Органы гос.власти и управления, осущ-ие гос.фин.К-ль
Осущ-ют высшие органы гос.власти:
1.Федер.Собрание РФ образует пост орган фин. К-ля-счетная палата (К-ль за своевр-ным испол-ем дох и расх статей Б, законностью и своевр-ть движения ср-в Б). Задачи: опр-ие эфф-ти и целесообразности р-дов гос.ср-в и исп-ие федер.соб-ти; провед-ие фин экспертиз; анализ выявлен откл-ий от устан-ых пок-лей федер. Б, подготовка меропр-ий по их устранению.
2.На регион.уровне фин.К-ль произв-ся и органами регион.власти и спец-но созданными контрольными органами
3.К-ль за состоянием респ-го бюджета в РФ и его исполнение осущ-ет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Гос.Думы РФ.
4.Минфин РФ и его органы на местах играют важную роль в осущ-ии фин. К-ля.
5. Федеральное Казначейство Минфина РФ- орган-ция и осущ-ние К-ля за исполнением гос.бюджета и гос.внебюджет. фондов, прогнозир-е V гос.фин.рес-в. Права Казн-ва: проводить проверки денеж.док-тов на п/п , учр-ях, орг-ях люб формы соб-ти; взыскивать в бесспорном порядке ср-ва, исп-ые не по назнач-ию; приостан-ть операции по счетам, применять к нарушителям штраф.санкции.
6.ГНС Президенту РФ, орган оперативного фин. К-ля. Гл.задача: к-ль за соблюдением законод-ва по налогам, прав-тью их исчисления,своевремен-тью внесения в бюджет.
Имеют право: приостан-ть операции п/п по счетам в банках; изымать док-ты, к-ые свидет-ют о сокрытии дохода; применять фин.санкции, штрафы, предъявлять в суды иски о ликвидации п/п и признании сделок недействит-ми
7.Налоговая Полиция- предупреждение, выявление, пресечение и расследов-ие налог. Преступл-ий и администр. правонаруш-ий. Имеет право: производить в соотв-ии с УПК РФ дознание по делам о преступлениях, отнесенным к их ведению; Проводить в соотв-ии с УПК предварит-ое следствие по делам о налог.преступл-ях; осущ-ть оперативно-розыскную деят-ть; по запросу налог. Органов участв-ть в налог. Проверках.
Аудит- это независ.экспертиза и Ан-з фин.отчет-ти хоз.субъекта с целью опр-ия ее достовер-ти, полноты, реальности в соответствии с законодат-вом и треб-ями, предъявляемым к составлению фин.отчет-ти. Аудитор – независ. ревизор, проешедший соотв-щую аттестацию и получивший лицензию на осущ-ие АД.
В завис-ти от целей и задач А различают внеш и внутр. А. Цель внеш А: проверка достовер-ти фин и бух отч-ти; экспертиза фин-хоз сост-я; оценка платежеспособ-ти; разраб-ка рекомендаций по хоз. деят-ти фин стратегии, планир-ю налогов и т.д. Внутр А осущ-ют службы внутр. К-ля фирмы, к-рые проводят проверки по поруч-ю рук-ва. Конкрет цели внутр.А опред-ет рук-во. Внутр.А д. Провод-ся непрерывно, чтобы своевременно воздейст-ть на ход коммерч-х и фин операций.
Фин. сис-ма предст-ет собой совок-ть различ. сфер фин. отн-ий, каждая из к-ых харак-ся особ-тями формир-я и исп-я фондов ден.ср-в и разл.ролью в обществ.воспр-ве.
Фин.сис-ма РФ вкл-ет:
I. Общегос-ые финансы- обесп-ют потреб-ти расшир-го воспр-ва на макроуровне: бюджет. систему(ГБ, БС, МБ) +ВБФ(ПФ, ФОМС, ФСС); гос.кр-т
II. Финансы хоз-щих субъектов- исп-ся для обеспеч-я воспр-ва ден. ср-вами на микроуровне: ком, неком, фин. посред
Фин.сис-ма явл-ся единой, т.к. базир-ся на едином источнике рес-сов всех звеньев данной сис-мы. Основой единой фин.сис-мы явл-ся финансы п/п, т.к. они непоср-но участ-ют в процессе матер-го произ-ва. Источником централиз-х гос.фондов ден.ср-в явл-ся нац.доход.
