Сергей Ирин, Минск, август 1999 г.
ü Кредитование за счет ресурсов территориальных комитетов Министерства Предпринимательства и инвестиций в рамках программ по содействию малому бизнесу. Эти ресурсы выделяются под инвестиционные проекты, имеющие первостепенное значение для развития населенного пункта в котором они реализуются;
ü Компенсация банку части недополученных процентов при установлении им низкой ставки в соответствии с программой поддержки малого предпринимательства Министерства Предпринимательства и инвестиций;
ü Заказчик возмещает подрядчику расходы, связанные с привлечением кредитных ресурсов на покрытие затрат по незавершенному строительству, в случае перечисления аванса или оплаты выполненных строительных работ с нарушением установленного срока.
Возможность применения указанных выше вариантов зависит от возможностей и полномочий банка, а так же от кредитуемого проекта и заемщика.
Уровень процентной ставки может быть ниже, чем средняя ставка по банку (даже в убыток самому банку) в том случае, если это является целенаправленной политикой банка в отношении вашего предприятия. Причины могут быть различными:
ü перевести в свой банк на расчетно-кассовое обслуживание или удержать от перехода в другой банк;
ü банк хорошо зарабатывает на работе с предприятием по другим операциям и кредитование рассматривается как льготное приложение к пакету банковских услуг.
Следует помнить о том, что процентная ставка может пересматриваться банком в процессе кредитования, если это оговорено в кредитном договоре.
Хотя сроки уплаты процентов могут устанавливаться банком и заемщиком по договоренности, банки, как правило, требуют уплаты процентов ежемесячно (чтобы спасти свои доходы от инфляции). Вы можете аргументировать свое желание получить отсрочку по уплате процентов в начале срока кредитования или в определенный период кредитования тем, что у предприятия будут отсутствовать требуемые денежные поступления в этот период. Например: проект выйдет на полную мощность только после окончания периода монтажа и наладки оборудования, который составит 3 месяца, или – в зимний период наступает сезонный спад в реализации продукции. Все эти аргументы должны быть подтверждены документами, которыми могут быть не обязательно договора, а и результаты маркетинговых исследований.
Параллельно с заявкой многие банки требует предоставления письма-ходатайства на получение кредита. Письмо пишется на имя руководителя банка на фирменном бланке предприятия. В нем предприятие ходатайствует о рассмотрении его документов на получение кредита, заверяя банк в добросовестном исполнении своих обязательств по его возврату. Письмо может показаться формальностью (ведь есть кредитная заявка), однако оно несет в себе важные для банка моменты:
ü Ваше письмо является "офертой", т.е. предложением и свидетельствует о том, что Вы сами обратились в банк и кредит не был вам навязан банком (не было факта принуждения к заключению договора).
ü Письмо попадает к руководству банка и таким образом поддерживает его в курсе кредитных дел банка.
ü Письмо (конечно на фирменном бланке) несет в себе ваши реквизиты и контактные телефоны. Стиль письма и его оформление также могут многое рассказать опытному банковскому работнику. Небрежное, на плохой бумаге, с грамматическими ошибками письмо производит не лучшее впечатление.
О тайном смысле указанного письма может намекнуть и забавная история, имевшая место в одном московском банке. В этом банке существовала любопытная практика выдачи кредита. Председатель правления банка подписывал ходатайства на выдачу кредита ручками разных цветов. Так, виза, поставленная ручкой черного цвета, означала, что кредит на самом деле выдавать не надо, следует отказать в мягкой форме – «приходите завтра». «Одобряю», написанное синей ручкой, означало, что деньги можно дать, но под очень высокий процент. Красный цвет говорил о том, что клиент заслуживает доверия и кредит можно выдавать на нормальных условиях.
4.4.2. статус предприятия и полномочия лиц.
- Завтра утром принесите метрическую выпись, и мы поговорим о вашем деле. Я подумаю. Оноре де Бальзак. ГОБСЕК. |
Предприятие резидент Республики Беларусь представляет в банк следующие документы:
ü Учредительный договор;
ü Устав;
ü Свидетельство о регистрации (перерегистрации);
Эти документы должны быть удостоверенные нотариально или вышестоящей организацией, либо органом, производившим регистрацию. Если в указанные документы вносились изменения, то они также должны быть оформлены в установленном порядке и представлены в банк. Если Вы берете кредит в банке, в котором Вы уже открывали какие-либо счета (расчетный, депозитный и т.п.), то эти документы предоставлять не надо, т.к. Вы их уже предоставляли при открытии указанных счетов. Представленный перечень является типовым и если у предприятия один собственник или же оно образовано в результате разгосударствления и приватизации, то конечно учредительный договор отсутствует. В этом случае требуется копия соответствующего решения.
