Понятие и формы брака. Личные отношения супругов
РП различало:
1)законный брак между гражданами, имеющими право на брак (дети – граждане),
2)брак с мужней властью (cumanu) (жена – во власти мужа (или его домовладыки) на равных основаниях с его детьми, в древний период – с правом убить жену или продать ее, полная собственность мужа на имущество жены без возможности возврата при разводе, у жены лишь право на часть наследства),
3)жена остается подвластной прежнему домовладыке (sinemanu) (если была самостоятельна – сохраняет самостоятельность), но декларирует намерение создать семью и растить детей с мужем (имущество раздельное, включая все приобретенное при браке, управление мужем имуществом жены – только по Ду поручения; в 2-1 вв. до н.э. передача «приданого» (особый статус всего передаваемого мужу женой, ее домовладыкой или кем-то еще для облегчения материальных затруднений семейной жизни) в собственность мужу с обязательством возврата при прекращении брака, - только если было специальное устное соглашение, если его не было, то «приданое» - у мужа навсегда;
Декларирована обязанность взаимного уважения супругов.
1)брак, не рассматриваемый как законный,
2)конкубинат (постоянное сожительство, возможное для мужчины независимо от наличия у него жены; для женщины – либо конкубинат, либо брак (муж вправе убить жену, находящуюся в сожительстве с другим); дети от конкубината не подлежали отцовской власти, женщина-конкубина не разделяла социального положения сожителя)
Личные отношения.
Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т.е. ее невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные последствия).
Супруги (и муж в том числе) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским нравом ограничительно - наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).
Имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака но римскому нраву. При заключении брака в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической (см. далее) родственницы. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) к семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки.