Фискально-налоговое регулирование предпринимательства

Целью налоговой политики страны должно быть создание таких финансовых условий для осуществления предпринимательской дея­тельности, которые бы способствовали повышению эффективности производства и накоплению капитала для инвестирования. Доходы бюджетов должны формироваться не за счет ужесточения налоговых требований в отношении налогоплательщиков, а за счет расширения их хозяйственных оборотов, доходов и имущества.

В настоящее время государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности основана чаще всего на ис­пользовании налоговых преференций и льгот: инвестиционного на­логового кредита, предоставления налоговых каникул, ускоренной амортизации, инвестиционных субсидий, льгот при косвенном на­логообложении, сниженных ставках таможенных пошлин. Самой простой и эффективной является система инвестиционно­го налогового кредита, предусмотренная Налоговым кодексом РФ. Ее сущность основана на таком изменении срока уплаты налога, при котором налогоплательщику-предприятию предоставлена воз­можность в течение определенного срока и в определенных преде­лах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, но при наличии установленных Кодексом оснований. Такой кредит может быть пре­доставлен предприятию в части налога на прибыль либо по местным или региональным налогам на срок до 5 лет. Предоставление организации-налогоплательщику налогового кре­дита возможно лишь в строго оговоренных налоговым законодатель­ством случаях. Такими случаями являются: причинение предприятию ущерба, наступившего в результате стихийного бедствия, технологи­ческой катастрофы или иных форс-мажорных обстоятельств, задерж­ка оплаты выполненного объема работ в рамках государственного за­каза, выделения финансирования из бюджета, угроза банкротства в случае единовременной уплаты предприятием налога.

Применение инвестиционных скидок может осуществляться в виде понижения ставок по налогам. В отличие от налогового кре­дита сумма инвестиционной скидки определяется в виде налоговой ставки, а не в абсолютной сумме.

В свою очередь, частичное или полное освобождение налогопла­тельщика от обязанности по уплате налога в течение какого-либо периода времени после инвестирования средств представляет собой налоговые каникулы. Налоговые каникулы уступают в преимуще­стве инвестиционным скидкам и налоговому кредиту, поскольку яв­ляются менее действенным и эффективным инструментом привлече­ния капитала в той или иной форме. Ускоренная амортизация также являет­ся одним из способов стимулирования предпринимательской дея­тельности государством. Суть ускоренной амортизации состоит в списании более 2/3 первоначальной стоимости объекта в течение половины срока его службы. Начисление амортизации по повышен­ным нормам увеличивает себестоимость производимой продукции, а значит, снижает размер налогооблагаемой прибыли, в результате чего возникает налоговая отсрочка. В первые годы использования объекта амортизации величина отчислений велика, соответственно, размер фактически уплачиваемых налогов - мал. Далее, по мере снижения суммы амортизации, реальный размер налогов будет ра­сти (в сравнении с уплачиваемыми налогами в случае применения линейной амортизации). В результате временное применение уско­ренной амортизации может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, в целях получения эф­фекта в будущем, вероятно, захотят вложить свой капитал.

Разновидностью инвестиционных скидок или налоговых креди­тов являются инвестиционные субсидии, которые есть не что иное, как возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, которые получены для реализации одобренных проектов или на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Возмещаемая часть указанных затрат может составлять 2/3 ставки кредита, но не должна превышать 2/3 действующей ставки ре­финансирования Банка России. Предоставление инвестиционных субсидий является весьма рискованным для бюджета, так как бюд­жетная эффективность таких субсидий может оказаться отрица­тельной. Следовательно, система стимулов должна быть научно обоснованной и базироваться на хорошо отлаженном механизме налогообложения.

Наши рекомендации