Нерезиденты предоставляют:
ü Копию документа, подтверждающего статус иностранного предприятия, копию Устава (Положения, Агримента и т.п.);
ü Удостоверение в установленном порядке, с переводом на белорусский (русский) язык;
Дополнительно банки требуют:
ü протоколы собрания учредителей о назначении директора и главного бухгалтера;
ü контракт с директором на исполнение им должностных обязанностей, если заключение контракта предусмотрено уставом.
Все выше перечисленные документы необходимы банку для выяснения полномочий Вашего предприятия и его должностных лиц. Рекомендуем изучить эти документы перед предоставлением в банк, т.к. их изучение может дать вам много неожиданной информации. Обратите внимание на следующие моменты:
· Статус предприятия
ü Ваше предприятие должно иметь статус юридического лица. Если предприятие является обособленным подразделением, то оно не может получить кредит самостоятельно. В этом случае кредит должно получать головное предприятие (юридическое лицо). Кредитный договор может быть заключен от имени юридического лица его обособленным подразделением при наличии у него соответствующих полномочий на совершение таких действий и наличии у него текущего (расчетного счета) (в настоящий момент законодательство не допускает открытие текущих счетов структурным подразделениям, - следовательно такая ситуация возможна только для тех структурных подразделений которые ранее успели обзавестись такими счетами). При этом в кредитном договоре может быть указано, что кредитные средства выделяются обособленному подразделению юридического лица в оплату обязательств по сделкам, заключенным от имени юридического лица этим подразделением. Договора могут подписываться руководителем и главным бухгалтером подразделения от имени юридического лица на основании доверенностей;
ü Деятельность предприятия в рамках кредитуемого проекта должна допускаться видами деятельности, которые перечислены в уставных документах. Если требуются специальные разрешения или лицензии, то их копии должны быть представлены в банк;
ü Юридические лица других государств - нерезиденты Республики Беларусь, являющиеся иностранными инвесторами, могут получать в банках Республики Беларусь кредиты только на цели инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Таким образом, они не могут получить кредит, например, в текущую деятельность – на закупку сырья или товаров;
· Полномочия должностных лиц
Банк проверяет полномочия должностных лиц, которые будут подписывать такие юридические документы как кредитный договор, договор залога, кредитуемые контракты и т.п. Следует иметь в виду следующее:
ü Уставы и трудовые контракты руководителей многих предприятий содержат пункты ограничивающие полномочия руководителя на получение банковских кредитов. Варианты ограничений бывают разные, например: общее ограничение - руководитель не вправе получать кредит в банке без письменного решения собрания акционеров; ограничение по сумме – руководитель вправе заключать кредитный договор на сумму не более установленной уставом (или с привязкой к данным баланса, например к чистым активам); по типу кредита - руководитель вправе заключать кредитный договор только на получение кредита в текущую деятельность. Снять подобные ограничения можно, наделив руководителя дополнительными полномочиями (как это делается, написано в уставе). Обычно дополнительные полномочия даются по решению собрания акционеров или вышестоящих органов (министерств, ведомств, комиссий по государственному управлению) или кредитный договор подписывается руководителем, но вступает в силу только после его утверждения соответствующим органом. В любом случае требуется приложить копию соответствующего решения. В последнее время часто встречается ограничение на сумму залога(кредита) с привязкой к такому показателю, как «чистые активы» (например, 50% суммы чистых активов). Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов юридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Таблица и методика расчета чистых активов установлена законодательством и утверждена министерством финансов. Аналогичные ограничения могут быть и по распоряжению имуществом предприятия, которое предполагается к залогу по кредиту.
