;
2) установлению ответственности за возникающие неблагоприятные отклонения.
6. 2. Сегментарная отчётность как основа оценки деятельности центров ответственности
Объектами управленческого учёта являются отдельные сегменты организации (центры ответственности).
Критерии, используемые в оценке деятельности подразделений, могут быть разделены на финансовые и нефинансовые показатели.
Показателями финансового характера могут быть:
1. Прибыль определяется как разность между полученной выручкой и затратами. Для контроля центра прибыли достаточно одного показателя, но для центров инвестиций полезны другие.
2. Рентабельность активов отражает эффективность использования средств, инвестированных в активы подразделения:
|
Этот показатель применяется наиболее часто, так как обладает преимуществами по сравнению с абсолютными показателями:
Может применяться расширенная формула, которая позволяет заострить внимание на прибыли от реализации продукции и оборачиваемости активов и их влиянии на рентабельность активов (РА):
|
Таблица 40 – Пример оценки деятельности центров инвестиций по показателю рентабельности активов
Показатель | Центр инвестиций | |
А | Б | |
1. Выручка от продажи продукции, руб. | 1 890 | 2 080 |
2. Операционная прибыль, руб. | ||
3. Стоимость активов, руб. | ||
4. Прибыль на рубль продаж, % (стр.2 : стр.1 ´ 100) | 17,0 | 10,0 |
5. Оборачиваемость активов (стр.1:стр.3) | 1,26 | 2,53 |
6. Рентабельность активов, % (стр.2 : стр.3 ´ 100) | 22,0 | 25,6 |
Значение двух составляющих рентабельности активов может дать представление о стратегии подразделения. Если подразделение стремится освоить новые изделия, то оно должно иметь высокую рентабельность продаж, а если стратегией другого подразделения является сокращение затрат, то оно должно иметь высокие показатели оборачиваемости.
Из таблицы видно, что операционная прибыль центра А выше прибыли центра Б, однако центр Б оборачивает средства, вложенные в его активы, более чем в два раза быстрее. Центр Б лучше управляет своими активами.
Несмотря на свои достоинства, показатель рентабельности активов имеет два недостатка:
- он не позволяет оценить важность отдельного подразделения для компании в целом;
- использование этого показателя может привести к тому, что менеджеры будут отдавать предпочтение политике управления активами, а не получения большей прибыли. Поэтому его следует применять вместе с показателем прибыли.
3. Показатель остаточной прибыли – это прибыль, заработанная подразделением сверх минимально необходимой нормы прибыли, установленной администрацией.
|
Некоторые компании устанавливают различные нормы прибыли для различных подразделений, отражая уровень риска различных видов деятельности.
Таблица 41 – Пример оценки деятельности по показателю остаточной прибыли.
Показатель | Целевая норма прибыли = 10% | Целевая норма прибыли = 15% | ||
А | Б | А | Б | |
1. Активы, руб. | 2 000000 | 20 000 000 | 2 000 000 | 20 000 000 |
2. Прибыль, руб. | 400 000 | 3 000 000 | 400 000 | 3 000 000 |
3. Минимальная необходимая прибыль (активы ´ целевую норму прибыли) | 200 000 | 2 000 000 | 300 000 | 3 000 000 |
4. Остаточная прибыль (2 – 3) | 200 000 | 1 000 000 | 100 000 |
Преимущества остаточной прибыли перед рентабельностью активов:
– демонстрирует, что капитал имеет стоимость;
– показывает, какую прибыль приносит подразделение для компании сверх минимальной прибыли;
– отражает вклад подразделения в общие результаты деятельности компании.
В таблице 41 рассмотрен пример оценки деятельности по показателю остаточной прибыли.
Расчёты свидетельствуют, что при минимальной целевой норме прибыли 10% подразделение Б вносит больший вклад, чем подразделение А, несмотря на низкую рентабельность активов (А – 20%, Б – 15%). Поэтому подразделение Б более ценно для компании. Но при норме 15% подразделение А более выгодно.
Таким образом, использование в качестве критерия оценки деятельности подразделения показатель остаточной прибыли мотивирует действия, направленные на достижение согласованности целей компании и его подразделений.
4. Экономическая добавленная стоимость (ЭДС) или управляемая прибыль – разница между доходом, которую компания заработала для держателей акций и облигаций, и доходом, который может быть получен, если бы средства были инвестированы в другие компании при аналогичном уровне риска (вмененным доходом компании).
Как показывает практика, применение экономической добавленной стоимости для измерения результатов финансовой деятельности позволило сократить затраты, более эффективно использовать активы, сохранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов.
Пример расчёта экономической добавленной стоимости для бизнес-единицы:
1. Прибыль 5 000 000
2. Налог на прибыль 20% 1 000 000
3. Чистая операционная прибыль (1-2) 4 000 000
4. Плата за капитал (10% от стоимости
капитала 100 000 000 руб.) 1 000 000
5. ЭДС (3 – 4) 3 000 000
Каждая бизнес-единица компании несёт ответственность за две составляющие экономической добавленной стоимости – чистую прибыль и плату за капитал. Важно добиться снижения платы за операционный капитал путём привлечения более дешёвых источников финансирования, избавления от излишних активов, закрытия неприбыльных видов бизнеса.
Применение показателя экономической добавленной стоимости побуждает управляющих более эффективно использовать капитал, инвестированный в бизнес-единицу, получая от него большую прибыль, или сокращать стоимость капитала сегмента, поддерживая существующий уровень прибыли.
Деятельность подразделений зависит от аспектов нефинансового характера – изобретательство, производительность, качество изделий (работ, услуг), уровень удовлетворённости покупателей обслуживанием. Эти факторы также нуждаются в совершенствовании и оценке.
С помощью финансовых показателей компания оценивает результаты прошедшей деятельности подразделений, а нефинансовые показатели позволяют спрогнозировать результаты будущей работы сегмента.
Существует пять правил комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей для оценки деятельности сегментов:
1. Число показателей должно быть больше двух, но меньше шести.
2. В системе показателей должны быть как финансовые, так и нефинансовые критерии оценки деятельности.
3. Нефинансовые показатели должны отвечать следующим требованиям:
а) у сегментов существует возможность их совершенствования;
б) они должны контролироваться менеджером, способным принимать меры по их улучшению;
в) улучшение нефинансовых показателей должно вызывать улучшение финансовых показателей.
4. Показатели должны быть взаимозависимы умеренно.
5. Необходимо разрабатывать новые альтернативные показатели, если наглядность существующих показателей снизится.
Вопросы для самопроверки по теме 8
1. Влияние организационной структуры предприятия на построение управленческого учёта.
2. Структура учётной информации о производстве по уровням управления.
3. Роль и значение центров ответственности при управлении деятельностью организации и структурных подразделений.
4. Виды центров ответственности.
5. Виды отчётности, применяемой при управлении центрами ответственности.
6. Состав и распределение расходов по организационной деятельности.
7. Системы управленческого контроля за деятельностью подразделений.
8. Содержание внутренней отчётности результатов деятельности подразделений.
9. Характеристики внутренней отчётности подразделений.
10. Внутренняя отчётность как основа оценки деятельности центров ответственности.
11. Показатели финансового характера для оценки деятельности центров ответственности.
12. Показатели нефинансового характера для оценки деятельности центров ответственности.
13. Правила комбинированного использования показателей финансового и нефинансового характера для оценки деятельности центров ответственности.
14. Проблемы использования показателей финансового и нефинансового характера для оценки деятельности центров ответственности.