III. Ф. дом. х-в и Н
Финансовая политика.
ФП – сов-ть мероприятий гос-ва, проявляемых в {-ме форм и методов мобилизации фин рес-в, их распред-е и использ-е д/осущ-я своих ф-ций и задач.
Задачи ФП: 1) обесп-е усл-ий д/ формир-я max-но возможн фин рес-сов; 2) уст-е рац (с т.зр. гос-ва) распр-я и исполз-я фин рес-в; 3) орг-ция регул-я и стимул-я эк и соц процессов фин методами; 4) выработка фин мех-ма и его развитие в соотв-ии с Δ-мися целями и задачами гос-ва; 5) созд-е эф-ной системы упр-я ф-сами.
ФП – составная часть эк пол-ки, в ней конкретиз-ся осн напр-я развития нар х-ва, опр-ся общ V фин рес-в, их ист-ки и напр-я использ-ния, разраб мех-зм стимул-я фин м-дами соц-эк процессов. При выр-ке ФП необх учит-ть особ-ти истор разв-я страны, спец-ку м/нар и внут обстановки, эк и фин возм-ти страны. ФП разраб президент РФ, приним гос дума РФ, осущ прав-во (суб-в). ФП вкл бюджетн, нал, ден, кред, ценов, тамож.
Типы ФП: 1) классич Смит, Рикардо (осн напр-е - невмешат-во гос-ва в эк-ку, сохр-е своб конкур-ии, использ-е рын мех-ма как гл регул-ра хоз процессов, эт б огр-е р-дов и н-гов и обесп-е сбал Б);
2) регулирующ Кейнс (необх-ть вмеш-ва и регул-я гос-вом циклич развития эк-ки. Использ-ся фин мех-зм д/рег-ния эк-ки и соц отн-ний с целью обесп-я полн занятости Н. Осн инстр-ты вмеш-ва: гос р-ды, за счет них формир-ся доп D, гос р-ды обеспеч ↑ предприн деят-ти, ↑ НД, ликв-ся б/раб-ца. Больш вним-е удел гос кр-нию за счет долгосроч и ср/сроч займов, возник специализар органы упр-я ф-сами)
3) планово-директивн (исп-ся странами с админ-командн { упр-я эк-кой, основ на гос соб-ти, осущ прям директив рук-во всеми сферами эк-ки и соц жизни и ф-сами. Цель ФП: обесп-е max конценрации фин рес-сов у гос-ва д/их последующ перераспред-я в соотв-и с осн напр-ми гос плана. Созд-сь инстр-ты при пом кот пр-сь изъятие всех неиспользуем фин рес-сов. В ↓ эф-ть пр-ва, ухудш фин полож-е гос-ва, замедл-сь разв-е соц сферы об-ва).
Бюджет.
БО - фин. отн-ия гос-ва на федер., регион. и местн. уровне с гос-ми акционерными и др. п/п и населением по поводу формир-я и исп-ия централиз-го фонда ден. ресурсов.
Б (фин план гос-ва на тек фин год, имеющ F з-на) явл-ся формой образов-я и расход-я ср-в для обесп-ия ф-ций органов гос.власти и для реал-ции фин. пол-ки гос-ва. Ф-ции Б: 1)распред-ная проявл-ся ч/з формир-е и исп-ние централиз фондов ДС по ур-ням гос и тер власти, перераспред-е ВВП ч/з Б имеет 2 взаимосвяз стадии – обр-е д-дов (ДС, поступ в б/возм и б/возврат пор-ке в соотв-ии с з-вом РФ в распоряж-е орг-в гос власти РФ, суб-в фед-ии и ОМСУ, быв нал и ненал) Б, исп-е Б-ных ср-в – р-ды (ДС, направляем на фин обесп-е задач и ф-ций гос-ва и МСУ). 2) контрольн действует одновр-но с распред и предпол возм-ть и обязат-ть гос контроля за поступ-ем и использ-ем Б-ных ср-в.
Совок-ть всех видов бюджетов образ-ет бюджетн. сис-му гос-ва. Взаимосвязь м/у ее отд-ми звеньями , орган-цию и принципы построения бюджетн. сис-мы наз- ют бюджетным устройством. В управ-ии бюджетн.процессом участвуют почти все органы гос.власти. Центр. место занимают: МФРФ, республик, фин.упр-я, органы ФК-ва.