ü Иногда подписание документов планируется не руководителем, а его заместителем по финансовым вопросам. Многие уверены, что лицо, имеющее наряду с директором право первой подписи расчетных документов (т.е. лицо, подпись которого имеется в банковской карточке подписей), вправе подписывать договоры от имени соответствующего юридического лица. Это не всегда так. Право действовать от имени юридического лица без доверенности имеет его руководитель (директор), а также лица, наделенные таким правом согласно уставу юридического лица (как правило, это первый заместитель директора). Прочие лица могут подписывать договор только на основании доверенности, выполненной в письменной форме, подписанной руководителем и скрепленной печатью юридического лица. Обратите внимание на следующие моменты при оформлении доверенности:
- Формулировка (текст) доверенности. Не все доверенности являются генеральными, некоторые из них выдаются только на определенные виды операций или имеют различного рода ограничения, например по сумме;
- Срок действия доверенности. Она не должна оказаться просроченной. Если срок действия доверенности не указан, то она действует в течение года с момента ее выдачи. Срок действия доверенности не может превышать 3 года;
- В случаях, когда доверенность выдается на совершение сделок требующих нотариальное удостоверение (залог недвижимости - ипотека) доверенность должна быть нотариально удостоверена;
- Доверенность, выданная в порядке передоверия, также должна быть нотариально удостоверена;
Следует отметить, что лицо, исполняющее обязанности руководителя (директора) во время отпуска или болезни последнего, не обязано иметь доверенность, поскольку на время замещения руководителя (директора), оно получает соответствующие права (действовать без доверенности от имени юридического лица). В таком случае в банк необходимо представить копию приказа, согласно которому на данное лицо возложены обязанности руководителя.
Тоже самое следует иметь в виду и в отношении главного бухгалтера предприятия.
ü На основании пункта 1 статьи 29 Закона РБ «О ценных бумагах и фондовых биржах», физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого члена биржи.
4.4.3. Документы для оценки финансового положения.
- Нет, нет. Слуга покорный! Куда это годится? - продолжал Гобсек. - Разве можно ссудить хоть грош человеку, у которого долгов на триста тысяч франков, а за душой ни сантима? Третьего дня на балу у барона Нусингена Вы проиграли в карты десять тысяч. Оноре де Бальзак. ГОБСЕК. |
Выдача кредита возможно только кредитоспособным субъектам хозяйствования, следовательно, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия приобретает особую актуальность.
· Финансовая отчетность
Важными документами, представляющими особый интерес для кредитных работников, является ваша финансовая отчетность и сопутствующие ей документы. В банк предоставляются:
ü Баланс (со всеми приложениями) за прошедший год с пояснительной запиской, баланс и отчет о прибылях и убытках за прошедший квартал. Годовую отчетность обычно требуют с отметкой налоговой инспекции;
ü Копия положения об учетной политике на предприятии;
ü Копии аудиторских заключений и справок последних проверок (Налоговой инспекции, Государственного контроля и пр.). Очень плохо если они отрицательные и содержат много замечаний и выявленных нарушений. Бухгалтерия во многом является лицом предприятия.
Основными общими требованиями к отчетности являются:
ü Корректность. Довольно часто отчетность содержит элементарные ошибки: не идут итоги балансов, не соответствует форма 1 форме 2, не отражены отдельные операции, не указаны даты и единицы измерения. Все это производит очень плохое впечатление. Со временем, когда большинство предприятий автоматизируют свою бухгалтерию, такие ошибки встречаются все реже.
ü Достоверность. Отчетность должна быть достоверна, т.е. отражать реальное положение дел. Годовая отчетность должна предоставляться с отметкой налоговой инспекции. Банк вправе проверить достоверность отчетности с выездом на офис заемщика и сверкой с первичными документами, главной книгой, оборотными ведомостями. В отдельных случаях, банк может потребовать проведение независимого аудита. Банк может произвести телефонный запрос в вашу налоговую инспекцию и выяснить интересующие его вопросы.
К отчетности требуется приложить пояснительную записку с расшифровкой наиболее важных статей баланса (согласовывается с банком):
ü основные фонды;
ü товары и запасы;
ü товары отгруженные;
ü кредиторская и дебиторская задолженность;
ü банковские кредиты, займы;
ü убытки прошлых лет;
· Финансово-экономический анализ
Финансово-экономическое положение предприятия это основной вопрос для рассмотрения. Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
ü Идентификацию финансового положения;
ü Выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
ü Выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;
ü Прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.
Банк производит анализ финансовой отчетности предприятия, используя методы финансового анализа. Такой анализ производится кредитными работниками, с применением различных компьютерных программ, которые рассчитывают определенные показатели и проводят общий анализ финансовой отчетности. Законодательство не обязывает банки использовать какую либо единую методику анализа и не устанавливает жесткие критерии для разделения отчетности заемщиков на удовлетворительную и не удовлетворительную. Эти методики банки разрабатывают самостоятельно (или используют официальную методику Министерства финансов или Национального Банка Республики Беларусь).
Основные методы финансового анализа следующие:
ü Вертикальный анализ баланса. В его основе лежит представление бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств (активах) и источниках их покрытия (пассивах).
ü Горизонтальный анализ. Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей и разделов баланса. В основе этого анализа лежит исчисление темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.
ü Система аналитических коэффициентов – ведущий элемент анализа финансового состояния. Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа:
- анализ ликвидности, отражающий способность предприятия отвечать по своим обязательствам.
- анализ текущей деятельности, характеризующий кругооборот средств предприятия.
- анализ финансовой устойчивости, оценивающий состав источников финансирования.
- анализ рентабельности, показывающий эффективность работы предприятия.
- анализ положения и деятельности на рынке капитала, характеризующий положение предприятия на рынке ценных бумаг, доходность акций[1].
Общее положительное впечатление при рассмотрении отчетности производит большое наличие основных фондов, материальных запасов, отрицательное - убытки, значительная кредиторская и дебиторская задолженность, большой объем взятых кредитов и займов, отсутствие или низкий уровень собственных средств, не сформированность уставного фонда.
При наличии просроченной задолженности по кредитам выдача новых кредитов не производится. Исключение составляют:
ü кредиты на строительство, реконструкцию и покупку жилья;
ü кредиты под гарантию (поручительство) правительства Республики Беларусь;
ü случаи, когда разработаны мероприятия по улучшению деятельности заемщика и погашению просроченной задолженности, утвержденные министерством, другим республиканским органом государственного управления, а также объединением, подчиненным Правительству Республики Беларусь, а в случае, если кредитополучатель не подчинен республиканским органам государственного управления и не входит в состав объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь, - уполномоченным органом управления юридического лица - кредитополучателя;
ü случаи, когда представителями банка, направленными в соответствии с законодательством Республики Беларусь в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью заемщика (об этом далее), составлено экономически обоснованное заключение о возможности такого кредитования;
Одним из условий кредитования по счету контокорренту является обеспечение покрытия свыше 90% оборотных активов собственными средствами в течении 3-х и более последних месяцев. Данные баланса, конечно, следует рассматривать относительно величины валюты баланса и в динамике за отчетный период. Следует помнить, что оценка баланса может рассматриваться относительно суммы и сроков запрашиваемого кредита, другими словами баланс "не проходящий" для кредита в 50 млн. руб. вполне может удовлетворить банк при заявке на кредит в 5 млн. руб.
· Убытки
Отдельно следует сказать о требованиях к убыточным предприятиям. К сожалению, наличие убытков стало достаточно частым явлением для предприятий всех форм собственности. По итогам января-февраля 2001 г. удельный вес убыточных предприятий к их общему числу составил 41,8%. Законодательство не запрещает выдачу кредитов предприятия работающих с убытками, хотя сами банки идут на это в исключительных случаях. Обязательным условием кредитования убыточного предприятия является предоставления ими (или их вышестоящими органами) четкой, грамотно составленной и проработанной программы по выходу на рентабельную работу. Эта программа может являться составной частью бизнес-плана предприятия (отдельная глава), или в виде отдельного документа утвержденного руководством предприятия. В ходе кредитования банк контролирует выполнение указанной программы и, если она не будет выполняться, может потребовать досрочного возврата кредита и начисленных по нему процентов.