Бюджетная сис-ма гос-васостоит:
1. ФБ РФ
2. Регион Б-ты - Б. нац-но-гос-ых и администр-но-терр-ных образований.
3. Местные Б.
Единство бюджетн.сис-мы реализ-ся через единую соц-экон. пол-ку и правовую базу, исп-ие единых бюдж-ых классиф-ций и форм бюдж. докум-ции, взаимодействие бюджетов всех уровней.
Бюджетный процесс предст-ет собой регламентир-ую з-ном деят-ть органов власти по составл-ю, рассмотр-ю, утвержд-ю и исп-ию бюджетов. Его составной частью явл-ся бюджет регулир-ия, т.е. частичн. перераспр-ие ресурсов м/д бюджетами разл. уровней.
Свод бюджетов всех ур-ней БС РФ наз-ся консолидированный бюджет.
Пр-пы функц-ния БС:
1) Единство БС (ед-во правов базы, ден {, форм Б-ной док-ции, пр-пов Б-го процесса, санкций за наруш-е, пор-к фин-ния р-дов Б-тов всех ур-ней БС, вед-я БУ)
2) Разгранич-е д-в и р-дов м/у Ур-ми БС РФ (закрепл-е соотв-щих видов д-в и полномочий по осущ-ю р-дов за ОГВ РФ, ОГВ суб-в и ОМСУ)
3) Самост-сть Б-в разн ур-ней
4) Полнота отражения д-в и р-дов Б-в и гос ВБФ, т.е. все д-ды и р-ды Б-в подлежат отраж-ю в обязат пор-ке и полн V.
5) Сбал-сть Б – V предусмотр Б-м р-дов д соотв-ть сум-ному V д-в Б и поступ-й из ист-ков фин-ния его дефицита.
6) Эф-ть и экон-сть исп-ния Б ср-в – при сост-нии и исполн-и Б ОГВ и получ-ли Б ср-в д исходить из необх-ти достиж-я заданных рез-в с исп-ем V ср-в опр-го Б.
7) Общее покрытие р-дов Б, д-ды д.б.= р-дам.
8) Гласность – обязат публикование в открыт печати утвержден Б-в и отчетов об их исполн-и.
9) Достоверность – надеж-ть пок-лей прогноза соц-эк развития соотв-ющ тер-ии и реалистичность расчета р-дов и д-в Б.
10) Адресность и целев хар-р Б ср-в.
Бюджетная классификация-з-но устан-ая по однород. пр-кам груп-ка д-в и р-в Б, а также источ-в покрытия его дефицита, исп-ся д/сост-ия и испол-ия Б-в, обеспеч сопостав-ть пок-лей Б-в всех ур-ней; док-т, выполняющ важнейш орг ф-ции, позвол сводить все Б-ты в консалид Б.
БКл-ция вкл: кл-я д-в Б (групп-ка д-в Б-в всех ур-ней в соотв-ии с ист-ми их формир-я – нал и ненал, группы д-в сост из статей д-в, объед конкрет виды д-в по ист-кам и способам их получ-я); функц кл-я р-в (групп-ка р-дов Б всех ур-ней, отраж напр-е Б ср-в на вып-е осн ф-ций гос-ва, 4 ур-ня разделы, подразделы, целев статьи р-дов, виды р-дов ФБ), эк кл-я р-дов Б (групп-ка р-дов по их эк сод-ю вкл текущ и кап статьи р-дов, на ее основек сост-ся сметы Б учр-ий), кл-я ист-в внутр фин-я дефицита (гр-ка заем ср-в, привлекаем прав-вом, ОГВ суб-в и ОМСУ д/фин-я деф-тов соотв Б), внешнее фин-е, внутр. и внешн. ГД, ведомств-я К. р-в
Все бюджетные расх.дел-ся на текущие (на обеспеч-ие текщих потреб-тей) и капитальные (на инвестиц-ные нужды и прирост запасов). Налог.дох-ы- это обязат-ые безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета в соотв-ии с з-нами РФ налоги дел-ся на прямые и косвенные. Прямые выплач-етнепоср-но налогоплат-к, косвенные – потреб-ль товаров ч-з цену товара. Налоги и сборы явл-ся основой формир-ия регион-ых и местных бюджетов.