По финансовой отчетности заемщика не всегда можно достоверно судить о его истинном финансово-экономическом положении. Это объясняется, прежде всего, тем, что в существующих экономических условиях предприятия не склонны отражать в отчетности истинное положение дел, стремясь уйти от налогового пресса. Зачастую, даже крупные и хорошо известные компании показывают в своих отчетах чисто символическую прибыль, что служит признаком высокого уровня финансового менеджмента. Используя различные схемы расчетов, оффшорные компании и прочие механизмы, предприятия добиваются того, что реальная деятельность и оборот остаются в тени (или перераспределяются между разными компаниями). Другой проблемой является то, что финансовый анализ клиента должен строится с учетом его отраслевой принадлежности и специфики деятельности. Построение такой системы анализа в настоящий момент невозможна из-за того, что отсутствует система статистических отраслевых показателей, на основании которых она должна строится. В последней редакции методики Министерства финансов по оценке финансового состояния и неплатежеспособности субъектов хозяйствования производится дифференциация по 11 отраслям, однако, этого явно недостаточно. Для сравнения можно сказать, что аналитические и консалтинговые компании в США производят дифференциацию по 250 отраслям. Возможно, вам покажется, что выводы банковского аналитика, сделанные на основании финансовой отчетность предприятия, неверны, из-за того, что, что ему не известны определенные особенности вашего бизнеса. В этом случае следует отразить ваши объяснения в пояснительной записке к балансу.
Часто спрашивают о том, может ли предприятие с «нулевым» балансом получить кредит под свой проект, который по замыслу его реализаторов позволит получить значительные прибыли, рассчитаться с кредитом и существенно улучшить финансово-экономическое положение предприятия. Определенная логика в таких рассуждениях есть, но на практике банки не идут на такие риски. Это вызывает справедливое возмущение предпринимателей, ведь в таком случае не может начаться ни один коммерческий проект. Это не совсем так. В настоящее время банковский кредит является основной, но все же не единственной формой привлечений капитала. Существуют различные фонды и программы, которые позволяют предпринимателям получить первоначальный капитал для реализации своего проекта и раскрутить дело в том случае, когда банковский кредит ему по разным причинам недоступен. Мы вернемся к этому вопросу в конце книги.
Другим часто задаваемым вопросом является вопрос о том, может ли слабое финансово-экономическое положение предприятия быть компенсировано другими факторами, например, – высоко ликвидным и высоко стоимостным залогом. В общем случае, такая замена не допускается, поскольку понятия залогового обеспечения и финансового положения это разные понятия, но на практике банк может пойти на такой шаг в случае, если обеспечение представленное предприятием действительно ликвидное и ценное, например – залог валютного депозита.
· Справка из обслуживающего банка.
Если Вы обслуживаетесь в другом банке, то для оценки Вашей деловой активности потребуют справку из обслуживающего банка со следующей информацией:
ü обороты и остатки по счетам за последние 3 (как правило) месяца;
ü картотеки и претензии к счету;
ü наличие задолженности по кредитам;
Даже если банк не указал прямо, что данные должны быть в виде справки обслуживающего банка, не носите ему ксерокопии банковских выписок или распечатки - пусть будет именно справка. Сэкономленное время банковского работника (на подсчетах оборотов) - это сэкономленное ваше время. Солидные обороты, безусловно, окажут свое влияние, слабые движения по счетам производят тягостное впечатление.
· Данные о предполагаемом поступлении и использовании валютных средств
Предоставляются в виде справки с вышеуказанным названием за подписью директора, и главного бухгалтера заверенной печатью. Эти данные требуются только при получении кредита в иностранной валюте. На основании этих данных банк анализирует валютоокупаемость проекта. Национальный банк рекомендует выдавать валютные кредиты преимущественно под валютоокупаемые проекты, поэтому, если проект не валютоокупаемый (или не вполне валютоокупаемый), то все зависит от позиции банка в этом вопросе. Если проект не является валютоокупаемым и выручка планируется только в белорусских рублях, то так и следует написать.
· Расчет стоимости чистых активов юридического лица
Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов юридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Таблица и методика расчета чистых активов установлена законодательством и утверждена министерством финансов. Требуется представить указанный расчет в банк за подписью директора и главного бухгалтера.
Этот расчет требуется только в следующих случаях:
ü если в учредительных документах предприятия есть определенные ограничения на полномочия должностных лиц привязанные к показателю «чистые активы». Например, директор обязан согласовывать сделки на сумму свыше 50% стоимости чистых активов, или, залог на сумму свыше 10% стоимости чистых активов производится только по решению собрания акционеров;
ü если банк хочет убедиться в том, что чистые активы предприятия не уменьшились до такой степени, что предприятие подлежит ликвидации в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь (Указ Президента РБ № 11).
Банки очень щепетильно относятся к достоверности информации характеризующей финансовое положение заемщика, поскольку от этого во многом зависит характер принимаемого решения по предоставлению кредита. Иногда для предприятия стоящего на гране разорения кредит является последним шансом (по крайней мере, так считает его руководство). Это может подвинуть должностных лиц на сокрытие своего реального финансового положения. Делается это часто не из корыстных побуждений, а для спасения родного предприятия. Как известно благими намерениями вымощена дорога в ад. Такие действия будут квалифицироваться не только по статье 237 УК РБ «Выманивание кредита или дотаций», но и по статье 239 УК РБ «Сокрытие банкротства». Еще раз вспомните об ответственности за предоставление искаженной информации, о которой уже было сказано выше.
4.4.4. Бизнес - план.
В конце второго, 1818-1819 года, зимою, мой патрон, большой кутила и расточитель, оказался в стесненных обстоятельствах, вынуждающих его продать контору. Хотя в те времена цены на патент стряпчего де достигали таких баснословных сумм, как теперь, он запросил за свое заведение немало - сто пятьдесят тысяч франков. Если б деятельному, знающему и толковому стряпчему доверили такую сумму на покупку этой конторы, он мог бы прилично жить на доходы от нее, уплачивать проценты и за десять лет расквитаться с долгом. Оноре де Бальзак. ГОБСЕК. |
· Предназначение
Бизнес-план - это описание деятельности предприятия по реализации конкретного проекта, для осуществления которого запрашивается кредит. Основная цель бизнес-плана - убедить кредитора в продуманности и целесообразности своих действий и в возможности возвратить запрашиваемый кредит и уплатить проценты в установленные сроки и на заданных условиях. В более широком понимании бизнес-план может являться стратегическим планом развития предприятия на определенный период времени. Предоставление бизнес-плана – строго обязательно - при получении долгосрочных кредитов (на инвестиции) и по усмотрению банка - при кредитовании в текущую деятельность и на приобретение объектов с целью передачи их в лизинг. Скорее всего, бизнес-план от вас потребуют и при кредитовании в текущую деятельность, но он будет представлять упрощенный технико-экономический расчет.
Следует отметить, что определенных понятий «бизнес-план» и «технико-экономическое обоснование кредита» нет. Как правило, банки под термином «бизнес-план» подразумевают солидный развернутый документ (как это будет описано ниже) со всеми приложениями и расчетами, а под термином «Технико-экономическое обоснование кредита» - таблицу (расчет) возврата кредита и уплаты процентов и краткой пояснительной запиской.
· Подготовка и написание
Основные трудности с подготовкой бизнес-плана сталкиваются небольшие предприятия и фирмы, не осуществляющие планирование и анализ своей деятельности и привыкшие жить сегодняшним днем. Как правило, на этих предприятиях нет планово-финансовых отделов и его функции выполняет бухгалтерия. Впрочем, крупные государственные предприятия также становятся в тупик при подготовке бизнес-планов, что объясняется не высокой подготовкой их финансовых менеджеров и незнание ими основ проектного анализа. Написание бизнес-плана должно производится опытными сотрудниками фирмы, в число которых обязательно входит главный бухгалтер, финансовый директор и руководители ведущих отделов. Каждый раздел бизнес-плана может быть написан тем подразделением предприятия, которое отвечает за решение задач описанных в разделе. Консультации и практическую помощь по разработке и написанию бизнес-плана можно получить в консалтинговых фирмах, кредитных отделах банков. Различного рода семинары, тренинги и практические занятия по данной тематике регулярно проводятся государственными и коммерческими учебными заведениями, учебными и научными центрами. В продаже имеется множество книг и методических пособий по данной тематике. Для выполнения экономических и финансовых расчетов бизнес-плана, применяются различные программные продукты, которые позволяют произвести основную массу расчетов и сгенерировать основные экономические результаты. Такие программы могут иметь различный уровень сложности. Входными параметрами в них служат: условия кредита, объемы продаж, цены, ставки налогов и т.п. На выходе пользователь получает таблицы расчетов налогов и прибыли, таблицы и графики погашения кредита, использование оборотных средств, расчет основных экономических показателей и т.п. Подобные расчеты могут осуществить и специалисты предприятия, используя программу MS EXELL или другие электронные таблицы.