Бюджетный дефицит -это фин.явл-ие, необязат-но относящ-ся к разряду чрезвычайных. Ф-ры: долгоср тенденция в дин-ке нал поступ-й и го ср-дов; стадия воспр цикла, в кот нах-ся эк-ка в рассм Т; тек пол-ка прав-ва в обл Б-х д-в и р-дов, кот м игнор или в недост степ учит-ть долгоср цели соц-эк развития.
Причины: 1)криз явл-е в эк-ке, 2)неспос-ть прав-ва держать под контролем фин сит-ию в стране; 3)чрезвыч обстоят-ва; 4)милитаризация эк-ки в мирн t; 5)осущ-е круп централиз вложений в разв-е пр-ва и Δ его стр-ры; 6)чрезмер ↑ ТРоста соц р-дов по сравнен с ТР ВВП.
БД в опред-ых границах не страшен. Положение счит-ся контролируемым при гос. долге не более 50%ВНП и БД не более 2-3%.
При борьбе с БД нужно учит-ть след-щие принципы:
1) нельзя устран-ть БД путем арфимет-их операций
2) на отд-ых стадия развития эк-ки БД допустим
3) для покрытия БД исп-ся разнообразные формы гос. кр-та. Недопустима эмиссия, БД д.покрыв-ся на заемной основе (выпуск гос.Цб)
4) для преодоления БД необх-мо оздоровление самой эк-ки
Мероприятия по снижению БД:
1. изменение направл-ий инвестир-ия в отрасли бюджетн.ср-в с целью повыш-я фин-ой отдачи от каждого руб.
2. сниж-е военных расх.
3. сниж-е гос.сектора в эк-ке
4. широкое исп-ие фин. льгот и санкций
5. сохран-ие финансир-я лишь важнейших программ
6. запрещ-е ЦБ страны предост-ть кр-ты правительст-ным струк-рам любого уровня без надлежащего оформл-я задолж-ти гос. Цб-ми.
7. широкое привлеч-е в страну иностр. капитала, т.к. это снижает бюджет. расх., появл-ся новый налогоплат-к, => увелич-ся доход. поступл-я. Все развит. страны широко исп-ют иностр. инвестиции.
Трансферты –ср-ва, поступающ из регион и фед фондов, фин поддержка регионов, р-р рассчит по методике прав-ва.
Дотация –ср-ва, предоставл Б др Ур-ней в БС на безвозм и безвозврат основе д/покрытия тек р-дов.
Субвенция –ср-ва, предост Б-у др Ур-ня БС или ю.л. на безвозм и безвозврат основе д/осущ целевых р-дов.
Субсидия –Б-ые ср-ва, передаваем Б др ур, ю.л. или ф.л. на условиях долевого фин-ния целев р-дов.
Брутто Б = ФБ + Б-ты суб-в + мест Б и Б ВБФ
Нетто Б =ФБ + Б-ты суб-в + мест Б
Особенности внебюджетных фондов
1. имеют строго целевую направл-ть
2. ср-ва исп-ся для фин-я р-дов, не вкл в Б
3. форм-ся за счет обязат отч-ий ю.и ф. л.
4. страх. взносы в ВБФ имеют нал природу, устан-ся гос-вом, явл-ся обязат-ми
5. на отнош-я, связ с исчисл-ем и уплатой взносов распр-ся нормы нал зак-ва
6. ден. рес-сы фондов нах-ся в ГС и не подлеж изъятию на цели, не предусм з-вом
7. расх-е ср-в ВБФ осущ по распор-ю прав-ва или спец. создан орг-в
8. из ВБФ м. предоставл-ся субвенции на финансир-е инвестиц-х проектов.
ВБФ- это форма перераспред-я и исп-ия фин. рес-сов, привлекаемых гос-вом для финансир-я не вкл-ых в Б-т нек-рых обществ-ых потреб-тей и расход-ых в соотв-ии с целевыми назнач-ми фондов.
Представит-ные органы власти м. принять реш-е об образов-ии ВФ за счет добровольн. взносов на соотв-щие цели. Они м.б. созданы за счет сумм штрафов за наруш-е правоохранит-го закон-ва, санитарных норм, за счет штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия и др.
В зав-ти от уровня управ-я ВФ делятся на: федер-ые и регион-ые.